Педагогические идеи Дж. Дьюи.
учебно-методический материал

Лариса Николаевна Тихонова

Дж. Дьюи основатель активизации образовательной деятельности учащихся - метода проектов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_idei_d._dyui_.docx107.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ИДЕИ  Дж. ДЬЮИ.

 Поиск новых подходов в школьном образовании с каждым годом становится всё более актуальным и необходимым. Профессиональный рост учителя невозможен без овладения им новейшими педагогическими технологиями, инновационными методами обучения.

   Метод проектов является одним из известных способов активизации образовательной деятельности учеников. Однако, кроме популярности этой технологии, мы имеем утрирование её основных принципов, искажение её сути, что приводит к появлению проектов, не имеющих никакого отношения к методу

проектов. От учителей нередко можно услышать: «метод проектов ничего не даёт», «это просто другое название того, над чем мы давно работаем». Для преодоления этих стереотипов важно детально проанализировать историю развития метода проектов, рассмотреть причины запрета этой технологии

в 1931-м году, ознакомиться с мнением современных учёных. В процессе организации проектной деятельности очень многое зависит от роли и функции учителя, поэтому педагогу важно не только ознакомиться с требованиями к организации метода проектов, но и провести исследование личностных качеств,

своего отношения к преподаванию и ученикам, подумать о целях, которые он ставит в своей деятельности.

    В педагогической литературе термин «метод проектов» впервые появился в 1908–1910 годах в отчётах массачусетской школьной администрации. Американское бюро образования в 1911 году утвердило его на официальном уровне. Однако, многие учёные критически относились к термину ≪метод проектов≫, считая его не совсем удачным, поэтому поводу в США длительное время велись дискуссии. Появление проектного обучения связывают с сельскохозяйственными школами США конца ХIХ века и с организацией школ в Англии в соответствии с идеями Сесиля  Редди. В начале ХХ века проектными технологиями заинтересовались и общеобразовательные школы. Анализ литературы свидетельствует о том, что в начале ХХ века теория и практика проектного обучения стали активно распространяться параллельно в России и США, однако подходы и понимание сути метода в этих странах были разными. Российские психологи и педагоги рассматривали его как способ всестороннего развития личности. В США проекты были целью обучения, связанного с выполнением учебных заданий в реальных жизненных ситуациях. Это направление получило дальнейшее развитие в работах Д. Дьюи,

рассматривающего понятия и теорию лишь как инструмент для приспособления к внешней среде. На этой новой концепции основывались и педагогические идеи

Дьюи. Исходя из основных положений прагматизма, Дьюи  считал необходимым строить воспитание и обучение на основе личного опыта детей, который дополняют знания по отдельным учебным предметам, имеющим отношение к деятельности ребёнка в данный момент. В соответствии с этим направлением педагогической мысли целью воспитания было обучение ребёнка умению решать реальные жизненные проблемы и достигать максимального благополучия

в рамках норм, признанных обществом: то есть учеников необходимо приучать не к пассивному приспособлению к реальным условиям, а к активному

поиску возможностей улучшения жизни.

   В книге «Школа и общество» Дьюи подчёркивает преимущества активных методов обучения:«Применение в школе разных форм активной работы приведёт к полному обновлению школьной атмосферы. Это даст ребёнку возможность приспособиться к жизни, школа станет для него домом, где он будет учиться, не отрываясь от жизни, вместо того чтобы оставаться всего лишь местом, где ребёнок продолжал бы учить свои сухие уроки, имеющие очень отдалённое отношение к тому, что может понадобиться ему в дальнейшем на жизненном пути». Прогрессивизм  имел чёткую практическую направленность — реформирование американской школы. Поэтому вопрос о взаимоотношениях школы и общества постоянно обсуждался. Дьюи  как ведущий теоретик прогрессивизма выступал против рассмотрения проблем школы без социального контекста, признавал её роль в переустройстве общества, но отрицал любую партийность и революционное вмешательство в её жизнь. В своей работе

«Демократия и образование» учёный подчёркивал, что учителя во время обучения должны объяснять ученикам социальные проблемы, но не проводить

никакой агитации.

  В работе «Школы будущего» Дьюи раскрывает суть проблем того времени: «Ребёнок должен развиваться и развиваться естественно, но жизнь общества так усложнилась, его требования к ребёнку так важны и настойчивы, что детям приходится объяснять достаточно много вещей. В современной жизни то, что окружает ребёнка, соединяет в себе и сложное материальное положение, и социальные отношения людей. Чтобы это охватить, детям нужно знать действительно многое. Как же лучше организовать это дело?» Для решения этой проблемы Дьюи провозглашает лозунг «Обучение через деятельность». Обос-

новывая свою мысль, американский учёный доказывал, что школьник является очень активным по своей природе, поэтому проблемой педагогики всегда было то, как направить эту активность в нужное русло. В той же самой работе Дьюи отмечает: «Самый сложный урок, который приходится усвоить ребёнку, это практический: ребёнок должен приспособиться к людям и работе, и если в этом его постигнет неудача, никакое количество книг не сможет помочь делу». Дьюи считал, что деятельность школы  должна быть направлена на удовлетворение потребностей и развитие способностей  детей. Он требовал учитывать основные импульсы естественного развития детей, а именно:

  • потребность в общении с другими  людьми;
  • потребность в игре;
  • потребность в самовыражении;
  • потребность в познании.

   Содержание образования должно быть направлено на решение разнообразных жизненных задач, приобретение опыта и его обогащение в условиях

образовательной среды. Роль учителя и воспитателя состоит лишь в направлении учеников соответственно их потребностям, поддержке самостоятельной деятельности детей, в развитии их любознательности. Идеи американского педагога способствовали пониманию сущности детской природы, поиску

новых форм обучения, одной из которых является метод проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои печатные работы на сайте "Открытый урок. Фестиваль педагогических идей"

Мои печатные работы на сайте "Открытый урок. Фестиваль педагогических идей"...

Доклад на городском "Фестивале педагогических идей" по теме "Формирование исследовательских навыков учащихся 1 класса через реализацию курса "Я-исследователь"

В докладе раскрывается  актуальность  использования метода исследований.Приводится пример работы учащихс  с использованием  указанного метода на уроках окружающего мира....

Педагогические идеи в практику

Использование инновациоонных технологий в учебной деятельности...

Обобщение и распространение педагогического опыта через ярмарку педагогических идей на тему «Использование современных образовательных технологий в учебном процессе»

В данном материале изложены формы и методы «Использования современных образовательных технологий в учебном процессе»...

Семинар-практикум «Аукцион педагогических идей» (психолого-педагогические условия создания ситуации успеха).

Цель: Содействие формированию у педагогов  потребности использования  в своей работе принципа «Успех порождает успех», как одного из условий создания здоровьесберегающей сре...

Итоги конкурса «Ярмарка педагогических идей и проектов» среди педагогических работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования.

Ярмарка проводится с целью выявления, распространения эффективного педагогического опыта реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, содействия професс...