Выступление для заседания ШМО
материал

Гриднева Мария Борисовна

Выступление для заседания ШМО на тему "Система работы с одарёнными детьми".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_2_gridneva_m.b.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление для заседания ШМО

Выполнила: студентка 4 курса группы 43Н, Гриднева М.Б.

Тема: «Система работы с одарёнными детьми».

Цель: Формировать навык работы с одарёнными детьми.

Задачи: Дать формулировку важности решения данной проблемы; сформулировать конкретные признаки слабого успевания; показать примеры способы работы с одарёнными детьми.

План:

1.Введение

2.Принципы работы с одаренными детьми

3.Развитее одарённого ребёнка

4.Вывод

«Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Его необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

                                                                                        В. А. Сухомлинский

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

 Признаками одарённости является высокая познавательная мотивация, исследовательская творческая активность, высокий уровень интеллектуальных способностей, возможность достижения нестандартных решений. Могут быть выделены следующие виды одаренности:

  • в практической деятельности — одаренность в ремеслах, спортивная и организационная;
  • в познавательной — интеллектуальная различных видов;
  •  в художественно-эстетической — хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная;
  • в коммуникативной — лидерская.

Каждый ребёнок в чём-то талантлив по-своему, и подобно тоненькому ростку нуждается во внимании со стороны учителей и родителей. Задача учителя – создать ребенку комфортные условия для развития интеллектуального потенциала личности, понять и поддержать ранние проявления творческих способностей. В связи с этим, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о разностороннем развитии всех учащихся.

Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта
позволяет развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание 
основного, дополнительного и индивидуального образования.

Системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов, должен обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность, а также построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Принципы работы с одарёнными детьми

  • Индивидуализация, дифференциация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся);
  • Принцип опережающего обучения;
  • Принцип комфортности в любой деятельности;
  • Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся;
  • Принцип развивающего обучения;
  • Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.

В урочной форме образования широкие возможности для развития индивидуальных способностей учащихся даёт система проблемно-дифференцированного обучения через групповые формы работы, проектно-исследовательские задания, ролевые тренинги, «мозговые штурмы», «творческие мастерские», дискуссионные заседания «круглого стола». Использование элементов мультимедийных технологий способствует саморазвитию, формированию информационно-коммуникативной личности, активного субъекта учебной деятельности.

Индивидуальное развитие одарённости представлено совокупностью дополнительных занятий во внеурочное время, направленные на подготовку к предметным олимпиадам, интеллектуально-творческим конкурсам, викторинам, играм, конференциям по различным направлениям. Участие школьников в конференциях, олимпиадах, конкурсах дает положительный результат в работе с семьёй: формируется позитивный психологический климат в семье, активизируется взаимодействие между школой и семьёй. Работа ребёнка при поддержке родителей даёт хороший результат в формировании его мировоззрения и личностных качеств.

Работа с одаренными детьми продолжается круглый год. Во время летних каникул дети посещают школьный оздоровительный лагерь, с ними занимаются учителя, работающие в лагере. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала. Формы работы в летний период: индивидуальные занятия с одаренными детьми, самостоятельная работа учащихся с дидактическим материалом, индивидуальные консультации для учащихся по работе с дидактическим материалом, педагогические консультации для родителей одаренных детей. Результатом реализации такой программы становится оздоровление детей, включившихся в режим лагерной жизни, постоянно находящихся в движении, приобщение их к спорту и здоровому образу жизни, умение жить в коллективе, получение новых знаний, умений и навыков, реализация творческого потенциала личности ребёнка.

Цель индивидуального подхода - подметить в каждом ученике его сильную сторону и позволить ей претвориться в жизнь. Реализовать поставленные цели помогают различного вида уроки: урок поиска рациональных решений, урок проверки результатов путем сопоставления, урок самостоятельной работы, требующей творческим заданием, урок-зачет, урок-дискуссия, интегрированные уроки, уроки в форме соревнований, урок «дублер начинает действовать», урок-аукцион, панорама, телепередача, живая газета, устный журнал, урок-сказка, урок-сюрприз, заочное путешествие, экскурсия, гостиная, урок-КВН, «Что? Где? Когда?», урок-исследование.

Приоритетными формами работы на уроке являются индивидуальная самостоятельная работа, фронтальное обсуждение ее результатов, работа учащихся в парах, группах.

Задача учителя - увидеть индивидуальность своего ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы. Обеспечить его максимальное развитие.

Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребенка.

Так учащиеся начальной школы с удовольствием участвуют и побеждают как в школьных, муниципальных конкурсах, так и во всероссийских: «Золотое руно», «Познание и творчество», «Человек и природа», «Кенгуру», «Русский медвежонок». Олимпиады в начальный период обучения занимают важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них - ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребенка развивающе.

 Конференции - это конкурсы творческих работ школьников, которые могут иметь форму самостоятельных теоретических или экспериментальных исследований. Предпочтение при этом всегда отдается исследовательским работам. Проведения мероприятий для одаренных детей, в них всегда выявляются особенно выдающиеся «звездочки», способные нестандартно мыслить, наблюдать, делать выводы.

Проектная деятельность выступает как основная форма организации в урочной и внеурочной деятельности школьников. Проектная деятельность выделяется в процессе обучения уникальной возможностью реально использовать и развивать индивидуальные способности каждого ученика. На уроке дети самостоятельно выбирают темы для выполнения проектов. Роль учителя – помогать ученикам, консультировать и координировать работу учащихся, оказывать помощь в выборе направлений сбора сведений, отыскивать чудеса на каждом уроке. Учитель вместе с детьми дерзают и творят, ищут ответы на волнующие нас вопросы.

Сеть дополнительного образования «растит всходы одарённости» через посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий. Дополнительное образование в школе напрямую связано с базовым образованием, оно расширяет и углубляет его, создаёт условия для его индивидуализации. Дополнительное образование обеспечивает реализацию внеурочной деятельности в начальной школе. Внеурочная деятельность отражает цели и задачи основной образовательной программы начального общего образования, создает такую образовательною среду, которая в полной

Кружки и объединения, входящие в учебный план внеурочной деятельности, занимают значительное место в образовательном пространстве школы, помогают развивать у учащихся творческие способности, выявлять музыкальные и актерские данные, формирует их общую культуру, расширяет и углубляет знания в области прикладного искусства, истории родного края.

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить еще целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеклассная работа – ещё одно звено в работе с одарёнными детьми, способствует развитию познавательного интереса и формированию личности учащихся. Занимательные упражнения, уроки-путешествия, ребусы, головоломки - все это способствует развитию мышления учеников. Внеклассная работа позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка.

Среди форм внеклассной работы с одаренными детьми можно отметить работу кружков и факультативов. Внеклассная деятельность – даёт прекрасную возможность видеть детей в неформальной обстановке, формировать их кругозор и интерес к окружающему миру.

Одной из образовательных технологий, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является технология работы с портфолио. Систематическая работа с портфолио помогает учащимся решать очень важные задачи: своевременно отмечать свои успехи, проследить индивидуальный рост успешности в учёбе и развивать уверенность в себе на пути достижения маленьких школьных побед. Учащиеся ответственно относятся к заполнению портфолио. В рамках реализации программы модернизации системы общего образования кабинеты начальных классов оснащены АРМ, учебно-лабораторным оборудованием, которое используются в работе, как в урочное время, так и при проведении внеурочной деятельности.

Применение современного оборудования способствует формированию у учащихся универсальных учебных действий, а также позволяет активизировать познавательную мотивацию младших школьников к исследовательской и проектной деятельности и более широко применять педагогические технологии, привлекая родителей к процессу обучения и воспитания.

Систематическая работа с одарёнными детьми дает положительные результаты. В результате кропотливой работы учителей начальных классов последние четыре года в начальной школе наблюдается стабильность качества знаний и обученности.

Повысилось количество призёров и победителей различных конкурсов и олимпиад. Учителями начальных классов, педагогом-психологом проделана большая работа по выявлению и поддержке одарённых детей.

Работая над формированием познавательной активности учащихся, я вижу, что ребята учатся быть более самостоятельными в своих суждениях, имеют свою точку зрения и аргументированно отстаивают ее. Но самое главное - это то, что у ребенка развиваются его познавательная деятельность и учебная мотивация. Если развиты эти качества, то будет развиваться и мышление. А думающий человек - это и есть тот человек, воспитать которого мы стремимся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании МО учителей начальных классов "Новые информационные технологии и стандарт второго поколения"

Выступление содержит сведения об изменениях и поправках, внесённых в проект стандартов второго поколения в сравнении со стандартами первого поколения. С выступлении указывается на основные задачи испо...

Выступление на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования.

Выступление на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования.«Технологии  художественно-эстетического образования как средства социализации школьников в условиях полик...

Презентация выступления на заседании МО по теме "Проектная деятельность - вопросы и проблемы..."

Данная презентация дает ответы на часто возникающие вопросы у педагогов, начинающих внедрение в практику проектной деятельности....

Выступление на заседание ГМС

"Организация работы с одарёнными детьми"...

выступление на заседании ГМС "Здоровьесберегающиетехнологии"

"Здоровьесберегающие технологии в рамках реализации ФГОС" (из опыта работы кружка "Азбука здоровья")...

Выступление на заседании творческой группы учителей начальных классов и воспитателей ДВ

Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ »(из опыта работы)         За последнее время в обществе произошли изменения в пре...

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов по теме: «Использование ИКТ на уроках в начальной школе»....