Личностно-ориентированный подход к обучению в сфере реализации ФГОС
методическая разработка
Выступление для ШМО на тему "Личностно-ориентированный подход к обучению в сфере реализации ФГОС".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_no2.docx | 21.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Личностно-ориентированный подход к обучению в сфере реализации ФГОС».
Цель исследования: выявить особенности личностно-ориентированного подхода в процессе обучения в сфере реализации ФГОС.
Задачи:
- дать определение понятию «личностно-ориентированный подход».
- раскрыть особенности личностно-ориентированного обучения.
- познакомится с особенностями организации уроков при личностно-ориентированном подходе к обучению.
План выступления:
- Вступление (обоснование актуальности темы).
- Личностно-ориентированное обучение и его особенности.
- Отличие личностно-ориентированного подхода к обучению от традиционного обучения.
- Основные особенности личностно-ориентированного урока.
- Заключение (выводы, определение достоинств ЛОО).
- Список использованных источников
Основная информация
ФГОС определил цель современного образования. В ней говорится о необходимости «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но в первую очередь на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». В связи с этим учителя применяют в своей практике личностно-ориентированное обучение.
Личностно-ориентированное обучение и его особенности
Личностно-ориентированное обучение (ЛОО) – это такое обучение, где в центре стоит ученик со своими личностными качествами, и процесс обучения строится в зависимости от возможностей и запросов ребенка, его желаний.
Цель личностно-ориентированного похода к обучению состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа».
Функции личностно-ориентированного похода к обучению:
- гуманитарная, суть которой состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья. Средствами реализации данной функции являются понимание, общение и сотрудничество;
- культуросозидательная (культурообразующая), которая направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования;
- социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.
Личностно-ориентированный похода к обучению базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.
Отличие личностно-ориентированного подхода к обучению от традиционного обучения
Традиционный подход | Личностно-ориентированный подход |
Обучение как нормально построенный процесс (и в этом жестко регламентированный) | Учение как индивидуальная деятельность учащегося, её коррекции и педагогическая поддержка |
Вектор развития задан | Обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого всё необходимые условия |
Общая, единая и обязательная для всех линия психического развития | Помощь каждому ученику совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность, с учетом имеющегося у него опыта познания |
Вектор развития строится от обучения к учению | Вектор развития строится от ученика к определению педагогических воздействий, способствующих его развитию |
Задача формирования личности с заданными свойствами | Обеспечение личностного роста, развивая способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, систему потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивную Я-концепцию |
Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода
- Личностно-ориентированное обучение (Якиманская И.С.)
- Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.)
- Педагогические технологии адаптивной школы
- Гуманно-личностная технология Амонашвили Ш.А.
- Игровые технологии
- Технологии уровневой дифференциации
- Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов)
- Технология «Педагогические мастерские»
Особенности урока при личностно-ориентированном подходе к обучению.
Традиционный урок | Личностно-ориентированный урок |
1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков | 1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта |
2. Определяет учебные задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий | 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий |
3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам | 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала |
4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми | 4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком |
5. Планирует и направляет детскую деятельность | 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность |
6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки | 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки |
7. Определяет правила поведения в классе и следит за их соблюдением детьми | 7. Учит детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение |
8. Разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых | 8. Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения |
Памятка «Деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью»
- Создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока.
- Сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока.
- Применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
- Использование проблемных творческих заданий.
- Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
- Оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём.
- Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому.
- Отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.
- При задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Заключение
Можно сделать вывод, что личностно-ориентированный похода к обучению играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность.
Развитие ученика как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития; основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями.
Таким образом, личностно-ориентированное обучение позволит:
1. повысить мотивированность учащихся к обучению;
2. повысить их познавательную активность;
3. построить учебный процесс с учетом личностных компонентов, т. е. учесть личностные особенности каждого учащегося, а также ориентироваться на развитие их познавательных способностей и активизацию творческой, познавательной деятельности;
4. дифференцировать (создавать условия для обучения детей путем объединения в однородные группы) и индивидуализировать учебный процесс;
5. создать условия для систематического контроля (рефлексии) усвоения знаний учащимися;
6. отследить динамику развития учащихся;
Список литературы:
https://multiurok.ru/files/lichnostno-oriientirovannoie-obuchieniie-v-ramkakh.html
https://urok.1sept.ru/articles/641461
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход к обучению - необходимое условие реализации ФГОС
В данном методическом пособии описываются особенности системно-деятельностного подхода к обучнию, а также технологии, способствующие его реализации....
Презентация "Системно-деятельностный подход к обучению - необходимое условие реализации ФГОС"
В данной презентации представлены ключевые моменты системно-деятельностного подхода к обучению....
Организация учебного процесса в рамках личностно-ориентированного обучения в условиях реализации ФГОС второго поколения .
Приёмы организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС второго поколения....
Системно-деятельностный подход в обучении как основа реализации ФГОС
Развитие познавательных процессов и мыслительных операций.Формирование представлений о коммуникативном взаимодействии и приобретение опыта коммуникации в позициях «автора», «понимающего», ...
«Проектная деятельность как одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении в рамках реализации ФГОС».
Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю сист...
Выступление на педсовете "Личностно-ориентированное обучение в свете реализации ФГОС"
Материал разработан в соответствии с ФГОС...
Личностно-ориентированный подход к обучению в сфере реализации ФГОС
Презентационный материал к выступлению для ШМО на тему "Личностно-ориентированный подход к обучению в сфере реализации ФГОС"....