Педагогические техники формирования УУД у учащихся начальной школы.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Педагогические техники формирования УУД у учащихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knutova_g.a_pedagog._tehniki.docx | 26.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Кнутова Г.А.,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №151 Красногвардейского района
г. Санкт-Петербурга.
Педагогические техники формирования УУД у учащихся начальных классов
(из опыта работы).
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование,• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
УУД необходимо начать формировать с первого класса. Для этого используются специальные технологии, формы и методы в рамках внедрения ФГОС ООО. Такие как:
- проектная и исследовательская деятельность
- проблемное обучение;
- трудовая деятельность;
- использование иформационно- комуникационных технологий;
- технология развития критического мышления через чтение и письмо;
-уровневая дифференциация;
- кейс технология;
- портфолио;
- модерация;
- деловые игры;
- практикумы и др.
Одним из эффективных методов формирования УУД является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
В связи с этим организация групповой работы обучающихся является особой педагогической задачей. Сами обучающиеся принимают активное участие в обсуждении основных правил работы в группе:
- полное внимание к однокласснику;
- говорит кто-то один, остальные слушают;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие: никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
В процессе выполнения этого задания у обучающихся формируются универсальные учебные действия в личностны (базовые ценности: терпение ,добро, освоение роли ученика, формирование интереса к учению), коммуникативных (участие в диалоге), познавательных (ответы на вопросы учителя), регулятивных (работа по инструкции, которую сами выработали) сферах.
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему связанных между собой и усложняющихся проблемных ситуаций. В свою очередь проблемная ситуация это состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний, а так же путей их получения.
Трудовая деятельность- самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях. Планомерный труд развивает положительные качества личности: организованность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Труд младших школьников позволяет учителю лучше узнать их индивидуальные особенности, выяснить их творческие возможности, развить определенные способности. Трудовая деятельность позволяет формировать личностные универсальные учебные действия.
Кейс-технология – современная образовательная технология, в основе которой лежит анализ какой-то проблемной ситуации. Она объединяет в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ . Кейс может содержать: пакет учебной литературы, задания по определенной теме, различные электронные материалы.
Портфолио собирается самим обучающимся. В него входят достижения обучающегося в различных сферах деятельности, его интересы, склонности. В нем он может продемонстрировать весь спектр своих способностей. Портфолио сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия); учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия; позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали.
Урок-тренинг: организация учебной деятельности учащихся на основе процесса отработки определенных действий и закрепления учебного материала. Цель этой технологии – приобретение учащимися определенных умений и навыков при помощи неоднократного повторения одних и тех жезнаний или действий. Эта специфическая тренировочная деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой.
Использование этих форм и методов на современном уроке, поможет педагогу обеспечить познавательную активность и самостоятельность школьников, что в свою очередь приведет к формированию у обучающихся универсальных учебных действий. Из этого следует, что освоение учебных универсальных действий (УУД) способствуют формированию у учащихся способности самостоятельно организовывать процесс усвоения новых знаний, умений и компетентности, т.е. умений учиться. Формирование УУД должно проходить не стихийно, а планомерно с заранее заданными свойствами (осознанность, разумность, высокий уровень обобщения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность), обеспечивает переход от осуществляемой совместной учебной деятельности ученика и педагога к деятельности самообразования и самовоспитания.
Современный учитель- организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития регулятивных, коммуникативных, познавательных учебных действий. Учитель – идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями!
Овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и не может быть. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в некоторых – на формирование других УУД. Но в целом, на современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.
Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия обучающимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
Можно предложить такие варианты заданий.
Продолжи:
- Больше всего мне понравилось задание…
- Самым трудным на занятии для меня было…
Выберете карточу (фонарик, флажок, листик..) нужного цвета
-зелёный (если у меня всё получилось, работал хорошо)
-жёлтый (допускал ошибки, не был достаточно активен)
-красный (ничего не понял, ничего не получилось)
Проанализировав опыт работы по формированию УУД, выделяю такие важные моменты как:
1. С первой учебной недели надо учить детей планировать и прогнозировать свою работу.
2. Учить детей составлять план действий перед тем, как начать что-то делать.
3. На каждом уроке нужно привлекать детей к открытию новых знаний. Вместе обсуждать для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
4. Создавать проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определять цель урока.
5. Организовывать формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.
6. Обучать детей приемам работы в группах: дети вместе с учителем должны обсуждать, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализировать учебные конфликты и находить совместно пути их решения.
7. Для развития умения оценивать свою работу: дети вместе с учителем должны разрабатывать алгоритм оценивания задания.
8. Не сравнивать детей между собой, а показывать достижения ребенка по сравнению с его вчерашними результатами.
9. На уроке уделять большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывать, объясняя, что все учатся на ошибках.
10. Важно научить детей делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом, используя проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
11. Учитель должен помогать ребенку найти самого себя, выстрамвая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
Формировать УУД у обучающихся нужно планомерно, выстраивая этот процесс от урока к уроку. Поэтому учителю необходимо владеть технологиями формирования УУД.
Многое зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования и формирования УУД.
Библиографический список
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.От действия к мысли [Текст]:пособие для учителя /под ред. А.Г.Асмолова.-3-е изд.-: Просвещение, 2011.152с.
2. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с особыми образовательными потребностями: коррекционно-развивающие занятия, упражнения/ авт.-сост. Т.В.Калабух, Е.В.Клеманова.-Волгоград: Учитель, 2015.100с.
3. Технология развития универсальных учебных действий учащихся в урочной и внеурочной деятельности: Учебно-методическое пособие/Под общ.ред. С.С.Татарченковой – СПб.: КАРО, 2014. 112с.
4.Формирование УУД в практике современного учителя. Гриценко Ирина Ивановна.Учебно-методический материал по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ».
Предлагаемые ниже приемы и упражнения пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классном коллективе.Представ...
Формирование учебной самооценки учащихся начальной школы по программе «Школа 2100»
В статье рассказывается о этапах формирования самооценки учащихся. Приведены примеры из личного опыта работы над данной темой....
Педагогические техники формирования УУД у учащихся первой ступени обучения
Познавательные универсальные учебные действия.Пример задания для определения личностного самоопределения.Формирование коммуникативных действий на уроках литературного чтения.Формирования регулятивных ...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД У УЧАЩИХСЯ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ
Современное образование уделяет большое внимание результатам обучения учащихся. Под результатами понимается предметные знания и умение применять эти знания в практической деятельности, поэтому важной ...
Выступление на МО Педагогические техники формирования УУД у учащихся первой ступени.
Новый стандарт в профессиональной среде называют стандартом 3-х "Т" Требование к условиям. Требование к структуре образовательных программ. Требование к результатам....
Педагогические техники формирования УУД у учащихся на уроках математики в начальной школе
Педагогические техники формирования УУД у учащихся на уроках математики в начальной школе...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В начальной школе мы используем такие технологии, как: технология критического мышления, здоровьесберегающая технология, информационно-коммуникативная технология, игровая технология,...