Статья
статья

Таминдарова Линиза Мадисовна

Статья на тему «Требования ФГОС в части организации проектной деятельности школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья35.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Требования ФГОС в части организации проектной деятельности школьников»

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед нами ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Системно-деятельностный  подход — это принципиально иное построение учебной деятельности, ничего общего не имеющей с репродуктивным обучением, основанным на натаскивании и зазубривании. Суть ее концепций заключается в создании условий, когда развитие ребенка превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ученика. При таком подходе дети не только овладевают знаниями, навыками и умениями, но учатся прежде всего способам их самостоятельного постижения, у них вырабатывается творческое отношение к деятельности, развиваются мышление, воображение, внимание, память, воля.

Самостоятельно использовать свой творческий потенциал, направлена и проектная деятельность. Проектная деятельность - это обязательно практическая деятельность. Только  в  ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства.

Основное требование ФГОС сегодня -  всестороннее развитие ребенка. Это означает формирование у него новых способностей. Условием развития может стать и новое знание, и навык, и умение, но суть способности не в них. Новая способность дает ребенку возможность увидеть ситуацию как поле возможных собственных действий по её преобразованию.

Возрастные особенности младших школьников указывают на невозможность выполнения всех действий по проектированию без участия взрослых. Самой сложной работой в ходе подготовки проекта для младших школьников оказалась работа с информацией. Одной из первостепенных задач для меня является научить находить нужную информацию, выделять главное, понимать и пересказать прочитанное.

Проектная деятельность в моей практике осуществляется в большей степени через такие предметы, как литературное чтение и основы мировых религиозных культур. Через эти предметы более ярко реализуются воспитательные цели школы направленные на патриотическое  воспитание.

Тема Великой Отечественной войны нашим ученикам очень интересна и знакома . Наша школа работает по направлению патриотического воспитания давно и целенаправленно. Поэтому созданы все условия для того, чтобы заинтересовать наших кадет через литературные произведения знаниями о подвигах великого советского народа, победившего фашизм.

Все замыслы  литературных проектов  появляются после читательских конференции, посвященных произведениям  Великой Отечественной войны.

После обсуждения произведения Ю.Яковлева «Девочки из Васильевского острова» девочка из класса долго не могла успокоиться, плакала и очень переживала, перечитывала произведение много раз. После этого, мною было предложено более подробно познакомиться с биографией Тани Савичевой. Так появился проект «Собирательный образ детей блокады через литературный портрет Тани Савичевой в исторических источниках и в произведениях Юрия Яковлева».  

После обсуждения произведения В.Драгунского «Денискины рассказы» одна девочка из класса подошла и сказала, в этих рассказах кроме Дениски, мне очень нравятся его родители, особенно папа. Он очень внимательный к своему сыну, как и мой папа. В моей семье папа тоже самый-самый главный!

Таким образом,  появился проект «Серьёзные ценности в несерьёзных рассказах Виктора Драгунского».

Прочитав с детьми рассказ А.Митяева «Мешок овсянки»дала  детям задание: найти и прочитать другие  произведения данного писателя о животных во время войны. Так появился проект «Роль животных в жизни человека во время ВОВ (на материале рассказов Анатолия Митяева).

Через уроки основы мировых религиозных культур стараюсь реализовать творческие и социальные проекты. В начале года предлагаю детям выбрать тему проекта. Так появились проекты «Боевой путь моего прадеда врача Тарахно Алексея Яковлевича», «Казачье подворье», «Лучики в ладошках».

        Таким образом, организуя проектную деятельность, нужно учитывать ряд обстоятельств. Учащемуся не может быть предложена работа, для выполнения которой у него нет никаких знаний и умений. Автор должен иметь определенный исходный уровень готовности. И, конечно, работа не должна быть очень знакомая, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения. Чтобы проектная деятельность мотивировала ученика на активную работу, она должна порождать проблему. Наличие проблемы вызывает стремление ее преодолеть.

        Грамотно организованная работа над проектной деятельностью позволит младшим школьникам постепенно освоить все этапы проектирования. Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Этому и способствует проектная деятельность, которая нацелена на формирование у школьников основных ключевых компетентностей. А задачей всего педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения является грамотная организация и профессиональное психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности обучающихся.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...