Взаимодействие учителя, воспитателя и логопеда как метод работы по консультативному сопровождению ребенка в условиях ФГОС.
материал
Взаимодействие учителя, воспитателя и логопеда как метод работы по консультативному сопровождению ребенка в условиях ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Взаимодействие учителя, воспитателя и логопеда как метод работы по консультативному сопровождению ребенка в условиях ФГОС.
Содержание коррекционной работы в соответствии с Федеральными Государственными требованиями и стандартами образования в настоящее время направлено на создание системы комплексной помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в освоении образовательной программы, коррекцию недостатков в речевом, психическом и физическом развитии детей, их социальную адаптацию.
Для успешного решения задач воспитания, обучения и развития обучающихся важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива, включающего учителя-логопеда, учителя (классного руководителя), учителя – предметника и воспитателя, а также других специалистов, работающих в специальном коррекционно-образовательном учреждении: педагога-психолога, и т.д. Эти специалисты осуществляют разностороннее воспитание детей с особыми образовательными потребностями, в тесном взаимодействии практически определяют эффект коррекционного воздействия.
Совместная работа учителя-логопеда, учителя, педагога-психолога и воспитателя начинается уже на этапе первичного обследования ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Целью деятельности учителя-логопеда в коррекционной школе является создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации обучающихся, успешного усвоения адаптированных основных образовательных программ образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
Вся логопедическая работа по сопровождению обучающихся с умственной отсталостью организуется в соответствии с учебным планом и программой коррекционной работы учреждения и осуществляется по следующим направлениям:
- диагностическая работа;
- коррекционно-развивающая работа;
- консультативная работа;
- информационно-просветительская работа.
Подход к работе по устранению речевых нарушений учащихся является комплексным. Взаимодействие всех специалистов: логопеда, психолога, учителя, воспитателя работающего с ребёнком, является значимым условием для дальнейшего успешного обучения.
Для того чтобы оказание логопедической помощи давало наилучший результат, необходимо обеспечить эффективное сотрудничество логопеда с учителем (классным руководителем), воспитателем. Цель сотрудничества – вместе выработать такую стратегию взаимодействия с обучающимся на уроке, на воспитательском занятии, которая бы позволила ребёнку с речевыми проблемами успешно обучаться в школе. В процессе совместной работы происходит взаимное обогащение педагогического опыта.
Важным этапом работы учителя-логопеда, учителя и воспитателя является создание благоприятной среды для речевого развития детей. Это предполагает постоянное мотивированное общение с детьми, предъявление единых требований к использованию различных форм речи, осуществление контроля за их устной речью. Все это требует хорошего знания воспитателями словаря детей, состояния их произносительных навыков. Учитель-логопед рекомендует воспитателям формы контроля за произношением, дает консультации по подбору речевого материала, который будет использоваться в быту, в свободных играх, при организации режимных моментов и занятий.
Как мы выстраиваем единую систему взаимодействия учителя логопеда, учителя и воспитателя, я расскажу на примере, в нашей специальной коррекционной школе в первом классе за урок до прохождения учителем темы по знакомству с буквой, логопед проводит фронтальное занятие по предварительному ознакомлению с данным звуком. Идёт работа над произношением, фонематическим восприятием, слуховым анализом и синтезом слов с соответствующим букве звуком. Обучающимся необходимо видеть работу органов артикуляции, получать кинестетические ощущения от движения этих органов, а также тактильно при помощи тыльной стороны ладони определять направление и «температуру» воздушной струи (тёплая или холодная) при произношении различных звуков. Далее идёт первичное знакомство с буквой (печатный вариант, затем прописной). Даются образцы печатной и прописной буквы, вводится понятие образ буквы (на что похожа буква, из каких частей состоит), идёт развитие зрительного анализатора. Теперь развиваем тактильное восприятие: дети на ощупь определяют части букв, «печатают» их в воздухе, «пишут» их друг другу на «ладошке», на «спине», в тетради. Особенно полезна игра «Буква на ладошке», так как на ладонях находится множество чувствительных рецепторов; «писать» буквы нужно по очереди каждым пальцем, меняя руки. Исследовательский период закончен, наступает творческая деятельность. Обучающиеся конструируют буквы из шнуровки, выкладывают данную букву из различных семян (горох, фасоль и т.д). Однако, самое главное то, что в этот момент развивается не только мелкая моторика пальцев рук, речевые центры, но и умение работать с изготовленной ими самими буквой, вставляя её в слова, слоги, изменяя (реконструируя) её по своему усмотрению. Это приводит детей в восторг! Этот пример был из опыта работы учителя-логопеда Раисы Львовны.
Также учитель-логопед принимает участие в консультациях для педагогов. В начале учебного года были сделаны памятки для педагогов с речевыми нарушениями детей и были даны рекомендации. Были созданы логопедические папки артикуляционной гимнастики, пальчиковые игры, речевые игры и упражнения. Проводим совместно коллективные собрания, открытые занятия, праздники.
Все проблемы с речью рассматриваются на заседаниях ПМПк, составляются программы и отслеживается результат работы по ней. Через два месяца собирается повторное ПМПк.
Таким образом, тесное взаимодействие всех служб специального коррекционно-образовательного учреждения позволяет эффективно решать задачи комплексного сопровождения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)..
Результатом этого сопровождения является успешная социализация детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обеспечение их полноценного участия в жизни общества, а в дальнейшем эффективная самореализация в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Подготовила: учитель-логопед Малышева Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/17/picture-482611-1410966034.jpg)
курсова работа «Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы».
Инклюзивное образование, особенно инклюзия вдошкольном образовании являясь достаточно новой формой получения образования, поэтомуимеет ещёмало опыта, недостаточно подготовленную нормативную базу.Счита...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/13/picture-426258-1731525346.jpg)
Эффективное взаимодействие специалистов логопункта Центра «Доверие» с образовательным учреждением на занятиях внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО
Вданной статье представлены содержание и результативность деятельности специалистов логопункта по профилактике и коррекции нарушений устной и письменной речи, по развитию речевых и неречевых психическ...
Работа воспитателя группы продленного дня совместно с родителями в развитии ребенка в условиях введения ФГОС НОО
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образовани...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/07/picture-1089733-1544204396.jpg)
Тетрадь взаимосвязи учителя, воспитателя и логопеда
Тетрадь создана для тесной взаимосвязи между логопедом, учителем и воспитателем. Для выполнения домашнего задания логопеда с целю коррекции звукопоизношения учащихся на уроках и в не урочное время....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/03/picture-603432-1425410003.jpg)
Взаимодействие учителя воспитателя и логопеда как метод работы по консультативному сопровождению ребенка в условиях фгос
Содержание коррекционной работы в соответствии с Федеральными Государственными требованиями и стандартами образования в настоящее время направлено на создание системы комплексной помощи детям с умстве...
Совместная работа воспитателя группы продленного дня с родителями в развитии ребенка в условиях ФГОС
ФГОС представляет собой совокупность обязательных требований к начальному образованию.Федеральный образовательный стандарт начальногшо общего образования предусматривает реализацию основной образовате...
Статья: "Индивидуальный план развития и жизнеустройства, как средство организации психолого - педагогического сопровождения ребенка в условиях детского дома".
В статье представлен один из вариантов организации психолого – педагогического сопровождения детей проживающих в условиях детского дома.Ключевые слова: индивидуальные потребности, комплекс...