Педагогический проект
проект

Таминдарова Линиза Мадисовна

Педагогический проект на тему "«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskiy_proekt.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Проектно-исследовательская деятельность как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников».

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде,  можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно.

 А. Дистерверг

        В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС  перед нами ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Системно-деятельностный  подход — это принципиально иное построение учебной деятельности, ничего общего не имеющей с репродуктивным обучением, основанным на натаскивании и зазубривании. Суть ее концепций заключается в создании условий, когда развитие ребенка превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ученика. При таком подходе дети не только овладевают знаниями, навыками и умениями, но учатся прежде всего способам их самостоятельного постижения, у них вырабатывается творческое отношение к деятельности, развиваются мышление, воображение, внимание, память, воля.

Самостоятельно использовать свой творческий потенциал, направлена и проектная деятельность. Проектная деятельность - это обязательно практическая деятельность. Только  в  ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои средства.

Основное требование ФГОС сегодня -  всестороннее развитие ребенка. Это означает формирование у него новых способностей. Условием развития может стать и новое знание, и навык, и умение, но суть способности не в них. Новая способность дает ребенку возможность увидеть ситуацию как поле возможных собственных действий по её преобразованию.

В своем педагогическом исследовании делаю акцент на интеллектуальные и творческие способности как средство проектно-исследовательской деятельности. Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.  Под интеллектуальными способностями понимается память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание. Их развитие и является одной из важнейших задач обучения детей младшего школьного возраста. А творческие способности – это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта способность напрямую зависит от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов. Способности тесно связаны с общей направленностью личности, и с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности.

        На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития интеллектуальных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения. Одним из таких средств является проектно-исследовательская деятельность, которая позволяет быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, формирует новые пути решения проблем.           

Цель проекта: создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей в результате проектно-исследовательской деятельности.

Задачи проекта:

  1. Создать условия реализации проекта с учетом финансовых, кадровых, материально-технических и иных условий в образовательном учреждении.
  2. Создать условия для реализации учащихся в проектно-исследовательской деятельности.
  3. Развить умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию у младших школьников.
  4. Сформировать условия развития общения, кооперации, сотрудничества.
  5. Разработать программы по отдельным направлениям деятельности.
  6. Внедрить и обобщить опыт по данному направлению на районном и региональном уровне.

Гипотеза: если система формирования ключевых компетенций осуществляется через проектно-исследовательскую деятельность, то интеллектуальные и творческие способности оптимально повышаются.

        Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

        Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

        Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

        Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

         В современных условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская деятельность учащихся» приобретает несколько иное значение. В нем уменьшается доля профориентационного компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования.

        Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

      Рабочий план реализации проекта.

   Система моей работы с учащимися представлена по следующим направлениям:

  • Применение современных образовательных технологий в процессе обучения школьников: метод проектов.
  • Применение информационно – коммуникационных технологий в процессе обучения.
  • Участие школьников в городских конкурсах проектов, в творческих конкурсах учащихся по разным направлениям.
  • Участие в дистанционных конкурсах проектов в «Академии успеха».
  • Взаимодействие с социальными партнерами: реализация социальных проектов
  • Проведение классных часов, индивидуальных бесед с учащимися и их родителями.

Предполагаемые результаты.

    Проект рассчитан на четыре года. В результате учащиеся начального звена:

-обретут навыки самостоятельного нахождения путей решения проблемы;

- расширится кругозор и интеллектуальное развитие учащихся;

- обретут умение анализировать, сравнивать, обобщать;

- научатся отстаивать свою точку зрения;

- повысится рост уровня мотивации к обучению;

- повысится эмоциональная устойчивость, желание творить и делиться этим с другими.

-обучающиеся научатся самостоятельно работать  с различными видами информации;

-научатся работать в группах, проявляя коммуникативные умения;

   Психолого-педагогический портрет моего воспитанника – выпускника начальной школы:

    - эмоциональный, волевой, интеллектуальный, трудолюбивый, усидчивый, внимательный;

    - с развитой речью, мышлением, хорошей памятью, со способностью ощущать и воспринимать признаки, свойства и качества предметов, с умением чувствовать окружающий мир;

   -  внимательный, умеющий слушать и слышать, рефлексивный, умеющий ощущать  себя, умеющий мыслить, обладающий чувством самоконтроля и самостоятельности.

        Как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Использование в работе проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности позволяет получить ряд практических результатов: рост качества знаний; приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения; формируются у учащихся навыки самостоятельной работы, навыки работы  группе, учатся работать с различными источниками информации.

        Для реализации нового подхода на основе личностно-ориентированного обучения, в своей работе я начала использовать технологию проектной деятельности 6 лет назад.

       Для получения первичной информации о направленности интересов младших школьников использую следующую методику «Карта интересов для младших школьников». Это в свою очередь, дает возможность более объективно судить о способностях и об интересах ребёнка (Приложение №1).

Достоинства проектной деятельности:

-это создание особой образовательной атмосферы, дающей школьникам   возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности;

-развивать свои универсальные умения;

-повысить мотивацию изучения предмета;

-реализовать комплексное восприятие учебных предметов;

-принимать самостоятельные решения, поверить в свои силы.

        Наряду с положительными сторонами проектной деятельности  нельзя не назвать и некоторые ее недостатки:

-увеличение нагрузки на учащихся и интеллектуальной  и эмоциональной;

-требование более сложной системы оценивания;

-увеличение объема работы учителя (чем  ниже уровень подготовленности учащихся, тем больше работы для учителя);

-наличие риска неудачного выполнения работы.

        Из личного опыта предлагаю рассмотреть особенности  организационной деятельности учащихся при работе над такими проектами как: исследовательский  информационный, социальный.  

Информационный проект: направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Структура информационного проекта может быть представлена, как

- цель проекта, его актуальность;

- источники информации;

- методы обработки информации;

- результаты;

- презентация проекта.

Основные задачи информационного проекта

-расширение кругозора, познавательных и творческих способностей учащихся;

-развитие самостоятельной деятельности учащихся;

- развитие навыков работы с информационными технологиями;

-создание информационно-иллюстрированных слайдов и презентаций в программе Power Point.

Работа над информационными проектами позволяет реализовать творческий потенциал учащихся, организовать сотрудничество с учителем, усиливает воспитательный эффект, вызывает желание и дальше осваивать предмет. Это формирует ключевые компетенции учащихся: предметные, общеучебные, информационно-технологические, коммуникативные; служит приобретению ими социального опыта. Реализация всех проектов была бы невозможной без применения информационно-компьютерных технологий.

        Информационные проекты мои ученики пишут уже со 2 класса. Сначала пробуют свои силы с помощью учителя и родителей. К концу 3 класса уже многие учащиеся умеют самостоятельно создавать презентации в программе Power Point.

Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

- выявление и постановка проблемы исследования;

- формулирование гипотезы;

- планирование и разработка исследовательских действий;

- сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;

- сопоставление (соотношение) данных и умозаключений, их проверка;

- подготовка и написание (оформление) сообщения;

- выступление с подготовленным сообщением;

- переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;

- подготовка выводов, заключений.

        Проектная деятельность в моей практике осуществляется в большей степени через такие предметы, как литературное чтение, окружающий мир и основы мировых религиозных культур. Через эти предметы более ярко реализуются воспитательные цели школы направленные на патриотическое  воспитание.

Тема Великой Отечественной войны нашим ученикам очень интересна и знакома . Наша школа работает по направлению патриотического воспитания давно и целенаправленно. Поэтому созданы все условия для того, чтобы заинтересовать наших кадет через литературные произведения знаниями о подвигах великого советского народа, победившего фашизм.

Все замыслы  литературных проектов  появляются после читательских конференции, посвященных произведениям  Великой Отечественной войны.

После обсуждения произведения Ю.Яковлева «Девочки из Васильевского острова» девочка из класса долго не могла успокоиться, плакала и очень переживала, перечитывала произведение много раз. После этого, мною было предложено более подробно познакомиться с биографией Тани Савичевой. Так появился проект «Собирательный образ детей блокады через литературный портрет Тани Савичевой в исторических источниках и в произведениях Юрия Яковлева».  

После обсуждения произведения В.Драгунского «Денискины рассказы» одна девочка из класса подошла и сказала, в этих рассказах кроме Дениски, мне очень нравятся его родители, особенно папа. Он очень внимательный к своему сыну, как и мой папа. В моей семье папа тоже самый-самый главный! Таким образом,  появился проект «Серьёзные ценности в несерьёзных рассказах Виктора Драгунского».

Прочитав с детьми рассказ А.Митяева «Мешок овсянки»дала  детям задание: найти и прочитать другие  произведения данного писателя о животных во время войны. Так появился проект «Роль животных в жизни человека во время ВОВ (на материале рассказов Анатолия Митяева).

Через уроки основы мировых религиозных культур стараюсь реализовать творческие и социальные проекты. В начале года предлагаю детям выбрать тему проекта. Так появились проекты «Боевой путь моего прадеда врача Тарахно Алексея Яковлевича», «Казачье подворье».

На уроке окружающего мира сказала детям, что можно вырастить кристаллы в домашних условиях. Мои слова заинтересовали Данила, ученика 4 класса. Он решил вырастить кристаллы в домашних условиях в разных условиях: при солнечном свете, в темном месте. Работая над проектом Данил вырастил кристаллы из поваренной соли и медного купороса в домашних условиях. Работая над проектом он понял, что для появления кристалла необходимо соблюдать точные инструкции и правила техники безопасности, быть терпеливыми и трудолюбивыми. Кристалл может достаточно долго храниться при правильной обработке.

        Из выращенных кристаллов он создал презентацию с фотографиями, выступил перед одноклассниками. В городском конкурсе проектов занял призовое место. В дальнейшем результаты исследования могут быть использованы на уроках окружающего мира и в других классах, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка в будущем.

        Так же на уроках окружающего мира часто говорим с учащимися об охране окружающей среды. На одном из таких уроков Артема, ученика 4 класса, заинтересовала проблема пожаров в нашем крае. Свой проект Артем назвал «Как бороться с лесными пожарами?». Он решил изучить масштабы пожаров 2012 года в Нефтеюганском районе, а также причины их возникновения, возможные меры предотвращения. Артем, работая над своим проектом, узнал, какие бывают пожары; провел анкетирование, с целью выявления проблемы - знают ли школьники, из-за чего возникают лесные пожары и как это предотвратить; провел беседы среди учащихся средней школы МБОУ «СОКШ № 4» по предотвращению пожаров в лесной зоне; составил буклет «Берегите лес от пожаров» и распространил по микрорайонам города. Участвуя в городском конкурсе экологических проектов, Артем занял призовое место.

        Жизнь требует, чтобы экология заняла подобающее место в школе и была бы подкреплена системой непрерывной практики с целью обучения приёмам экологически целесообразной деятельности на основе внутреннего убеждения. Работая над экологическими проектами, дети не только стремятся к сохранению природных уголков своей малой родины, но и формируют своё отношение к окружающему миру: учатся мыслить глобально, а действовать локально. Общественно полезная деятельность является той средой, которая прививает ценность биосферной нравственности.

        Конечно, работая над исследовательскими проектами, учащиеся начальных классов (3,4 классы) не могут еще проявлять самостоятельность ни на одном этапе проектирования. Вся работа выполняется под руководством учителя. Работа ведется для меня легче, когда родители помогают, то есть владеют приемами работы над проектами.

Для этого провожу с родителями консультации, раздаю памятки, обсуждаем каждый этап работы. (Приложение 2) Один из проектов, где активно участвовали родители, написал Константин, ученик 3 класса. Его проект назывался «Причины ДТП с участием школьников». Написанию данного проекта способствовало ДТП с участием школьницы, ученицы 1 класса. Константина заинтересовал вопрос, кто виноват, почему школьники нашего города попадают под машины. С данным проектом он участвовал в школьном конкурсе проектов и занял 1 место.

        Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

 а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.); в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

Цель социального проектирования: привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества; включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

Основные задачи социального проектирования: повышение общего уровня культуры детей и подростков за счет получения дополнительной информации; формирование социально-личностных компетенций: навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность и т.д.; закрепление навыков командной работы.

        В основе уклада нашей школьной жизни – шефская работа, когда старшие кадеты шефствуют над младшими, а 4-классники начинают опекать первоклассников.Шефы проводят с детьми различные мероприятия, классные часы, сопровождают их на экскурсии, проводят учебу актива, готовят совместные творческие номера на школьные и городские концерты.   В прошлом учебном году наши учащиеся на совете класса решили, что тоже хотят быть наставниками малышей. В качестве подшефных они выбрали воспитанников ближайшего детского сада  «Дюймовочка». Нашей задачей было познакомить дошкольников с традициями  и историей кадетской школы,  научить добрым делам и правилам хорошего тона, совместному творчеству. Посещали малышей мои кадеты регулярно, готовили различные мероприятия. Но этого им оказалось недостаточно. Узнав о том, что кадеты 8 класса посещаю реабилитационный центр «Детство» им тоже захотелось поучаствовать вместе с шефами в мастер-классах. Наш социальный проект назвали «Лучики в ладошках». Выступая в городском конкурсе проектов, мои ученики заняли 1 место. Данный проект является долгосрочным, рассчитан на 3 года.

        Существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока (“мини-проект”), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности. Недостаток учебного времени препятствует разработке масштабных проектов. Именно поэтому новые направления  обучения и воспитания в современной школе предполагают приоритетное развитие разных форм дополнительного образования.

       В классе изменились межличностные взаимоотношения. Ребята стали больше проявлять взаимопомощь, у них высокая взаимоответственность и взаимоприемлемость друг друга. Развиты учебно-познавательные интересы, мотивация достижения  успеха, социальная мотивация (долг, ответственность); уверенность в себе, чувство полноценности, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, адаптивность,  самостоятельность, коммуникативность, доброжелательность.

     Учащиеся с удовольствием  принимают участие во всех творческих конкурсах, спортивных мероприятиях, проводимых не только в школе, но и за пределы района. И не просто участвуют, а занимают призовые места.

     Таким образом, считаю, что задачи, которые я поставила перед собой в своей работе, я успешно решаю

Система работы показала, что у учащихся:

-  Повысился уровень знаний. Увеличилось число детей, участвующих в конкурсах, интеллектуальных играх, олимпиадах, дети чувствуют уверенность в своих силах.

- Изменился уровень сформированности мыслительной деятельности детей. Они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию.

- Появился устойчивый познавательный интерес, который способствует осознанному усвоению учащимися системы знаний, умений и навыков, развитию логического мышления и творческих способностей, повышает эффективность учебно-воспитательного процесса.

В результате выполнения исследования по решению значимой для школьника проблемы, создается продукт, формируются новые умения, способы деятельности, появляется возможность отследить развитие уровня познавательного интереса учащихся и провести своевременную корректировку педагогической деятельности.

Очень важно, что учащиеся на завершающем этапе получают удовлетворение от результатов своего труда, чувствуют атмосферу праздника оттого, что они доставили радость одноклассникам, сверстникам, родителям, учителю, ощутили потребность в тех изделиях, работах, которые они создали. Учащиеся понимают, как много они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед своими одноклассниками, так как осознают, что если кто-то не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Дети видят, что существует множество вариантов решения одной и той же проблемы, и в этом случае проявляются их творческие способности.

Мои ученики активные участники школьных, районных, городских научно-исследовательских конференций, награждены дипломами I, II степеней, имеют печатные работы в сборниках, изданными организаторами конференций.

Данная работа эффективна, полезна и стимулирование развития интеллектуальности младшего школьника через проектно-исследовательскую деятельность успешно реализуется. Результатом системы работы является создание методических копилок уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ, проектных работ учащихся, с которыми я делюсь на школьных и районных методических объединениях с коллегами.

Таким образом, организуя проектную деятельность, нужно учитывать ряд обстоятельств. Учащемуся не может быть предложена работа, для выполнения которой у него нет никаких знаний и умений. Автор должен иметь определенный исходный уровень готовности. И, конечно, работа не должна быть очень знакомая, не требующая поиска новых решений и соответственно не дающая возможности приобрести новые знания и умения. Чтобы проектная деятельность мотивировала ученика на активную работу, она должна порождать проблему. Наличие проблемы вызывает стремление ее преодолеть.

        Грамотно организованная работа над проектной деятельностью позволит младшим школьникам постепенно освоить все этапы проектирования. Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Этому и способствует проектная деятельность, которая нацелена на формирование у школьников основных ключевых компетентностей. А задачей всего педагогического коллектива и администрации образовательного учреждения является грамотная организация и профессиональное психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности обучающихся.

        


        Приложение 1

Лист     вопросов. 

1.     Нравится ли решать логические задачи и задачи на сообразительность.

2.     Нравится ли слушать или читать самостоятельно сказки, рассказы, повести.

3.     Нравится ли петь, музицировать.

4.     Нравится ли заниматься физкультурой.

5.     Нравится ли вместе с другими детьми играть в различные коллективные игры.

6.     Нравится ли слушать или читать рассказы о природе.

7.     Нравится ли делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).

8.     Нравится ли играть с техническим конструктором.

9.     Нравится ли изучать иностранный язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.

10. Нравится ли самостоятельно рисовать.

11. Нравится ли играть в спортивные, подвижные игры.

12. Нравится ли руководить играми.

13. Нравится ли ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными.

14. Нравится ли ходить в магазин за продуктами.

15. Нравится ли слушать или читать книги о технике (машинах, космических кораблях).

16. Нравится ли играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).

17. Нравится ли самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.

18. Нравится ли соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.

19. Нравится ли разговаривать с новыми незнакомыми людьми.

20. Нравится ли ухаживать за аквариумом, растениями, домашними животными (кошки, собаки и другие), птицами, помогать им, лечить их.

21. Нравится ли убирать за собой книги, тетради, игрушки.

22. Нравится ли конструировать, рисовать проекты самолётов, кораблей.

23. Нравится ли знакомится с историей (посещать исторические музеи).

24. Нравится ли самостоятельно, без побуждения взрослых заниматься различными видами художественного творчества.

25. Нравится ли читать или слушать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.

26. Нравится ли объяснять что-то другим детям или взрослым людям ( убеждать, спорить, доказывать своё мнение).

27. Нравится ли ухаживать за домашними растениями.

28. Нравится ли помогать взрослым делать уборку в квартире ( вытирать пыль, подметать пол и т.д.).

29. Нравится ли считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.

30. Нравится ли знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.

31. Нравится ли участвовать в постановке спектаклей.

32. Нравится ли заниматься спортом в секциях и кружках.

33. Нравится ли помогать другим людям.

34. Нравится ли работать в саду, на огороде, выращивать растения.

35. Нравится ли помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.


Приложение 2

ВВЕДЕНИЕ

Тема работы и обоснование выбора темы

Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …

Актуальность

… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …

Новизна

На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.

Цель работы

Цель работы — выяснить, почему …
Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …

Задачи

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Педагогический проект на тему "Использование метода проектов для повышения познавательной и коммуникативной активности учащихся"

В педагогическом проекте описаны этапы работы при введении метода проектов, приведены примеры из личного опыта работы....

Педагогический проект на тему: "Мой проект"

Педагогический проект отражает работу учителя с детьми по обучению проектной деятельности во внеурочное время, прилагается календарно-тематическое планирование на 1 класс....

Конкурс «Шагни за горизонт» Педагогический проект на тему: «Развитие инновационного педагогического потенциала»

Муниципальное общеобразовательное учреждениегорода Джанкоя Республики Крым«Средняя школа № 8» Педагогический проектна тему:«Развитие инновационного педагогического потенциала»Разработала:Ипанова ...

Мастер-класс "Изготовление абажура" на Республиканском Фестивале педагогического мастерства «1001 идея педагогических проектов».

Учитель начальных классов Дазырбан Ч.В. по итогам участия в Фестивале удостоена Дипломом 3 степени...

Педагогический проект: Организация педагогического взаимодействия с учащимися, направленного на реализацию дидактического принципа Л.В. Занкова «Работа над развитием всех детей, в том числе и слабых»

Сегодняшние требования времени таковы, что от учеников требуется не простое усвоение определенной суммы знаний, а умение мыслить самостоятельно, грамотно излагать собственные мысли, адекватно выражать...