"Самоконтроль на уроке физкультуры в начальной школе"
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Самоконтроль на уроке физического воспитания в начальной школе – необходимое условие успешности обучения. Он способствует оптимизации физических и психических затрат, предупреждению психологических перегрузок, повышенной утомляемости, снижению травматизма. Самоконтроль имеет большое воспитательное значение: повышение уровня социально-психологической адаптации, самоорганизации и регуляции деятельности, ответственности, целеустремлённости, гармоничного физического развития организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samokontrol_na_urokah_fk_v_nachalnoy_shkole.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Казанакова Е.В.
учитель физической культуры МБОУ СОШ № 1 г. Охи им. А.Е. Буюклы
"Самоконтроль на уроке физкультуры в начальной школе"
Разрабатывая проблему формирования самоконтроля младших школьников на уроке физического воспитания, было выделено три направления:
· Самоконтроль поведения
· Самоконтроль двигательных действий
· Самоконтроль самочувствия
В целях реализации каждого из направлений разрабатывались методические приёмы. Предлагаем описания некоторых из них.
Самоконтроль – важный здоровьесберегающий фактор
Самоконтроль на уроке физического воспитания в начальной школе – необходимое условие успешности обучения. Он способствует оптимизации физических и психических затрат, предупреждению психологических перегрузок, повышенной утомляемости, снижению травматизма. Самоконтроль имеет большое воспитательное значение: повышение уровня социально-психологической адаптации, самоорганизации и регуляции деятельности, ответственности, целеустремлённости, гармоничного физического развития организма.
Овладение способами самоконтроля активизирует процесс обучения, расширяя возможности усвоения. Приводит к качественно новой форме активности, которая выступает как самоактивность ученика в виде самоорганизации. Это непосредственно влияет на формирование личности ученика, определяя его учебное самосознание, отношение к себе, сверстникам, окружающему миру.
Необходимость в углублённом изучении данного вопроса и разработка методической темы возникла из необходимости решения следующих проблем:
- учебные действия контролируются педагогом, а не самим учеником;
- допущенные ошибки не замечаются и не исправляются;
- в литературе очень мало внимания уделяется формированию самоконтроля на уроках физической культуры;
- в свете демократизации общества устарели авторитарные методы преподавания;
- для осмысленного восприятия учащимися процесса обучения требуются новые подходы, методы преподавания;
- желание детей быть активными участниками процесса обучения, а не простыми исполнителями указаний учителя требует особой организации учебного процесса;
- неразвитость самосознания учащихся и, как следствие, травматизм, плохое выполнение упражнений, двигательных действий;
- до сих пор самоконтроль на уроке физкультуры рассматривали только как самоконтроль самочувствия, которое оценивалось с помощью пульсометрии.
Мы выделяем 3 направления и 9 приёмов формирования самоконтроля у младших школьников:
1) Самоконтроль поведения:
1.«ушки на макушке» - слушать счёт или воспринимать на слух описание упражнений, команды учителя.
Применяется во время выполнения циклических упражнений с изменением темпа, ритма, направления или при выполнении упражнений на развитие внимания, координации движений, когда учитель описывает упражнение словами.
2. «лучший друг» - не мешать заниматься другим учащимся.
Применяется, когда требуется неукоснительно выполнять правила техники безопасности и особые правила передвижения по залу. При проведении занятий поточным методом, когда после выполнения задания одним учеником (или группой учеников) нужно быстро освободить пространство (зал) для следующей группы (например, выполнение передач мяча в парах или тройках, опорного прыжка, заданий на гимнастической стенке, скамейке). А также при выполнении упражнений с мячами, за укатившимся мячом нужно идти, не мешая другим выполнять задание. Выполнять передачу мяча так, чтобы партнёр мог спокойно поймать мяч.
3. «честное слово» - соблюдать правила игр, эстафет и выполнять упражнения на развитие силы и выносливости, указанное количество раз.
Применяется во время игр и эстафет, когда учащиеся, желая победить, начинают выходить вперёд за стартовую линию или не обегают ограничительную стойку. Для развития физической силы, выносливости и силы воли (иногда дети не хотят делать силовые упражнения, так как это тяжело)
2) Самоконтроль двигательных действий (выполняемых упражнений):
4. «делай как я» - выполнять упражнение, сравнивая своё исполнение с тем, как это делает учитель или хорошо подготовленный ученик
Применяется при разучивании сложных координационных упражнений (например, прыжка в длину с разбега, прыжка в высоту способом «перешагивание», опорного прыжка, акробатических упражнений)
5. «найди ошибку» - смотреть, как делает партнёр, замечать его ошибки и стараться избегать таких ошибок.
Применяется на уроках закрепления пройденного материала и совершенствования техники выполнения упражнений (например, передачи мяча в парах, стойка на лопатках, гимнастических комбинаций на развитие равновесия)
6. «мы – гимнасты» - стараться выполнить упражнение чётко, не сгибать ног в коленях, рук в локтях.
Применяется при выполнении упражнений, когда необходимо следить за осанкой, сохранять равновесие(например, ходьба по бревну и выполнение упражнений на ограниченной опоре, наклоны вперёд и в стороны и другие ОРУ).
7. «единство» - представить, что ты и снаряд (мяч, скакалка) – единое целое.
Применяется для обучения упражнениям (ведению мяча, метанию в цель и на дальность, прыжкам через вращающуюся скакалку, броску набивного мяча)
8. «расчет силы» - выполнять упражнение в полную силу, в полсилы, на определённую высоту или длину.
Применяется при развитии двигательной чувствительности, выполнении упражнений на точность (метании в цель, передач мяча, бросков по кольцу, удара по воротам).
3) Самоконтроль самочувствия:
9. «пульсометрия» - измерение пульса до и после упражнения.
Применяется при выполнении упражнений на развитие выносливости с целью проверки подготовленности учащихся или качества выполнения упражнения.
Детям предлагаются следующие этапы осуществления самоконтроля:
- Ознакомление с образцом.
- Воспроизведение действия.
- Проверка по плану.
- Нахождение ошибок.
- Исправление ошибок.
- Выполнение действия без ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-методическая статья "Самоконтроль на уроке физкультуры в начальной школе"
Разрабатывая проблему формирования самоконтроля младших школьников на уроке физического воспитания, было выделено три направления:· Самоконтроль поведен...
Разработка для учителей физкультуры в начальной школе. Музыка на уроках физкультуры
. Задача учителя в процессе обучения дать ученикам начальную хореографическую подготовку, выявить наклонности детей, удовлетворить их потребность в двигательн...
Развитие самоконтроля и самооценки на уроках математики в начальной школе.
В данном методическом материале рассматривается, как на уроках математики во втором классе формируется самоконтроль и самооценка у детей. Критериальное оценивание и ежедневное решение реальных задач р...
Роль уроков физкультуры в начальной школе
Здоровьесберегающий урок в начальной школе...
Формирование навыков самоконтроля и самопроверки у обучающихся с ОВЗ на уроках математики в начальной школе.
В статье описан метод программированного обучения , который способствует формированию навыков самоконтроля и самопроверки у обучающихся с ОВЗ на уроках математики...
Подвижные игры на уроках физкультуры в начальной школе
Описание игр...
Дневник самоконтроля по физкультуре для начальной школы
Дневник самоконтроля нужен для отслеживания развития функциональных возможностей организма, укрепления здоровья, для умелого управления своим самочувствием и настроением. В дневник самоконтроля записы...