«Специфика работы по развитию вестибуло-зрительно – моторной координации у дошкольников с интеллектуальными нарушениями»
статья

Карпова Елена Алексеевна

Принимая во внимание, что возраст 5-8 лет является наи­более благоприятным периодом для развития психомоторной де­ятельности, расширяющей диа­пазон адаптивных возможнос­тей школьника, с детьми с интеллектуальными нарушениями, имеющими проблемы с ОДА должна проводиться углубленная работа по сенсомоторному раз­витию . Это способству­ет значительному повышению интеллектуальной подготовки к  обучению и позво­ляет детям легче и быстрее пре­одолеть комплекс школьной доски, сохранить психическое здоровье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РФ

МИНИСТЕРСТВО

СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное учреждение системы социального обслуживания населения для 

обучающихся. воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

  «Специальное реабилитационно-образовательное учреждение

 «Автозаводский детский дом  - интернат для умственно отсталых детей»

   

Доклад

«Специфика работы по развитию  вестибуло-зрительно – моторной координации   с дошкольниками с интеллектуальными нарушениями»

                                                               Отделение  школьное

                                                        коррекционно- образовательное

                                                                Воспитатель: Е. А. Карпова

            г.Нижний    Новгород

      2018

Развитие вестибуло-зрительно-моторной координации напрямую связано с формированием различных сторон готовности детей к школьному обучению и прежде всего морфофункциональной.

Начиная обучение в школе, обучающиеся испытывают множество трудностей:

*  Длительные   статические нагрузки на уроках снижают работоспособность (внимание становится рассеянным, ребенок часто отвлекается и поэтому слабо усваивает материал, теряет интерес к учебе).

*  Ребенок имеет недостаточно развитый мышечный тонус кисти руки (не может выносить длительные мышечные нагрузки, так как ему сложно регулировать нажим на пишущий инструмент: слишком зажатая или расслабленная рука приводит к излишнему напряжению в работе   и   притуплению   внимания).

*  Ребенку трудно  слушать учителя, смотреть на доску и переносить написанное в тетрадь,

не теряя строку (голова, находясь в «плену» у шеи, делает много лишних движений, поэтому утомляемость наступает на 12-й минуте урока; ребенок «теряет» часть нужной информации, снижается успеваемость).

* Слабое чувство вертикали и горизонтали ведет к сползанию текстовой строки или поднятию ее вверх, разному наклону букв.

Учитывая, что дети, имеющие интеллектуальные нарушения (особенно с нарушением опорно-двигательного аппарата) наиболее уязвимы в период адаптации к школьному обучению  и остро нуждаются  в занятиях по развитию вестибуло- зрительно – моторной координации , важно отметить следующие категории детей:  

С синдромом дефицита внимания

Большинство детей с синдромом дефицита внимания имеют хорошие интеллектуальные способности, но при этом навыки чтения и письма у них значительно ниже, чем у сверстников (письменные работы выглядят неряшливо, для них характерны ошибки, которые могут быть результатом невнимательности, невыполнения указаний взрослого или недостаточности развития тонкой моторики).

Особое внимание в работе с такими детьми необходимо уделять индивидуальному подходу, игнорировать плохие и поощрять хорошие поступки, ограничить до минимума отвлекающие факторы, предоставлять возможность быстро обращаться к взрослому в случае затруднения, тренировать тонкую моторику.

Медлительные

Проблемы с учебой у медлительных детей возникают не потому, что они «глупее» и хуже понимают материал. Среди них есть и очень способные, однако принятый темп объяснений и выполнения заданий для них оказывается слишком быстрым. Они должны слышать учителя, смотреть на доску и переносить задания в тетрадь, «собраться с мыслями», чтобы ответить на вопрос.

Простые наблюдения за поведением показывают, что медлительные дети все время находятся в ситуации ограничения времени, так как их личный темп работы отстает от среднего. Это вызывает трудности в усвоении материала (испытывают трудности в координации глаза и руки, теряют строку при перенесении в тетрадь, не успевают следить за мыслью учителя, пропускают задания). Поэтому медлительным детям необходимо предоставить индивидуальный темп работы, так как спешка вызывает у Них углубление торможения и большее замедление реакции. Кроме того, ускорить выполнение заданий поможет поддержание позитивного эмоционального фона.

Леворукие

Такие дети находятся в неблагоприятных условиях, испытывают определенные неудобства и давление со стороны взрослых, когда их насильственно переучивают, искусственно создавая трудности, которые  они должны преодолевать. При этом не учитывается то, какой ценой достигается результат, как это отражается на здоровье ребенка.

Леворукие дети имеют особенности в развитии. При достаточном кругозоре, удовлетворительной памяти, хорошем владении устной речью встречаются признаки «зеркального мышления». Это перевернутое справа налево написание отдельных букв и целых слов, упорное чтение слов справа налево. Леворуким детям свойственна более поздняя дифференциация понятий «правое», «левое». Они эмоциональны, ранимы, впечатлительны, неуверены в себе. Высокий уровень тревожности сочетается у них с подвижностью и возбудимостью, а также с добросовестным и ответственным отношением к делу.

При отсутствии успехов в учебе и неправильном отношении взрослого у ребенка пропадает желание учиться, он стремится избегать занятий, особенно связанных с письмом.

Основной смысл поведения взрослого по отношению к леворукому ребенку должен заключаться в бережном отношении к леворукому письму (левой рукой ребенок действует более сноровисто и успешно, ошибок делает значительно меньше, процесс письма не вызывает у него отрицательных эмоций, качество выполнения  работ   повышается   на   20-30%).

Таким образом, при обучении детей, особенно имеющих проблемы в развитии, требуется выполнение главной заповеди: не навреди здоровью ребенка.

Принимая во внимание, что 5-8 лет является наиболее благоприятным периодом для развития психомоторной деятельности, расширяющей диапазон адаптивных возможностей школьника, в учреждении должна проводиться углубленная работа по сенсомоторному развитию дошкольников. Это способствует значительному повышению интеллектуальной подготовки к  обучению и позволяет детям легче и быстрее преодолеть комплекс школьной доски, сохранить психическое здоровье.

Цель работы по данному направлению — развитие вестибуло-зрительно-моторной координации у дошкольников с интеллектуальными нарушениями  для сохранения психического здоровья и обеспечения адаптации к школьному обучению.

Прогнозируемый результат на момент выхода в школу:

— ориентировка на листе бумаги   разовьет   координацию рук ребенка и обеспечит ему зрительный контроль;

— свободное владение техникой движения по линиям в разных направлениях позволит избежать проблем с почерком и другими навыками письма;

--разнообразная игровая деятельность будет способствовать становлению интеллекта;

— работа с различными материалами под зрительным контролем позволит корректировать ее с мышечным тонусом кисти руки, что важно для ее подготовки к письму, когда потребуются длительные статические нагрузки и четкие движения;

— все это снизит утомляемость и    повысит   работоспособность (до 30 мин) на занятиях, требующих статического напряжения.

В соответствии с прогнозируемым результатом должны быть  спроектированы специальные игры-лабиринты, позволяющие решить основные задачи развития вестибуло-зрительно-моторной координации старших дошкольников.

Работа включает четыре этапа.

На первом этапе нужно создать у детей представление об извилистой линии. Задания включают движения пальцами по разной структуре поверхности. Дети обследуют линии лабиринтов, выполненные из объемных материалов, — пуговиц, тесьмы, веревки. Для поддержания интереса предлагается путешествие по сказочным лабиринтам: «Колобок», «Три поросенка», «Красная Шапочка» и др.

На втором дети учатся зрительно выделять разные по цвету и толщине линии лабиринта. Задания включают «путешествия» по однородной поверхности: по линиям разного цвета, толщины с помощью указки или пальца. Причем «путешествия» по лабиринту осуществляются без включения движений шеи, только под контролем глаз. Этому помогает четкая фиксация головы тыльной стороной ладони у подбородка.

На третьем детей обучают выделять линии лабиринта с помощью зрительного анализатора. Задания включают движения по линиям лабиринта правым и левым глазом поочередно, без помощи пальцев, стоя и сидя на устойчивой и неустойчивой (мягкой и жесткой) поверхности.

На четвертом усложняется предыдущая задача: развивается зрительно-вестибулярная координация с фиксацией головы в различных исходных положениях. Детям предлагаются разнообразные игровые задания, выполняемые во время «путешествия» по лабиринтам: закрыв один глаз, стоя или сидя на неустойчивой поверхности, с наклоном головы к правому или левому плечу, с движущейся целью (лучом фонарика, свечой).

В работе с детьми используются: игры с лабиринтами; игры в шашки, «морской бой»; складывание салфеток по чертежам для оформления праздничного стола; рисование с помощью спирографа и др.

В процессе игр дети быстрее отрабатывают умения ориентироваться на специально разработанной плоскости листа разного формата под зрительным контролем, что позволяет увеличить зону наилучшего видения (им не придется при чтении, слежении за указкой учителя тратить силы на ненужные повороты головы, следовательно, они не будут уставать, и процесс обучения пойдет гораздо быстрее).

Подготовке руки ребенка к письму помогают игры и специальные интересные задания по совершенствованию ручной умелости (плетение, мозаика, аппликация и т.д.).

Введение правил в игры снимает внутреннюю неуверенность. Правила, придуманные условия, определяющие ход игры, игрового действия, предполагают одинаковое подчинение им неусидчивых, медлительных, , леворуких детей, т.е. наиболее стрессоуязвимых.

Каждая игра сопровождается гимнастикой для глаз (здоровьесберегающая технология), причем комплексы подбираются с усложнением на каждом этапе работы (они состоят из трех упражнений, выполняемых в медленном темпе, из разных исходных положений, четко определены дозировка и режим дыхания).

Гимнастика для глаз позволяет решить следующие задачи:

— укрепить мышцы глазного яблока;

— расширить зону лучшего видения;

— совершенствовать навык неотрывного слежения за движущимся предметом;

— снизить утомляемость. Итак, работа с детьми проводится по следующим направлениям:

— над образным содержанием композиций (игры на сравнение, лабиринты, тоннели, путаницы,  составление  узоров и т.д.);

— формированием графических    навыков    (обучение ориентации на листе с помощью   линий,   рисование фигур, букв с использованием опорных точек, светового луча, работа в коллажных техниках и т.д.).

Данные тестов на выходе в школу показывают:

— свободно следят взглядом по линиям лабиринта Гроффмана   повышенной   сложности — 70% детей, с помощью указки — 30%;

— подавляющее   большинство (92%) самостоятельно выполняют тестовые задания на понимание (нахождение предмета по образцу);

— повышается уровень срисовывания узора по образцу;

— зона   наилучшего   видения увеличивается на 3 см;

— дети приобретают координационную устойчивость (на мягком коврике, балансире).

(Журнал «Управление ДОУ», №2,2008)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по развитию межполушарного взаимодействия на логопедических занятиях, как одно из направлений развития зрительно-моторной координации

При обучении письму следует учитывать трудности пространственной ориентировки. Для этого необходимо использовать упражнения для развития зрительно-моторной координации в систе...

Сборник контрольных работ по математике для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1-4 класс

Сборник контрольных работ по математике для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1-4 класс...

Специфика работы с леворукими детьми, имеющими интеллектуальные нарушения

Леворукость детей с интеллектуальными нарушениями один из приоритетных вопросов в педагогике и психологии, требующий особого внимания. В связи с чем возникает необходимость изучать психофизически...

Средства работы по развитию графо-моторных навыков у детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями

В работе представлены средства развития графо-моторных навыков у учащихся младших младших классов с ОВЗ...

Зрительно-моторная координация у первоклассников с нарушением зрения

В консультации приведены краткие причины  трудностей освоения письменной речи первоклассниками с точки зрения слабой согласованности движений руки и глаз....

Содержание логопедической работы по развитию эмоционально-оценочной лексики у школьников с интеллектуальными нарушениями

В учебном материале представлены основные направления и отдельные приёмы логопедической работы по формированию и развитию словаря эмоциональной оценки у подростков с лёгкой умственной отсталостью; тем...