Анализ ВПР
материал (4 класс)

Ефимова Лидия Михайловна

Анализ ВПР по русскому языку, математике и окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_vpr.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ ВПР

по математике, русскому языку и окружающему миру в 4 классе

МБОУ «Билютайская ООШ»

Дата проведения с 18 .04 – 27.04.2017 года.

Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки учащихся, изучавших школьный курс на базовом уровне.

Цель анализа: получение данных, позволяющих представить уровень образовательных достижений, выявить недостатки, построить траекторию их исправления и подготовить методические рекомендации для учителя, учеников и их родителей.

Всего в 4  классе обучается 7 учащихся. В написании Всероссийских проверочных работ приняли участие 7 человек обучающиеся по основной общеобразовательной программе начального общего образования. Учащиеся 4  класса обучаются по УМК «Школа России»:
Русский язык – автор учебника Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Математика – автор учебника Моро М.И., Бантова М. А, и др.
Окружающий мир – автор учебника Плешаков А.А., Крючкова Е. А.

В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения выпускников начальной школы оценивались также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Оценивалась сформированность следующих УУД:
- личностных (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение);
- регулятивных (планирование, контроль и коррекция, саморегуляция);
- познавательных (поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- моделирование, преобразование модели; анализ объектов в целях выделения признаков;
- синтез;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений; доказательство);
- коммуникативных (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации).

Предмет: математика

Дата проведения: 25 апреля 2017 учебного года

Всероссийская проверочная работа по математике состоит из одной части. Работа содержит 11 заданий. На проведение работы отводится один урок 45 минут. Максимальный балл за выполнение работы – 18.

Структура варианта проверочной работы

К 1. Умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1)

К 2. Умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями, содержащими 2–3 арифметические действия со скобками и без скобок

К 3. Умение решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью

К 4. Умение читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними

К 5(1). Умение вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата

К 5(2). Умение выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника

К 6. Умение работать с таблицами, схемами, графиками диаграммами, анализировать сравнивать и обобщать информацию

К 7. Умение выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями в пределах 10000, в том числе с остатком

К 8. Умение решать текстовые задачи арифметическим способом (в 1–2 действия), записывать и сравнивать величины (массу, время, длину, площадь, скорость)

К 9. Умение решать текстовые задачи, устанавливать зависимость между величинами, решать задачи в 3–4 действия

К 10. Овладение основами пространственного воображения

К 11. Овладение основами логического и алгоритмического мышления. Решать задачи в 3–4 действия

Статистика по отметкам

ОО

Кол-во   уч.

Распределение групп баллов в %

2

3

4

5

Вся выборка

1368910

2,2

19,2

31,9

46,7

Республика Бурятия

12543

6,1

29,1

34,1

30,8

Бичурский муниципальный район

254

7,1

30,3

29,5

33,1

МБОУ «Билютайская ООШ»

7

0

0

57,1

42,9

Распределение первичных баллов по вариантам

Вариант

10

11

12

13

14

15

Кол-во уч.

5

1

1

1

1

4

8

1

1

1

3

Комплект

1

1

2

1

1

1

7

Перевод первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале представлен в таблице


Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0 - 5

6 - 9

10 -12

13 -18

По сравнению с отметками по математике за 3 четверть и ВПР понизили результаты 2 ученика (28,6%), подтвердили свои результаты 3 ученика (42,9%), повысили свои результаты – 2 ученика (28,6%).

Учащимися наиболее успешно выполнены задания, в которых проверялись умения:

- выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);

- выполнять арифметические действия с числами и числовыми выражениями, содержащими 2–3 арифметические действия со скобками и без скобок;

- решать арифметическим способом (в 1–2 действия) учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью;

- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

- работать с таблицами, схемами, графиками диаграммами, анализировать сравнивать и обобщать информацию.

Среди заданий по результатам ВПР самый низкий процент выполнения показали задания, направленные на проверку умения:

- решать текстовые задачи в 3–4 действия;

- демонстрировать овладение основами логического и алгоритмического мышления.

Рекомендации.

Умение рассуждать логически является одним из важнейших не только для изучения курса математики и других учебных предметов, но и в повседневной жизни. Поэтому очень важно регулярно включать в учебную работу задания на развитие логического мышления, проводить разбор таких заданий, предлагать ученикам участвовать в проведении рассуждений. Такие задания не требуют знания какого-то специального набора терминов и понятий, но на конкретных примерах могут быть разобраны различные образцы рассуждений и обоснований. Следует как можно чаще

учить ребят рассуждать логически на уроках, логически обосновывать свои утверждения – отвечать на вопрос «Почему?».

Предмет: русский язык

Дата проведения: 1 часть (диктант с грамматическим заданием) - 18 апреля 2017 учебного года, 2 часть (грамматические задания) - 20 апреля 2017 учебного года. Всего участникам предстояло выполнить 15 заданий по русскому языку. Основным заданием в первой части проверочной работы по русскому языку стал диктант. Во второй части проверялось умение обучающихся работать с текстом и знание системы языка. На выполнение каждой из частей проверочных работ отводится один урок (45 минут). Максимальный балл за выполнение работы – 38.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом

Выполнение задания 1 оценивается по критериям от 0 до 7 баллов.

Ответ на каждое из заданий 2, 7 оценивается от 0 до 3 баллов.

Ответы на задание 3 оцениваются от 0 до 1 балла (по пункту 1), от 0 до 3 баллов (по пункту 2).

Ответы на задание 12, 13 оцениваются от 0 до 1 балла (по пункту 1), от 0 до 2 баллов (по пункту 2).

Ответы на задание 15 оцениваются от 0 до 2 баллов (по пункту 1), от 0 до 1 балла (по пункту 2).

Ответ на каждое из заданий 4, 6, 8, 11 оценивается от 0 до 2 баллов. Правильный ответ на каждое из заданий 5, 9, 10, 14 оценивается 1 баллом.

Статистика по отметкам

ОО

Кол-во   уч.

Распределение групп баллов в %

2

3

4

5

Вся выборка

1343844

3,8

21,7

45,7

28,8

Республика Бурятия

11877

9,7

29,8

42,9

17,7

Бичурский муниципальный район

256

12,5

25,4

44,9

17,2

МБОУ «Билютайская ООШ»

7

0

14,3

42,9

42,9

Распределение первичных баллов по вариантам

Вариант

20

28

29

31

33

34

36

Кол-во уч.

4

1

1

1

3

13

1

1

1

1

4

Комплект

1

1

1

1

1

1

1

7

Перевод первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале представлен в таблице


Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0 - 13

14 - 23

24 -32

33 -38

По сравнению с отметками по русскому языку за 3 четверть и ВПР понизил результаты 1 ученик (14,3%), подтвердили свои результаты 4 ученика (57,2%), повысили свои результаты – 2 ученика (28,6%).

Учащимися наиболее успешно выполнены задания, в которых проверялись умения:

- распознавать правильную орфоэпическую норму;

- классифицировать согласные;

- подбирать к слову близкие по значению;

- распознавать имена прилагательные в предложении;

- распознавать морфологические признаки имени прилагательного, связанного по смыслу с существительным, к которым они относятся;

- соблюдать пунктуационные нормы;

- соблюдать орфографические нормы;

- распознавать однородные члены предложения;

- распознавать главные члены предложения;

- распознавать части речи.

Среди заданий по результатам ВПР самый низкий процент выполнения показали задания, направленные на проверку умения:

- распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении, адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления;

Рекомендации.

Наибольшее затруднение при выполнении данного задания вызвал сам текст, в котором содержалось несколько микротем. Как правило, одну из микротем, в явном виде сформулированную в тексте, учащиеся и принимали за основную мысль. Типичная ошибка связана с неумением четвероклассников определять то главное, что хочет сказать

автор (основная мысль текста), разграничивать основную мысль и тему текста (о чём говорится в тексте, основной предмет высказывания). Необходимо целенаправленно и систематически обучать младших школьников вычитывать из разных типов текстов (художественных, учебно-научных) различные виды текстовой информации (фактуальную, подтекстовую, концептуальную), с этой целью нужно использовать приемы понимания текста. Обучение школьников осмыслению текста может осуществляться на трёх этапах: до начала чтения, во время чтения и после чтения. На этапе до начала чтения происходит прогнозирование темы и содержания текста по заголовку; во время чтения аутентичного (реального) текста ученики выделяют ключевые слова в содержании абзаца (части текста), задают вопросы к каждой читаемой части (ведётся диалог с текстом); после чтения текста (рефлексивный этап) с опорой на ключевые слова, информацию, полученную в результате диалога с текстом, происходит окончательное осмысление темы текста (о чём говорится в тексте; фактуальная информация) и основной мысли (что хотел сказать автор; концептуальная информация). Основная мысль вытекает из темы текста и его содержания. Если основная мысль не сформулирована в тексте в явном виде, определить её помогут, например, следующие вопросы. Что хотел сказать автор? Зачем он создал этот текст? Какие мысли и чувства у вас вызывает этот текст? Как автор относится к тому, что написал?

- составлять план прочитанного текста (адекватно воспроизводить прочитанный текст с заданной степенью свернутости) в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления;

Рекомендации.

 Работу по составлению простого плана следует начинать уже в процессе изучающего чтения текста. Этому способствует выделение ключевых слов в содержании абзаца (части текста), постановка вопросов к каждой читаемой части; на этапе после чтения текста учащиеся окончательно осмысливают тему текста и основную мысль и делят текст на смысловые части (как правило, они совпадают с абзацами), озаглавливают их. Внимание учеников должно акцентироваться на том, что все части текста последовательно раскрывают основную мысль, но в то же время каждая часть имеет свою маленькую тему (микротему), которую нужно сформулировать (иногда она уже сформулирована автором), она и будет являться пунктом плана. При формулировании предложения – пункта плана – используются ранее выделенные ключевые слова.

- толкования ситуации в заданном контексте.

Рекомендации.

 Необходима регулярная сквозная работа по обучению младших школьников нормам речевого поведения в типичных для учеников начальной школы ситуациях формального и неформального межличностного общения; регулярное формирование у учащихся коммуникативных умений, связанных с речевым этикетом (понимание цели, адресата общения; употребление этикетных слов здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, благодарю, пожалуйста при устном и письменном общении); регулярное формирование у обучающихся коммуникативных умений строить точные и последовательные монологические высказывания с учётом цели и адресата общения (коммуникации).

Предмет: окружающий мир.

Дата проведения: 27 апреля 2017 учебного года. Работа по окружающему миру состояла из двух частей и включала в себя 10 заданий. Максимальный балл за выполнение работы – 31.

Структура варианта проверочной работы

Задания части 1 проверочной работы направлены прежде всего на выявление уровня владения обучающимися начальными сведениями о сущности и особенностях природных объектов, процессов и явлений, об элементарных нормах здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, а также на освоение умений анализировать информацию, представленную в разных формах. Задание 1 проверяет умение анализировать изображение и узнавать объекты, с которыми обучающиеся встречались в повседневной жизни или при изучении учебных предметов, выявлять их существенные свойства. Основой задания 2 является таблица с прогнозом погоды на 3 дня, содержащая часто употребляемые на информационных ресурсах и в СМИ условные обозначения. Задание 2 проверяет умение понимать информацию, представленную разными способами (словесно, знаково-символическими средствами и т.п.). Основой задания 3 является карта материков Земли / карта природных зон России и изображения животных и растений. Требуется назвать отмеченные буквами материки и определить, какие из приведенных в задании животных и растений обитают в естественной среде на каждом из этих материков. Задание поверяет овладение логическими универсальными действиями. Задание 4 направлено на проверку освоения элементарных норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. В задании 5 на основе предложенной для анализа модели проверяется овладение начальными сведениями о строении тела человека (умение распознать конкретные части тела и органы). Задание 6 связано с элементарными способами изучения природы – его основой является описание реального эксперимента. Первая часть задания проверяет умение обучающихся вычленять из текста описания информацию, представленную в явном виде, сравнивать описанные в тексте объекты, процессы. Вторая часть задания требует сделать вывод на основе проведенного опыта. Третья часть задания проверяет умение проводить аналогии строить рассуждения. Вторая и третья части задания предполагают развернутый ответ обучающегося. Задания части 2 направлены прежде всего на выявление уровня владения обучающимися начальными сведениями о сущности и особенностях социальных объектов, процессов и явлений, об элементарных нормах нравственного, здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде, а также на освоение умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с коммуникативной задачей. Все задания этой части требуют развернутого ответа. Задание 7 проверяет способность на основе приведенных знаково- символических изображений сформулировать правило поведения. Задание 8 выявляет уровень сформированности представлений обучающихся о массовых профессиях, понимание социальной значимости труда представителей каждой из них. Задание построено на основе изображений объектов, с которыми работают представители различных профессий, или изображений труда людей определенных профессий. Задание 9 выявляет понимание обучающимися значимости семьи и семейных отношений, образования, государства и его институтов, а также институтов духовной культуры. В задании 10 проверяются знания обучающихся о родном крае: его главном городе, достопримечательностях, особенностях природы. Необходимо отметить, что понимание социальных объектов, явлений и процессов, проверяемое заданиями части 2, является основой социализации обучающихся, освоения ими свойственных возрасту базовых социальных ролей, формирования основ гражданской идентичности.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и проверочной работы в целом. Правильно выполненная работа оценивается 31 баллом. Правильный ответ на каждое из заданий 3.2, 4, 6.1 и 6.2 оценивается 1 баллом. Полный правильный ответ на каждое из заданий 2, 3.1 оценивается 2 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов. Полный правильный ответ на задание 3.3 оценивается 3 баллами. Если в ответе допущена одна ошибка (в том числе написана лишняя цифра или не написана одна необходимая цифра), выставляется 2 балла; если допущено две ошибки – 1 балл, более двух ошибок – 0 баллов. Ответы на задания 1, 5, 6.3–10 оцениваются по критериям. Полный правильный ответ на каждое из заданий 1, 5, 6.3, 9 оценивается 2 баллами, на задания 7, 8 – 3 баллами, на задание 10 – 6 баллами.

Статистика по отметкам

ОО

Кол-во   уч.

Распределение групп баллов в %

2

3

4

5

Вся выборка

1352719

0,9

24,2

53,2

21,7

Республика Бурятия

12153

1,9

31,7

52,5

13,8

Бичурский муниципальный район

256

0,78

28,5

55,5

15,2

МБОУ «Билютайская ООШ»

7

0

28,6

42,9

28,6

Распределение первичных баллов по вариантам

Вариант

17

20

22

23

26

Кол-во уч.

2

1

1

4

8

1

1

1

3

Комплект

1

1

1

1

1

7

Перевод первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале представлен в таблице


Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

0 - 7

8 - 17

18 -25

26 -31

По сравнению с отметками по окружающему миру за 3 четверть и ВПР понизил результаты 1 ученик (14,3%), подтвердили свои результаты 4 ученика (57,2%), повысили свои результаты – 2 ученика (28,6%).

Учащимися наиболее успешно выполнены задания, в которых проверялись умения:

- сравнивать объекты на основе внешних признаков или характерных свойств;

- узнавать по изображениям объекты, созданные человеком и определять материал (вещество) из которого сделан предмет или деталь предмета;

- определять территорию, континент на географической карте и называть типичных обитателей данной территории из числа изображенных животных;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- логически выводить следствия на правилах здорового образа жизни, закономерностях строения и функционирования организма человека в целях сохранения и укрепления здоровья;

- устанавливать причинно-следственные связи, связанные с моделированием естественнонаучного эксперимента (формулировать цель, проверять гипотезу (предположение), делать выводы на основании полученных результатов);

- преобразовывать модель в целях выявления общих правил безопасного поведения и ориентации в социальной среде. Понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;

- описывать растения родного края и достопримечательности, знать историю их создания.

Среди заданий по результатам ВПР самый низкий процент выполнения показали задания, направленные на проверку умения:

- необходимые для описания эксперимента;

- ориентироваться в мире профессий;

- предполагающие интеграцию знаний курса «Окружающий мир» и личного социального опыта ребенка;

- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях, устанавливать причинно-следственные связи в социальной среде, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в письменной форме.

Сводная таблица анализа ВПР по русскому языку, математике, окружающему миру

По итогам проведѐнных проверочных работ можно сделать следующий вывод: в 4 классе по всем предметам качество знаний стабильное, подтверждены итоговые оценки.

Предмет

Результаты

Успеваемость (%)

Качество

знаний(%)

Средний

балл

Русский

язык

«5»- 3 человека

«4» - 3 человека

«3» - 1 человек

100%

86%

4,3

Математика

«5»- 3 человека

«4» - 4 человека

«3» -

100%

100%

4,4

Окружающий

мир

«5»- 2 человека

«4» - 3 человека

«3» - 2 человека

100%

71%

4,0

Сравнивая результаты по всем трем предметам, можно сказать, что учащиеся успешно справились с работой по всем предметам, так как материал был знаком ребятам. Навык работы с бланками и подобными заданиями был отработан. Учитель готовил ребят к мониторингу, пользовались материалом демоверсий с сайта vpr.statgrad.org. Приобрели коллективно пособия с типовыми заданиями авторы которых: математика Е.В. Волкова, Р.В. Бубнова, русский язык Е.В. Волкова, И. Г. Гринберг, окружающий мир Е.В. Волкова, Г.И. Цитович издательство «Экзамен», Москва 2016г. 10 - 25 вариантов заданий.  Еще  использовали для подготовки учебные пособия «Готовимся к ВПР. Русский язык» М.И. Кузнецова, «Готовимся к ВПР. Математика» О.А. Рыдзе, К.А. Краснянская, «Готовимся к ВПР. Окружающий мир» М.Ю. Демидова, издательство «Просвещение». Брали демонстрационные версии из сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.

В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...

Выступление на МО "Аспектный анализ урока как основной вид анализа современного урока"

Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, дл...

Логопедическое занятие по развитию фонематического анализа и синтеза. Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".

Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".Лексическая тема: "Транспорт"....

Педагогический анализ воспитательного мероприятия. Воспитательный анализ урока.

Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего ...

: «Звуки (ч), (щ) - всегда мягкие, глухие. Звуковой и звукобуквенный анализ слов. Чтение и анализ текстов. Словосочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ,Понятия: время, сутки, дни не¬дели» (ситема Л.В.Занкова)

Обучение грамоте (чтение) 1класс, автор учебника Н.В.Нечаева  ( развивающая система Л.В.Занкова)Тема урока: «Звуки (ч), (щ) - всегда мягкие, глухие.  Звуковой и звукобуквенный анализ слов. Ч...