Мастер-класс с использованием технологии ТРКМ
методическая разработка
Мастер-класс с использованием технологии ТРКМ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 44 КБ |
prezentatsiya_master-klassa_.pdf | 656.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Начать свое выступление я хотела бы со слов Томаса Эдисона, которые являются для меня девизом педагогической деятельности: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить».
Урок, который я хочу представить вашему вниманию, урок «открытия» новых знаний (на основе предварительного знакомства с литературным произведением).
Тема урока: Павел Петрович Бажов «Серебряное копытце».
Цель данного урока - на основе анализа и сравнительной таблицы познакомить учащихся с основными особенностями сказа как литературного жанра.
Современный социальный заказ на выпускника школы отражает тенденции развития современного общества. Сущность современного качественного образования - это не усвоение ребенком знаний, умений и навыков, а возможность ученика осмысленно ответить на вопрос, чему, как и зачем он намерен учиться. И я считаю, что технология развития критического мышления через чтение и письмо является универсальным инструментом достижения образовательных результатов.
Технология развития критического мышления берет свои истоки из проблемного обучения. Однако ключевой составляющей и одновременно недостатком проблемного обучения является доминирующая роль педагога. А именно технология развития критического мышления усиливает активную роль учащегося в проблемном обучении.
Урок, который я представляю вашему вниманию, составлен в соответствии с данной технологией (структура, принципы, приемы).
Для достижения цели используется технология проблемного обучения, особенность которого заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» литературоведческое понятие в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
По программе «Школа России» учащиеся к концу 4 класса должны различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные. Так как дети в моем классе высокомотивированы, имеют достаточный читательский кругозор, в системе изучают курс ОЗ, то считаю необходимым расширить границы программы, т.е познакомиться не только с содержанием данного произведения, но и особенностями сказа как литературного жанра.
При подготовке к уроку были учтены особенности класса. В данном классе достаточно важна задача формирования навыков сотрудничества, для этой цели использую часто групповую и парную работу.
Структура урока соответствует технологии ТРКМ: в процессе урока четко просматриваются три стадии: вызов – осмысление – рефлексия.
Мне кажется, что отсутствие результативности обучения часто объясняется тем, что учитель сам ставит цели урока, подразумевая, что эти цели изначально приняты учащимися как собственные, что на самом деле не так. Уверена, что необходимо дать возможность ученику самому поставить цели обучения. Я предоставляю ребенку возможность проанализировать то, что он уже знает по изучаемой теме, а это создает стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эту задачу решает стадия вызова.
Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. Создала условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу). Моих учеников заинтересовала беседа двух ребят, им захотелось разрешить их спор. Что помогло продуктивно провести этап целеполагания и совместного планирования действий по изучению материала. (дети сформулировали цель урока, совместно составили план работы). Составление плана работы – устанавливаются тематические рамки (что я могу, знаю).
На стадии осмысления предложила детям самостоятельную работу на знание содержания литературного произведения (так как дальнейший литературоведческий анализ невозможен, если дети плохо знают содержание, особенности авторского текста). Примерно такие тексты даны были для каждой группы.
Основная часть стадии осмысления – составление сравнительной таблицы на основе плана исследования(прием ТРКМ «Сравнительная таблица»). Этот прием позволяет за короткое время описать и изучить большое количество информации. С данным приемом дети хорошо знакомы, т.к. часто использую и на уроках окружающего мира. Класс заранее делится на 3 группы. 1 группа исследует литературный жанр – сказку (Красная Шапочка), 2 группа – рассказ (Денискины рассказы), 3 группа – произведение «Серебряное копытце. Детям даю в готовом виде «линию сравнения», то есть характеристики, по которым учащиеся сравнивают жанры (сказка, рассказ, сказ). Категории сравнения были сформулированы в виде ключевых слов. Учащиеся в группах заполняют таблицу, используя ключевые слова, которая при обобщении результатов работы каждой группы приобретает подобный вид. На данном этапе происходит выявление учащимися места и причины затруднения. Причиной затруднения является то, что данное произведение имеет характерные черты и сказки, и рассказа. С помощью подводящего диалога дети приходят к выводу, что данное произведение относится к новому жанру. Строят план достижения цели: познакомиться с новым жанром (придумать название, дать определение, сравнить определение со словарем). Идет постепенное продвижение от знания «старого» к «новому.
Далее дети дают определение новому литературному жанру с помощью карточек-помощников. Здесь обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант. С помощью подсказки выясняем, как называется этот жанр. Данная работа позволяет развивать у ребят умения систематизировать необходимую информацию, анализировать, сравнивать и обобщать информацию.
Первичное закрепление происходит фронтально на основе работы с текстом, выявляем характерные признаки сказа в данном произведении. Завершая работу на стадии осмысления, задаю вопрос:
- Для чего П.П.Бажов создавал такие произведения, в которых, с реальными событиями происходят волшебные превращения? (здесь учащиеся на прошлом уроке знакомились с биографией автора).
На стадии рефлексии фиксируется новое содержание, изученное на уроке через прием ТРКМ, как синквейн (в начальных классах рекомендует именно использование составление группового синквейна). В синквейне каждой группой учащихся был кратко изложен материал урока, а также выражены эмоции, впечатления, ощущения. Синквейн - форма свободного творчества, хотя и составляется по алгоритму. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Урок не резиновый, поэтому одно из моих правил – использовать не более двух приемов на одной стадии и подводить итог каждому приему, использованному в уроке. В противном случае работа будет неэффективной.
Можно отметить, что вся информация, полученная на уроке, учащимися критически оценивается, осмысливается; ученики спорят, учатся ценить точку зрения другого, приобретают навыки сотрудничества и взаимодействия.
Данный урок, как и большинство моих уроков, направлен на формирование отношения к чтению как инструменту для способа приобретения знаний, опыта и духовно-нравственных ценностей.
Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания.
Федор Янкович де Мариево
Взгляните в детские глаза!
Когда тоска и груз забот...
Там сказки свет и чудеса,
Там вся вселенная живёт.
Взгляните в детские глаза!
Лишь только время подвернётся.
Улыбка ваша иль слеза
В глазах ребёнка отзовётся.
Взгляните в детские глаза,
Когда хотите ощутить,
Всё, что словами не сказать,
Всё, для чего есть смысл жить.
Взгляните в детские глаза!
Пусть ваше сердце громче бьётся!
Глаз детских свет забыть нельзя,
Тот свет, пусть с вами остаётся.
Алена глазова
Данный урок построен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2-го поколения
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме: "Использование технологии критического мышления на уроках ОРКСЭ"
Мастер-класс был проведён в рамках республиканского семинара "Использование инновационных технологий при реализации курса ОРКСЭ"...
Мастер-класс по теме «Использование технологии развития критического мышления на уроках эрзянского языка»
Педагогов часто ошеломляет обилие инноваций, которые предлагаются для решения стоящих перед ними проблем, поэтому большое практическое значение имеет знание учителем образовательных возможностей каждо...
Мастер – класс по теме: «Использование технологии развития критического мышления в условиях реализации регионального компонента» с презентацией.
Прогнозируемый результат мастер-класса:- участники мастер-класса познакомятся с приёмами технологии развития критического мышления;- педагоги смогут использовать приобретённые знания, приё...
Самохвалова Ольга Стефановна "Мастер-класс по теме: «Использование технологии проблемно-диалогического обучения младших школьников»
Меня, как учителя волновала проблема, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Ученики начальной школы не могут учиться «для с...
Лагутина Юлия Сергеевна "Мастер-класс по теме: «Использование технологии развития критического мышления младших школьников И.В. Муштавинской»
Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году Её авторы – американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Особенность технологии – работа с информацией ...
Мастер-класс по теме «Использование технологии проблемного обучения в начальных классах».
Цели проблемного обучения:- Дать прочные знания- Стимулировать интеллектуальное развитие- Воспитывать активную личностьОбразовательные результаты:- Умение решать проблемы- Вести диалог- Извлекать инфо...
Мастер - класс по теме "Использование технологий смыслового чтение на уроках в начальной школе" приём интеллект-карта
Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг. В данной публикации рассматривается новый подход к обучени. чтению...