памятка для педагога-психолога по составлению заключения на обучающегося на РПМПК
материал

кострова ольга владимировна

Психологическое обследование обучающегося  направлено на:

  1. выявление особенностей психологического статуса ребенка с отклонениями в развитии, анализ степени сформированности психических функций (внимания, памяти, воображения и т. д.);
  2. определение уровня интеллектуального развития (развитие наглядных и словесно-логических форм мышления, основных мыслительных операций);
  3. диагностику эмоционально-волевой готовности к обучению (умение ответственно выполнять работу, подчиняться требованиям учителя, выполнение заданий по образцу и словесному указанию педагога);
  4. выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития высших психических функций, познавательной и эмоционально-личностной сфер;
  5. определение «зоны ближайшего развития» каждого ребенка, выявление резервных возможностей, формулирование прогноза интеллектуального и речевого развития.

Результаты диагностики оформляются в соответствии с требованиями используемых методик. Обобщение результатов психологического обследования фиксируется в Психологическом представлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

хочу поделиться с вами тем, как правильно и подробно написать психологическое заключение для республиканской психолого-медико – педагогической комиссии (далее -  РПМПК).

И в первую очередь хочу обозначить,что выводят ребенка на РПМПК  для определения индивидуального образовательного маршрут -  это оказание помощи ребенку и семье для освоения образовательной программы.

С 1 сентября 2016 года вступили в действие два новых образовательных стандарта для детей с ОВЗ, которые направлены на формирование индивидуальных маршрутов обучения. Независимо оттого, будет ли ребенок учиться в общеобразовательной школе, коррекционной школе или на дому, у каждого будет возможность получать образование. При этом, выстроив систему обучения, педагог, в зависимости от результатов, которые демонстрирует ребенок в процессе обучения, сможет предложить родителям изменить программу или добавить в нее новые элементы. Такая вариативная образовательная система поможет каждому ребенку и ребенку с ОВЗ стать полноценным членом общества.

На данный момент утверждены два новых образовательных стандарта для детей с ОВЗ:

  1. ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ;
  2. ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

И чтобы каждый ребенок был успешный и смог себя реализовать, мы должны ему помочь, и эта помощь прописана в федеральном государственном стандарте. Стандарты содержат три основные составляющие:

-  требования к структуре АООП;

- требования к условиям реализации АООП;

- требования планируемым результатам освоения АООП.

А чтобы определить по какому варианту развития ребенку будет легче и продуктивнее обучаться, его направляют на обследование в республиканскую психолого-медико – педагогическую комиссию. Для специалистов РПМПК важнейшей задачей является дать ответ на вопрос, при каких условиях ребенок с выявленной структурой развития сможет реализовать свой потенциал развития, будучи интегрированным в социум.

Основной целью деятельности специалистов консилиума является осуществление индивидуально-ориентированной психологической, социальной, медицинской и специальной педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников.

Этапы деятельности специалистов консилиума.

1. Психолого-медико- педагогическая диагностика:

- изучение данных медицинского анамнеза;

- изучение социальной ситуации развития ребенка, диагностика социальной готовности к обучению;

- диагностика психологической готовности к интегрированному обучению;

- логопедическое обследование уровня развития речи;

- дефектологическое обследование;

- педагогическая диагностика уровня функциональной готовности ребенка к организованным формам обучения и воспитания.

2. Выработка стратегии и тактики комплексного коррекционно-развивающего воздействия на ребенка со специальными нуждами:

- разработка и реализация индивидуальных программ коррекционной работы с каждым ребенком с особыми образовательными потребностями;

- подготовка рекомендаций для воспитателей, педагогов и родителей по результатам диагностического исследования;

- формирование у воспитателей, педагогов и родителей адекватного отношения к выявленным дисгармониям и нарушениям развития детей, выработка единого подхода к ребенку со стороны всех взрослых;

- создание благоприятного психологического микроклимата в группах, выбор главных направлений в воспитательной работе на основе изучения личности каждого ребенка, семьи и группы в целом.

3. Анализ успешности развития ребенка, его продвижения в усвоении основных приемов деятельности, формировании основных компетентностей:

- отслеживание и анализ хода развития каждого ребенка и результатов коррекционной работы;

- динамическое психолого-педагогическое изучение обучающихся, диагностика формирования и развития общеучебных умений и навыков, оценка уровня усвоения стандарта дошкольного и школьного образования.

Психологическое обследование направлено на:

  1. выявление особенностей психологического статуса ребенка с отклонениями в развитии, анализ степени сформированности психических функций (внимания, памяти, воображения и т. д.);
  2. определение уровня интеллектуального развития (развитие наглядных и словесно-логических форм мышления, основных мыслительных операций);
  3. диагностику эмоционально-волевой готовности к обучению (умение ответственно выполнять работу, подчиняться требованиям учителя, выполнение заданий по образцу и словесному указанию педагога);
  4. выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития высших психических функций, познавательной и эмоционально-личностной сфер;
  5. определение «зоны ближайшего развития» каждого ребенка, выявление резервных возможностей, формулирование прогноза интеллектуального и речевого развития.

Результаты диагностики оформляются в соответствии с требованиями используемых методик. Обобщение результатов психологического обследования фиксируется в Психологическом представлении.

В представлении резюмируются наиболее важные сведения, полученные при исследовании. Здесь содержатся данные, имеющие диагностическое значение, описывающие обобщенными словами совокупный комплекс основных, выступающих на первый план особенностей развития высших психических функций ребенка и его эмоционально-личностных особенностей.

Отмечаются соответствие уровня актуального развития возрастным нормам, степень готовности к обучению. С учетом анамнестических и социокультурных данных анализируются причины тех или иных особенностей развития («Почему это происходит»).

По возможности дается прогноз дальнейшего развития, предполагаемые вид программы, формы обучения.

В заключение психолога по результатам психологического обследования, не повторяя описательную часть обследования, должно явиться кратким ответом на вопрос, что и почему происходит с ребенком. В заключении обоснованно резюмируются наиболее важные результаты, полученные при исследовании. Здесь предельно кратко приводятся данные, имеющие ведущее диагностическое значение, описывается обобщенно совокупный комплекс ключевых, выступающих на первый план особенностей развития ребенка. В первую очередь, должно быть отмечено соответствие (или несоответствие: задержка или, наоборот, опережение) уровня актуального развития возрастным и социально-психологическим нормативам. Итогом психологического обследования ребенка должен явиться комплексный психологический диагноз.

В структуре комплексного психологического диагноза отмечается феноменология наблюдаемого состояния ребенка, которая может быть описана в терминах одной из имеющихся современных классификаций (феноменологический уровень психологического диагноза). Кроме того, психологу необходимо проанализировать причины наблюдаемых особенностей поведения и состояния высших психических функций и сфер ребенка, а также дать прогноз его дальнейшего развития и обучения.

Рекомендации психолога. В рекомендациях определяются основные направления развивающей и коррекционной работы с ребенком с учетом выявленных особенностей развития высших психических функций, мотивационно-волевой и эмоционально-личностной сфер. Даются рекомендации родителям, педагогам и воспитателям по возможным формам работы с ребенком, с учетом его темповых характеристик, особенностей процесса утомления и истощения. В рекомендациях должны быть четко и ясно сформулированы необходимые для оптимального развития ребенка требования к режиму, нагрузкам, типу программы обучения, необходимая степень ее индивидуализации. Даются рекомендации по оптимизации взаимодействия в окружении ребенка (семья, педагоги, детский коллектив).

МЕТОДИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГОМ-ПСИХОЛОГОМ

Примерный пакет диагностических методик, характеризующих развитие познавательной деятельности ребенка и его личности, используемых педагогом-психологом в работе с детьми младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет)

  • Методика анализа медицинской и психолого-педагогической документации
  • Метод наблюдения
  • Оценка двигательных функций (психомоторики)
  • Повторяй за мной и игра в мяч
  • Коробка форм
  • Пирамидка и мисочки
  • Конструирование по образцу
  • Повторение слов и предложений
  • Вопросы по картинкам
  • Мисочки (включение в ряд) (с 4 лет)
  • Классификация по заданному принципу (с 4 лет)
  • Рисунок человека
  • Рисунок семьи (с 4 лет)
  • Два дома (с 4 лет)
  • Три желания и шапка-невидимка (с 4 лет)

Примерный пакет диагностических методик, характеризующих развитие познавательной деятельности ребенка и его личности, используемых педагогом-психологом в работе с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет)

  • Методика анализа медицинской и психолого-педагогической документации
  • Метод наблюдения
  • Качественная оценка параметров психической деятельности (по И.А. Коробейникову)
  • Оценка двигательных функций (психомоторики)
  • Составная доска Сегена
  • Рисунок человека
  • Скопируй точки
  • Скопируй фразу
  • Методика Пъерона - Рузера
  • Запоминание двух групп слов
  • Запоминание двух фраз
  • Установление последовательности событий
  • Рассказ по картинкам
  • Самое непохожее
  • Нелепицы
  • Диагностика возможности использования схематизированного образа («Схематизация») (с 6 лет)
  • Детская предметная классификация Методика «Исключение предметов»
  • Цветные прогрессивные матрицы Равена
  • Два дома
  • Лестница
  • Три желания и шапка-невидимка Эмоциональные лица
  • Методика оценки мотивации речеговорения (С.М. Валявко)
  • Узнавание фигур (с 6 лет)
  • Вербальный тест Керна-Йирасека (с 6 лет)
  • Домик (с 6 лет)
  • Опосредованное запоминание (с 6 лет)
  • Классификация геометрических фигур (обучающий эксперимент по А.Я. Ивановой) (с 6 лет).
  • Понимание логико-грамматических конструкций (с 6 лет)
  • Угадай картинку (с 6 лет)
  • Установление связей и отношений на вербальном материале (с 6 лет)
  • Графический диктант (с 6 лет)

Примерный пакет диагностических методик, характеризующих развитие познавательной деятельности ребенка и его личности, используемых педагогом-психологом в работе с детьми младшего дошкольного возраста (от 7 до 11 лет)

  • Методика анализа медицинской и психолого-педагогической документации
  • Методика наблюдения
  • Качественная оценка параметров психической деятельности (по И.А. Коробейникову)
  • Оценка двигательных функций (психомоторики)
  • Зрительно-моторный гешталът-тест Л.Бендер
  • Нейропсихологические пробы
  • Запоминание двух групп слов и фраз
  • Запоминание места картинки (Т.В. Розанова) — для детей с нарушениями слуховой функции и плохо владеющих речью
  • Узнавание фигур
  • Таблицы Шульте
  • Корректурные пробы
  • Счет по Крепелину
  • Повторение цифр
  • Запоминание 10 слов
  • Опосредованное запоминание
  • Пиктограмма
  • Методика «Кубики Кооса» или Треугольники
  • Диагностика возможности использования схематизированного образа («Схематизация»)
  • Классификация геометрических фигур (обучающий эксперимент по А.Я. Ивановой)
  • Свободная классификация (с 9 лет)
  • Цветные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена
  • Угадай картинку (Е.Л. Инденбаум)
  • Последовательность событий
  • Понимание рассказов со скрытым смыслом
  • Понимание сложных речевых конструкций и квазипространственных отношений
  • Понимание загадок, пословиц, метафор
  • Определение понятий
  • Сравнение понятий
  • Исключение лишнего (картиночный вариант)
  • Исключение лишнего (словесный вариант) (Л.И. Переслени и соавт.)
  • Простые аналогии (Л.И. Переслени и соавт.)
  • Существенные признаки (Л.И. Переслени и соавт.)
  • Методика половозрастной идентификации (Н.Л. Белопольская)
  • Тест Рука
  • Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР)
  • Методика «Эмоциональные лица»
  • САТ (детский апперцептивный тест)
  • Проективно-графические методики (Рисунок человека, Дом-дерево-человек, Рисунок семьи, Несуществующее животное)
  • Методика оценки школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)
  • Лестница
  • Цветовой тест отношений (на основе МЦВ)

Примерный пакет диагностических методик, характеризующих развитие

познавательной деятельности ребенка и его личности, используемых

педагогом-психологом в работе с детьми подросткового возраста (от 11 до 18 лет)

  • Качественная оценка параметров психической деятельности
  • Таблицы Шульте
  • Красно-черная таблица
  • Корректурные пробы
  • Счет по Крепелину
  • Шифровка
  • Отсчитывание
  • Оценка двигательных функций (психомоторики)
  • Зрительно-моторный гештальт-тест Л.Бендер
  • Нейропсихологические пробы
  • Повторение цифр
  • Запоминание 10 слов
  • Опосредованное запоминание (по А.Н. Леонтьеву)
  • Пиктограмма
  • Методика «Кубики Кооса» или Треугольники
  • Свободная классификация (Б.В. Зейгарник, Л.С. Выготский)
  • Стандартные Прогрессивные Матрицы Дж. Равена (с 12 лет)
  • Простые аналогии (С .Я. Рубинштейн)
  • Сравнение понятий (С.Я. Рубинштейн)
  • Понимание пословиц и метафор (С.Я. Рубинштейн)
  • Понимание рассказов со скрытым смыслом
  • КОТ (краткий отборочный тест - адаптация теста Вандерлика) (с 13 лет)
  • Тест Рука
  • Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР)
  • Опросник Басса-Дарки
  • Опросник школьной тревожности Филлипса (до 12 лет)
  • ПДО (патохарактерологический диагностический опросник) (А.Е. Личко) Опросник Леонгарда-Шмишека Опросник мини-мулът (с 15 лет)
  • Методика исследования уровня притязаний Методика изучения самооценки (Дембо-Рубинштейн)
  • Фильм-тест Р.Жиля
  • Тест С. Розенцвейга (детский и взрослый варианты).
  • МЦВ и ЦТО
  • Проективно-графические методики ТАТ
  • Тест Роршаха Тест Сонди

Примерный пакет диагностических методик для организации деятельности специалистов ПМПК: для детей раннего возраста от 0 до 2 лет и от 2 до 3 лет

  • Методика анализа медицинской и психолого-педагогической документации
  • Наблюдение
  • Зрительные ориентировочные реакции
  • Слуховые ориентировочные реакции
  • Эмоции и социальное поведение (в соответствии с возрастными возможностями)
  • Оценка развития моторных функций
  • Движения
  • Действия с предметами
  • Навыки и умения (в соответствии с возрастными возможностями)
  • Заполнение опросников родителями
  • Зеркало
  • Возьми игрушку
  • Покатай (куклу, каталку) (до 2 лет)
  • Сличение предмета и его изображения (найди картинку)
  • Доска Сегена( 2 и 3 вкладыша)
  • Построй башню
  • Знание частей тела (на себе и на кукле)
  • Игра «Ку-ку» (до 2 лет)
  • Спрячь шарик (с 2 лет)
  • Оценка выполнения простейших действий (Дай..Кати мяч и т.п.)
  • Разрезные картинки (2 и 3 части) (с 2 и 2,5 лет)
  • Пирамидка (3-4 кольца)
  • Парные картинки
  • Разложи игрушки
  • Достань тележку
  • Нарисуй

ШКАЛА ОЦЕНКИ СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПИРОВАННОСТИ

(школьный возраст, дети, воспитывающиеся в семье)Е.Л. Инденбаум

Уровень бытовых навыков: Условный балл        (от 1 до 10).

В младшем школьном возрасте:

 1-2 балла - совершенно несамостоятелен, все делает только с помощью и под контролем родителей

3-4 балла - самостоятельно справляется с элементарными бытовыми навыками (гигиена, еда, одевание и раздевание, ориентируется в своем дворе, школьном здании)

5-6 баллов - ориентируется в своем микрорайоне, следит за своим видом, одевается по погоде, может сходить в магазин.

7-8 баллов - остается один дома, соблюдает порядок, правила безопасности, понимает деньги.

9-10 - понимает время по часам, может самостоятельно его организовывать, умеет пользоваться бытовыми электроприборами.

В подростковом возрасте:

 9-10 баллов - ориентируется в городе, ориентируется в ценах, следит за своей одеждой, одевается соответственно ситуации, может приготовить еду, помогает в домашних делах.

Социально-бытовая ориентировка: Условный балл        (от 1 до 10).

1-2 - не знает частей тела, адреса, членов семьи, дней недели, элементарных правил поведения, что растет в огороде, как называются продукты питания, зачем нужны конкретные домашние животные и т.п..

3-4 - знает кое-что из вышеперечисленного, на улице различает тротуар и проезжую часть, понимает светофор, остановку, соблюдает элементарные правила поведения (поздороваться, попрощаться, сказать «спасибо» и «пожалуйста»)..

5-6 - знает многое из вышеперечисленного, понимает месяцы, числа, дни недели, знает профессии, некоторые знаки (например, красный крест, «кирпич», «дети»), соблюдает более сложные правила поведения (улыбнуться при встрече, спросить, можно ли войти, что-то взять, выйти из-за стола, спросить, как здоровье, обращаться на «Вы» и по имени отчеству), начинает осознавать, что происходит вокруг, прислушиваться к разговорам, обращенным не к нему и понимать их смысл, отличает «опасных» людей - пьяных, наркоманов, бомжей.

7-8 - знает назначение социальных учреждений (почта, вокзал, больница, поликлиника, библиотека, дом культуры, кафе и т.п.), адекватно ведет себя, заходя в них, может посещать увеселительные мероприятия (детский парк, кинотеатр, театр, цирк, ведет себя там правильно), хорошо ориентируется в бытовых вопросах (знает, что надо для стирки, уборки, приготовления пищи), отличает сорняки от посевов, знает, как ухаживать за домашними животными, понимает время на часах, ориентируется в профессиях и своих возможностях, хорошо осознает, что происходит вокруг него, наличие реальной опасности, понимает, с каким человеком имеет дело, в определенной мере понимает информацию из СМИ, может справиться с неожиданной ситуацией, знает о вреде курения, алкоголя, наркотиков, токсичных веществ, откуда берутся дети.

9-10 - социально-бытовое ориентирование на уровне взрослого, дееспособного человека.

Взаимодействие со сверстниками: Условный балл        (от 1 до 10).

Оценки 1-2 означают практическую несформированность общения - неадекватен при попытках общения

3-4 - общение быстро разрушается из-за агрессивного поведения 5-6 - в общении чрезмерно зависим, идет, куда позовут, не понимает ситуации, нет избирательности в контактах, нет постоянных друзей, только случайные контакты 7-8 - общается, но не умеет вести себя в гостях и в качестве хозяина, конфликтует, не может «поставить себя» среди других сверстников, чтобы не обижали.

9-10 - имеет достаточно постоянных друзей своего возраста, ходит к ним в дом и они приходят к нему, редко конфликтует с ними, умеет «поставить себя», есть избирательность в контактах.

Взаимодействие с взрослыми (учителями): Условный балл        (от 1 до 10).

1-2 —может проявлять вербальную (или даже физическую) агрессию, плохо вступает в контакт, ведет себя неадекватно учебной ситуации.

3-4 -не соблюдает дистанции, не принимает ситуацию как учебную, чрезмерно эмоционален, неусидчив, плохая саморегуляция поведения, нуждается в постоянном контроле.

5-6 - общается в целом адекватно, но может дать аффективную вспышку или «завредничать», не соблюдает полностью правила вежливости при приходе и уходе учителя, поведение зависит от отношения к конкретному учителю.

7-8 - воспринимает учителя как эталон, вежлив и предупредителен, встречает учителя при его приходе, говорит «спасибо» при прощании.

9-10 - относится к любимому учителю как к авторитетному человеку, проявляет истинное уважение - разговаривает уважительно, поздравляет с праздниками, спрашивает совета, прислушивается к его мнению, ссылается на него и т.п.

Умение вести себя в здании школы и на групповых мероприятиях: Условный балл        (от 1 до 10).

1-2 - нуждается в постоянном контроле взрослого, но и при его наличии допускает неадекватные выходки.

3-4 - неадекватного поведения нет, но нуждается в постоянном контроле из-за недостатков саморегуляции.

5-6 - поведение зависит от настроения, складывающейся ситуации и степени «интересности», в некоторых случаях может быть вполне упорядоченным, в некоторых - «растормаживается».

7-8 - поведение в школе в целом соответствует требованиям, но отдельные замечания приходится делать каждый раз.

9-10- поведение практически без замечаний.

Усвоение учебного материала: усваивает соответствующую учебную программу,

усваивает частично, не усваивает Условный балл        (от 1 до 10).

Отношение к учебе: Условный балл        (1-10).

1-2 - полное нежелание ходить в школу и учиться, негативистическое поведение.

3-4 - отрицательное отношение к школе, преподавателю и учению, делает задания только из страха наказания.

5-6 - отношение равнодушное, воспринимает учебу как необходимость, которой нельзя избежать.

7-8 - отношение скорее позитивное, но неравномерное (одно делает, другое - не хочет).

9-10 - отношение позитивное, причем именно к содержанию учебного процесса. Трудовые умения и навыки: Условный балл        (1-10).

1-2        - почти ничего не умеет делать, даже под контролем взрослого не получается.

3-4 - может выполнять только элементарные трудовые операции: убрать вещи, полить цветы, вытереть доску, при необходимости что-то вырезать, наклеить и т.п. все делает кое-как, с помощью.

5-6 - может работать с ножницами, клеем, складывать ровно бумагу, раскатать тесто, вдеть нитку в иголку, завязать узелок, чисто вымыть столовую посуду, подмести комнату и двор, накрыть на стол, полоть грядку, гладить белье.

7-8 - может пришить пуговицу, подшить оторванный край, собрать что-то из отдельных комплектующих, забить гвоздь, вымыть пол, кухонную посуду, вскопать грядку, постирать, погладить одежду, приготовить еду.

9-10 - трудовые навыки на уровне взрослого человека.

Отношение к труду: Условный балл        (1-10).

1-2 - нежелание ребенка трудиться, отвращение к домашним обязанностям, деструктивное реагирование на призывы выполнить какую-либо работу, крайняя леность при любых просьбах помочь.

3-4 - прохладное отношение к трудовой деятельности, желание при первой же возможности «улизнуть» от выполнения задания, не получает удовольствия от процесса труда, делает все кое-как.

5-6 - отношение к труду зависит от настроения, при его наличии может что-то сделать хорошо.

7-8 - отношение к труду и помощи по дому в целом позитивное, но есть вещи, которые никак не хочет делать.

9-10 - любит трудиться и испытывает радость от процесса труда, проявляет инициативу, сам ищет, что бы сделать

Социальная приспособленность: Условный балл        (1-10).

1-2 - совершенно не приспособлен, нуждается в постоянном контроле, но и при его наличии ведет себя недостаточно адекватно.

3-4 - приспособление недостаточно, «ненормальность» бросается в глаза, вызывая соответствующую реакцию окружающих.

5-6 - относительно приспосабливается к ситуации - т.е. может поговорить с людьми, соблюдать очередь, при необходимости уступить, поведение упорядочено, «ненормальность» в глаза не бросается, но в то же время выглядит «невоспитанным», поскольку может вести себя не в соответствии с социальными нормами.

7-8 - хорошо приспосабливается к ситуации - вовремя помогает, говорит и молчит, когда надо, чувствует настроение окружающих, отслеживает их поведение и подражает ему (например, на ритуальных событиях), может играть в командные и настольные игры, танцевать на дискотеке, что-то рассказать в компании, пошутить, в определенной мере понимает юмор.

9-10 - социальная приспособленность взрослого человека - строит поведение так, чтобы получить нужный результат.

ШКАЛА ОЦЕНКИ СОЦИОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПИРОВАННОСТИ

(школьный возраст, дети-сироты) Е.Л. Инденбаум, М.Ю. Вандышева

Уровень бытовых навыков: Условный балл        (от 1 до 10).

В младшем школьном возрасте:

1-2 балла - совершенно несамостоятелен, все делает только с помощью и под контролем педагога

3-4 балла - владеет элементарными санитарно-гигиеническими навыками, но умывается, переодевается, причесывается только под контролем воспитателя, не умеет застилать постель, во время еды неправильно держит ложку, ест неаккуратно (крошит хлеб, проливает суп на себя и на стол, не вытирает рот), выбирая одежду недостаточно учитывает ее назначение (выходная или повседневная), не отслеживает ее состояние (мятая, без пуговиц и т.п.), не убирает на место, не следит за чистотой обуви и т.п.. Во время дежурства неаккуратно вытирает стол, подметая, оставляет мусор.

5-6 баллов - необходимо напоминать о выполнении санитарно-гигиенических требований (умыться, почистить зубы, причесаться и т.п.), но после напоминания справляется самостоятельно, постель застилает неаккуратно, во время еды недостаточно опрятен, недостаточно следит за своим внешним видом (одежда не подобрана по цветовой гамме, назначению, недостаточно опрятна - не обращает внимания на пятна и т.п.), лучше справляется с обязанностями дежурного, однако требует контроля.

7-8 баллов - санитарно-гигиенические навыки сформированы, владеет всеми необходимыми умениями дежурного (подмести, вытереть пыль, стереть со стола, полить цветы), но затрудняется в самостоятельном планировании последовательности выполняемых действий, самостоятельно обращается с просьбой о замене грязной одежды, следит за чистотой обуви, внешний вид преимущественно опрятный.

9-10 - исключительно опрятный внешний вид, без напоминаний качественно выполняет обязанности дежурного.

Для подростков:

1-2 балла - владеет элементарными санитарно-гигиеническими навыками, но умывается, переодевается, причесывается только под контролем воспитателя, кое- как застилает постель, нелепо одевается, выглядит крайне неопрятным, с обязанностями дежурного не справляется.

3-4 балла - недостаточно аккуратен в одежде, прическе, самостоятельно не посещает комнату личной гигиены, не умеет хорошо стереть пыль, подмести пол, полить цветы, без напоминания убрать за собой одежду, личные вещи, в тумбочке

беспорядок, самостоятельно не стирает нижнее белье, носки. Слабо усваивают программу СБО. Не овладевают элементарными навыками ремонта одежды (пришить пуговицу, заштопать и т.п.).

5-6 баллов - санитарно-гигиенические навыки сформированы, владеет всеми необходимыми умениями дежурного (подмести, вытереть пыль, вытереть со стола, полить цветы), но затрудняется в самостоятельном планировании последовательности выполняемых действий, самостоятельно обращается с просьбой о замене грязной одежды, следит за чистотой обуви, носков, нижнего белья, внешний вид в целом опрятный, но может надевать вещи, не соответствующие ситуации. Усвоение программы СБО неравномерное.

7-8 баллов - бытовые навыки сформированы: опрятен, самостоятельно справляется с бытовыми поручениями, может правильно планировать последовательность бытовых действий.

9-10 баллов - очень хорошие бытовые навыки, овладел разнообразными умениями, превышающими требования.

  1. Социально-бытовая ориентировка: Условный балл        (от 1 до 10).

1-2 - не знает частей тела, что растет в огороде, как называются продукты питания, зачем нужны конкретные домашние животные и т.п., а также элементарных правил поведения и безопасности.

3-4 - знает кое-что из вышеперечисленного, адрес, названия дней недели, на улице различает тротуар и проезжую часть, понимает светофор, остановку, соблюдает элементарные правила поведения (поздороваться, попрощаться, сказать «спасибо» и «пожалуйста»), понимает, что надо обо всем предупреждать воспитателя. Самостоятельно оценить ситуацию (уместности вопроса, своего присутствия и т.п.) не может, не всегда правильно правильно ведет себя в общественных местах. Не осознает угрозы своему здоровью (может ходить с мокрыми ногами, одеваться не по погоде и т.д.)

5-6 — знает многое из вышеперечисленного, понимает месяцы, числа, некоторые дорожные знаки, понимает, что нельзя разговаривать и уходить с незнакомыми взрослыми, соблюдает более сложные правила поведения (спросить, можно ли

войти, что-то взять, выйти из-за стола, обращаться на «Вы» и по имени отчеству, но иногда недостаточно ориентируется в ситуации, например, некстати обращается с вопросом). Начинает прислушиваться к разговорам, обращенным не к нему и понимать их смысл, адекватно ведет себя в общественных местах. Приобретает некоторые полезные навыки и привычки.

7-8 - знает назначение различных учреждений (почта, вокзал, больница, поликлиника, библиотека и т.п.), хорошо ориентируется в бытовых вопросах (знает, что надо для стирки, уборки, приготовления пищи), отличает сорняки от посевов, знает, как ухаживать за домашними животными, понимает время на часах, отличает «опасных» людей - пьяных, наркоманов, бомжей, в определенной мере понимает информацию из СМИ, может справиться с неожиданной ситуацией, знает о вреде вредных привычек.

9-10 - ориентируется в профессиях и своих возможностях, наличии реальной опасности здоровью и жизни, понимает, как передаются болезни, понимает, с каким человеком имеет дело, соблюдает правила ЗОЖ, социально-бытовое ориентирование на уровне взрослого, дееспособного человека.

  1. Взаимодействие со сверстниками: Условный балл        (от 1 до 10).

1 - 2 - общение быстро разрушается из-за агрессивного поведения.

3 - 4 - постоянно конфликтует со сверстниками или устойчиво пытается избегать общения.

5-6 - общение преимущественно ситуативно, стабильно предпочитаемых сверстников не имеет, ярко проявляются конкурентные отношения.

7-8        - не провоцирует ссоры, идет на уступки, появляются стабильно

предпочитаемые сверстники.

9-10 - имеет постоянных друзей своего возраста, понимает правила дружбы, умеет «поставить себя», есть избирательность в контактах.

  1. Взаимодействие с взрослыми (учителями): Условный балл ____(от 1 до 10).

1-2 - не соблюдает дистанции при взаимодействии с любым взрослым.

3-4 - соблюдает правила поведения избирательно, только с эмоционально предпочитаемыми или наиболее авторитетными взрослыми, при отсутствии этого способен на откровенную грубость.

5-6 - общается в целом адекватно, но может дать аффективную вспышку или «завредничать». Откровенной грубости не допускает.

7-8 - соблюдает правила взаимодействия с учителями.

9-10 - общается со всеми взрослыми вежливо, при этом обнаруживает эмоциональную избирательность - относится к любимому учителю как к наиболее авторитетному человеку.

4. Умение вести себя в здании школы и на групповых мероприятиях:

Условный балл        (от 1 до 10).

1-2 - нуждается в постоянном контроле взрослого, но и при его наличии допускает неадекватные выходки.

3-4 - неадекватного поведения нет, но нуждается в постоянном контроле из-за недостатков саморегуляции.

5-6 - поведение зависит от настроения, складывающейся ситуации и степени «интересности», в некоторых случаях может быть вполне упорядоченным, в некоторых - «растормаживается».

7-8 - поведение в школе в целом соответствует требованиям, но отдельные замечания приходится делать каждый раз.

  1. - поведение практически без замечаний.

5.Усвоение учебного материала: Условный балл        (от 1 до 10).

6. Отношение к учебе: Условный балл   ___(1-10).

1-2 - полное нежелание ходить в школу и учиться, негативистическое поведение.

3-4 — отрицательное отношение к школе, преподавателям и учению, но открыто этого не проявляет.

5-6 - отношение равнодушное, воспринимает учебу как необходимость.

7-8 - отношение скорее позитивное, но неравномерное (есть предпочитаемые предметы).

  1. - отношение позитивное, причем к большинству предметов.

7. Трудовые умения и навыки: Условный балл        (1-10).

1-3- с программой по ручному труду не справляется.

3-4 - с программой по труду' справляется удовлетворительно.

5-6 - программу по труду усваивает неравномерно.

7-8 - программу по труду усваивает хорошо.

  1. - трудовые навыки позволяют получить профессиональный разряд.

8. Отношение к труду: Условный балл        (1-10).

1-2 - нежелание ребенка трудиться, крайняя леность при любых просьбах.

3-4 - прохладное отношение к трудовой деятельности, желание при первой же возможности «улизнуть» от выполнения задания, не получает удовольствия от процесса труда, делает все кое-как.

5-6 - отношение к труду зависит от настроения, при его наличии может что-то сделать хорошо.

7-8 - отношение к труду в целом позитивное, но есть вещи, которые никак не хочет делать.

9-10 - любит трудиться и испытывает радость от процесса труда, проявляет инициативу, сам ищет, что бы сделать

  1. Речевая коммуникация: Условный балл___(1-10).

1-2 -мало пользуется речью как средством общения.

3-4        - владеет определенным набором речевых оборотов, принятых при

коммуникации, в нерегламентированной ситуации практически не может выразить свою мысль.

5-6 - выражает мысль недостаточно связно, высказывание не всегда грамматически правильное, большое количество стереотипных слов.

7-8 - в коммуникативной ситуации возможен монолог, однако он имеет недостатки с точки зрения литературного оформления речи.

9-10 - возможности речевой коммуникации сформированы полностью (в любой ситуации может грамматически правильно и лексически полноценно выразить свою мысль).

Психологическое обследование

Психологическое обследование включает следующие разделы:

  1. Поведение ребёнка в процессе обследования.
  2. Характер деятельности. Работоспособность.
  3. Моторная ловкость
  4. Определение доминантности функционирования парных органов чувств. Выявление ведущей руки, ноги, глаза, уха:
  5. Особенности внимания:
  6. Особенности памяти:
  7. Особенности восприятия:
  8. Особенности мышления:
  9. Общая характеристика личностной направленности (на игру или общение, на материальные удовольствия – «что-либо съесть или купить», эгоистические тенденции):
  10. Самооценка, сформированность уровня притязаний, их устойчивость и иерархия, поведение ребенка в конфликтных и фрустрирующих ситуациях:
  11. Оценка результатов продуктивной деятельности (письменных работ по основным предметам и творческих работ, их соотнесенность с возрастным и программным нормативом):
  12. Психолого-педагогические методы и методики обследования:

Кострова О.В., педагог-психолог ГБОУ «РЦО», 2020г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов Роль педагога-психолога ОУ в условиях внедрения новых федеральных государственных стандартов

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психоло...

Заключение педагога – психолога по готовности учащихся 4 класса к обучению в среднем звене школы – интерната VIII вида.

Общие результаты проведенных диагностических обследований с целью определения   уровня готовности к среднему звену учащихся Суворовской специальной   (коррекционной) общеобразовате...

Методические разработки педагога-психолога для родителей: памятки, буклеты, советы и рекомендации

Данные методические разработки представляют собой конспекты родительских собраний собраний, консультаций, памяток для родителей обучающихся,  созданнных педагогом-психологом Центра и предназначен...

Интегрированные занятия как одна из форм совместной работы учителя логопеда и педагога психолога в структуре коррекционной работы с обучающимися

Задачи учителя логопеда и педагога-психолога в ходе коррекционной-развивающей работы с обучающимися тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности р...

Совместное занятие учителя-логопеда, педагога-психолога и педагога-библиотекаря с обучающимися с ОВЗ

Психолого-логопедическое занятие с обучающимися с особыми образовательными потребностями проводят сразу три педагога: учитель-логопед, педагог-психолог и педагог-библиотекарь. Цель занятия: развитие н...

«Особенности диагностики детей с отклонениями в развитии при составлении заключения на РПМПК» (презентация)

При диагностики ребенка с оклонением первоочередной задачей педагога-психолога ПМПК - сделать обоснованный вывод о том: есть ли у ребенка личностный и когнитивный потенциал, чтобы овладеть в...

Рекомендации по составлению коррекционных программ педагога-психолога

Программа  работы педагога-психолога образовательного учреждения относится к обязательной документации.В психолого-педагогической литературе термин «Программа психолога» определяется ...