Сообщение на МО о совершенствовании мастерства молодого учителя через наставничество.
статья
Практика. Формирование методических компетенций 3 день. Задание 2.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_2.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на МО о совершенствовании мастерства молодого учителя через наставничество.
Тема: «Совершенствование мастерства молодого учителя через наставничество»
Цель: оказание помощи в профессиональном становлении, тесное вовлечение педагога в трудовой процесс и общественную жизнь с учетом его индивидуальных наклонностей и способностей.
Задачи:
1. способствовать выявлению и осознанию молодым специалистом своих профессиональных интересов и затруднений;
2. осуществлять индивидуальное сопровождение профессионального развития молодого специалиста;
3. установление отношений сотрудничества и взаимодействия между начинающими учителями и опытными педагогами;
4. ускорение процесса профессиональной и социальной адаптации начинающих учителей в МБОУ гимназия им. академика Н. Г. Басова.
План выступления:
- Вступление.
- Этапы работы с молодыми специалистами.
- Наставничество.
- Осуществление помощи молодому специалисту наставником.
- Вывод.
Текст выступления.
Своё выступление мне хочется начать со слов советского педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко.
"Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…"
А.С. Макаренко
Действительно это так. Каждому молодому учителю необходим учитель-наставник, для того чтобы освоиться на своём рабочем месте, получить необходимые знания и умения именно на практике. Опыт приходит с годами и первое время молодому учителю без помощи наставника очень тяжело приходится.
В Законе «Об образовании» Глава 5 Статья 55 сказано: «При выполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников…».
Как молодому учителю, не потеряться в этом многообразии программ, методов, инноваций? Как организовать свою работу в соответствии с новыми стандартами и требованиями? Как идти в ногу со временем, быть мобильным, гибким и преуспевающим в профессии? Ведь часто бывает, что молодые учителя, встав на путь преподавания и, не получив должной поддержки, круто меняют свою жизнь, отвернувшись от школы.
Повышение эффективности обучения и воспитания – одно из приоритетных направлений образования – во многом зависит от уровня подготовки и квалификации учителя. Сколько бы ни совершенствовались учебники, программы, успех обучения и воспитания зависит от учителя, его теоретической подготовки, педагогического мастерства, деловых и нравственных качеств.
Работа с молодыми специалистами – это комплекс мероприятий, направленных на активное включение молодых специалистов в общеобразовательный процесс. Это довольно кропотливый труд, который можно разделить на несколько этапов:
І этап – 1-й год работы: самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;
ІІ этап – 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, зарабатывание авторитета среди детей, родителей, коллег.
ІІІ этап – 4–5-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии; происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители и администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Педагоги, которые не получили в первый период своей работы помощи и внимания могут оказаться брошенными и испытывают шок при столкновении с реальностью. Чтобы этого не произошло, молодым учителям надо целенаправленно помогать.
Работа с молодыми специалистами традиционно является для ОУ одной из самых важных составляющих методической работы.
С. Г. Вершловский, один из первых исследователей выделил как важное условие работы с молодыми специалистами — наставничество. По его мнению, наставничество — это такой способ подготовки к образовательной деятельности, обеспечивающий работоспособность педагога с опорой на опытного наставника, что способствует изучению работы как изнутри, так и на практике
Цель наставничества: оказание помощи в создании в ОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
1. помочь адаптироваться учителю в коллективе;
2. определить уровень профессиональной подготовки;
3. выявить затруднения в педагогической практике и принять меры;
4. формировать творческую индивидуальность молодого учителя;
5. создать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
6. развивать потребности у молодых педагогов к профессиональному самосовершенствованию и работе над собой.
С целью организации психологической поддержки и методической помощи молодому специалисту за ним закрепляется учитель-наставник, который проводит с ним постоянную работу и оказывает ту помощь, которая требуется в процессе учебного года. Такая работа проводится и в гимназии им. Басова.
С учетом профессиональных нужд молодого учителя можно выделить следующие роли педагогов-наставников:
1. «Проводник». Обеспечит подопечному ознакомление с системой данного общеобразовательного учреждения «внутри». Наставник сможет помочь молодому учителю понять свое место в системе школы, станет реализовывать пошаговое управление его педагогической деятельностью.
2. «Защитник интересов». Сможет оказать помощь в решении всех конфликтных ситуаций, образующихся в процессе педагогической деятельности молодого специалиста; образует атмосферу взаимопомощи и партнерства; сможет помочь своему подопечному понять важность и значимость его работы.
3. «Кумир». Наставник абсолютно всеми собственными индивидуальными и профессиональными достижениями, социальным положением, стилем работы и общения способен заинтересовать профессиональное самосовершенствование молодого учителя.
4. «Консультант». Данная значимость осуществляет функцию поддержки. Подопечный приобретает точно такое количество поддержки, сколько ему следует и когда он об этом просит.
В организованной наставнической помощи молодой учитель самостоятельно реализовывает педагогическую деятельность, а наставник осуществляет контроль ее организации, эффективность форм, методов, приемов работы, проверяет его успехи с помощью системы тестов, творческих заданий, проблемных ситуаций и т. п. Вклад наставника в профессиональное становление молодого учителя составляет 10–30 %.
Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Поэтому наставнику необходимо обратить внимание молодого специалиста на:
1. Требования к организации учебного процесса;
2. Требования к ведению школьной документации;
3. Формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;
4. ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);
5. Механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.
Обеспечить поддержку молодым педагогам в области:
1. Практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
2. Разработки программы собственного профессионального роста;
3. Выбора приоритетной методической темы для самообразования;
4. Подготовки к первичному повышению квалификации;
5. Освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;
6. Подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.
Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации.
Подводя итоги, можно сказать, что наставничество – эффективный способ передачи опыта молодёжи. Причём польза от данного процесса двусторонняя: обогащение педагогическим опытом молодого учителя и повышение квалификации и профессионального мастерства педагога-наставника. Это ценное приобретение для школы, поскольку с ростом своих педагогических кадров, образовательное учреждение повышает эффективность своей деятельности. И молодой задор, креативность, энтузиазм молодых специалистов является подспорьем в данном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение рекомендаций молодому педагогу. Советы молодым учителям
Изучение рекомендаций молодому педагогу. Советы молодым учителям...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ: "«Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения"
Сегодня востребован педагог творческий, компетентный, способный к развитию умений мобилизовать свой личностный потенциал в современной системе воспитания и развития уч-ся. Качество образования н...
Сообщение "Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе"
Сообщение "Развитие речи учащихся на уроках русского языка через словарную работу в начальной школе"...
Сообщение на МО о совершенствовании мастерства молодого учителя через наставничество (презентация к выступлению).
Практика. Формирование методических компетенций 3 день. Задание 3....
Самообразование в системе средств совершенствования мастерства классных руководителей.
Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных л...
Опыт реализации проекта(из опыта работы) «Сопровождение профессиональной адаптации молодых учителей через систему наставничества».
Опыт реализации проекта(из опыта работы) «Сопровождение профессиональной адаптации молодых учителей через систему наставничества»....
Совершенствование мастерства молодого учителя через наставничество
Статья посвящена проблемам наставничества. Каждому молодому учителю необходим учитель-наставник, для того чтобы освоиться на своём рабочем месте, получить необходимые знания и умения именно на п...