Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе.
презентация к уроку по теме

В презентации на основе увлечения учеников моего класса был изложен материал "Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе." ЭТАПЫ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИ ЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ представлены в виде велосипеда, который мчится вперёд к новым знаниям. Введение проблемного обучения начинается с 1 класса и усложняется с каждым новым годом обучения. Как правильно построить работу. Как выходить из ситуации, если обучающиеся пришли к неправильному решению или   их решения разнятся. Данная презентация поможет ответить на эти вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnoe_obuchenie_1.rar2.53 МБ

Подписи к слайдам:

Технология проблемного обучения на уроках вначальной школе.
Учитель начальных классов: Скидина Оксана Александровна МБОУ СОШ№1 г.Когалыма
Как же построить урок, чтобы учесть особенности детей, чтобы он стал любимым занятием наших учеников?
ИДЕИ
МАСТЕРСТВО
ЖЕЛАНИЯ
ИНТЕРЕСЫ
СПОСОБНОСТИ
Что делать?
использовать технологию проблемного обучения
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
Создание ситуации
Реализация продукта
Выражение решения
ОБУЧАЮЩИЕСЯ
УЧИТЕЛЬ
Поиск решения
  ЭТАПЫ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Проблема – это вопрос, требующий исследования.
Чем больше будем исследовать, решать проблемы, тем больше будет развиваться интеллект ребёнка, его потребность в новых знаниях.
ТИПЫ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
Не могу!
Даётся практическое задание не выполнимое вообще.
Несоответствие.
Даётся задание, где надо использовать знания в новой ситуации.
Неожиданность
Даётся ряд готовых решений. Выбери правильное.
Неоднозначные решения в виду недостатка (лишних) данных.
Вызывает удивление, необычностью, парадоксальностью.
Ситуация рассматривающая противоположности.
Задание с заведомо допущенной ошибкой.
Неопределённость
Конфликт
Выбор
Ошибка
Создание проблемной ситуации: «Почему не получается?»
ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ :
необходимость действия;
задания содержат  «трудность»;
задания включают знания  и способности, сформированные ранее;
знание, вырабатываемое детьми, служит им  средством  разрешения ситуации.
Раздели на 2 группы.

Поиск решения:открытие субъективно нового знания, путем выдвижения и анализа гипотез.
ВАЖНО фиксировать творческие находки детей.ДЕЛАТЬ мгновенную запись на доске интересного мнения.
Выражение решениявыражение нового знания в доступной форме. Моделирование.
схема, таблица, символ, опорные слова, алгоритм.
Реализация продукта: представление продукта учителю и классу.
оценивание творческого продукта через сравнение с результатами класса «Вы согласны? Есть дополнения?»
с опорой на готовый образец «Сравните с учебником».
Что делает учитель, работающий по новому стандарту на уроке: точно формулирует задание; выдерживает «деловую» интонацию; разрешает ученику сомневаться и не знать;   разворачивает ребенка спиной к себе, лицом к классу;организовывает фиксацию результатов обсужде- ния  на доске;занимает равноправную позицию с классом; пытается гибко перестроиться по ходу урока, идя от ответа ребенка; идет от класса к учебнику, а не от учебника к классу.
Что НЕ делает учитель, работающий по новому стандарту на уроке: не повторяет за детьми; не задает лишних вопросов; не говорит больше, чем дети; не выделяет интонационно правиль- ные и неправильные высказывания.
1класс: дети находят решение совместно с учителем; - предполагают; - высказывают свои соображения; - устанавливают несоответствия; - объясняют свой выбор. Учитель использует диалоговую форму обучения и вводит работу в группах.
2 класс:дети, работая в группах, выдвигают гипотезы; учатся проверять их состоятель- ность, опираясь на имеющийся опыт; - приходят к новым знаниям; принимают решение и представ- ляют его классу и учителю.
3-4 классы: - поиск решения учебной задачи, представление решения, его анализ и оценка осуществляется детьми без прямого вмешатель- ства учителя; - дети сверяются с «ЭТАЛОНОМ» выводами учёных в учебнике.
Если дети пришли к неправильному решению, срабатывает прием «яркого пятна»: - учащиеся разбираются в причинах ошибки совместно с учителем; - лучше понимают суть проблемы и быстрее находят правильное решение; - все учащиеся класса несут ответствен- ность за принятое решение.
Если решения разнятся: - рассматривают варианты; - приходят к общему решению в сравнении; - полностью контролируют свою деятельность и деятельность одноклассников; - общаются друг с другом напрямую, а не через учителя.
Итак с помощью проблемного обучения решаются многие педагогические задачи: Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству. Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала. Решение проблемы психологического комфорта на уроках.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1.     Бабанский Ю. К. Проблемное обучение как средство по вышения эффективности учения школьников. – Ростов - на Дону., 1970.2.     Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемного обучения. - М., 1963.3.     Ю.Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку - М., 1983.4.     Выготский Л. С. Избранные психологические исследова ния - М., 1956.5.     Вяткин Л. Методика проблемного обучения - Саратов; 1971.6.     Вильков Л. В. Познавательная деятельность учащихся при проблемном характере обучения,- М., 1966.7.     Выготский Л. С. Педагогическая психология - М., 1991.8.     Герасимов С. В.. Когда учение становится привлекательным - М., 1993.9.     Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения - М., 1986.10. Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение - истоки, сущность, перспектива - М., 1991.11. Лернер И. Я. Проблемное обучение - М., 1974.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе

Использование проблемного диалога на уроках изучения нового материала....

Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе.

        В настоящее время отмечается усиление внимания к совершенствованию организации и содержания развивающего обучения. Главная задача образовательного процесса в совреме...

Тема: "Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе".

         Технология проблемного обучения привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а ...

Технология проблемного обучения на уроках в начальной школе

Методическое объединение  нашей школы работает над темой: «Современные образовательные технологии обучения в начальных классах – залог успешной работы по ФГОС второго поколения».Цель : Совершенст...

Применение технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе

В статье описывается применение технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе...

Использование технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе

Урок с использованием проблемной ситуации оказывает благоприятное воздействие на эмоциональную сферу детей, увлекает их, дети перестают бояться проблем, стремятся их разрешить, убеждаются в том, что к...