Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
Для ученика проект - это Возможность максимального раскрытия своего детского потенциала; деятельность, которая позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся Результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы |
Для учителя проект - это уникальный метод обучения, который можно использовать при изучении любого предмета. Форма организации учебного процесса. Философия образования: цели и деятельности, результатов и достижений. Педагогическая Технология: комплекс знаний, умений, необходимых педагогу, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы воздействия на учащихся. Дополнительная нагрузка для учителя и детей, и заниматься им нужно, имея желание и время, а главное – любить то, что ты делаешь |
Раньше я считала, что учащиеся начальной школы ещё не готовы заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью, что у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Возможно, такое мнение сложилось из-за того, что с младшими школьниками, как мне казалось, заниматься проектной деятельностью достаточно сложно физически, пока не попробовала сама. Это оказалось настолько увлекательно! Я поняла, что для учащихся начальных классов начинать заниматься этим видом интеллектуального творчества самое время. У них не угас ещё интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного времени. Младшие школьники это потенциальные будущие «исследователи и научные работники». Пока они ещё учатся в начальной школе, но их исследования не менее важны, по крайней мере, для них самих. Довольно часто учителя задают вопрос «Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?». Это достаточно серьезный вопрос. Во-первых, на мой взгляд, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель: цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование. Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы. В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами. Основными этапами проектной деятельности являются: • Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта; • Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей; • Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений; • Подготовка и защита презентации; • Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта. Этапы научного исследования: Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы. Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выбор метода (методики) проведения исследования. Описание процесса исследования. Обсуждение результатов исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результатов. В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество. Целью своей работы я определила воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов. Использование метода проектов позволяет развивать творческие способности, логическое мышление, стремление самому открывать новые знания и умение проявлять их в современной действительности. Теперь можно искать темы для проекта. Темы для исследований и проектов вокруг нас. Часто их подсказывает какая – то ситуация на уроке: купила новые магниты для доски, а они плохо или совсем не держат географическую карту. Возник вопрос «Почему? От чего это зависит?», который и перерос в проект «Свойства магнитов». Эта работа помогла экспериментально выяснить, какими свойствами обладают магниты, где и как они используются, были предложены свои направления использования магнитов, путём изготовления игрушек. Тему для другого проекта подсказал случай в столовой. Перед обедом все дружно отправились мыть руки, но кран за собой закрывали не все – торопились. Решив, что беседа о бережном отношении к воде не западёт в душу детей, я предложила провести исследования и наблюдения об использовании воды. Наши исследования переросли в большой проект «Водный голод планеты». Дети наблюдали и подсчитывали, сколько тратит воды их семья, сколько воды вытекает из неисправного крана, сколько учеников начальной школы закрывают за собой кран. Узнавали, где на Земле воды в достатке, а где не хватает. Результатом проекта было оформление плакатами о бережном отношении к воде школьной столовой. Следующая тема возникла после вопроса дедушки нашего ученика: «Почему у тебя такой тяжёлый портфель? Что ты там носишь?» Всем классом мы разгадывали «Тайну школьного портфеля». Благодаря этому проекту дети узнали, как влияют тяжёлые ранцы на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит, какой вес должен быть у ранца, провели исследования и наблюдения, ежедневно взвешивая ранцы, выявили учебники - «нарушители» чей вес не соответствует нормам СанПин, предложили свои способы решения проблемы. Не всегда дети могут увидеть проблему. Это самый сложный этап работы. Решению этой задачи помогают следующие упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета»; «Сколько значений у предмета»; «Посмотри на мир чужими глазами»; «Составь рассказ, используя данную концовку» и др. Детям предлагается прослушать начало рассказа, например: «Утром небо покрылось тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги...». Дается задание придумать продолжение, но сделать это необходимо несколькими способами. Возможные варианты: «Представь, что ты просто гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесешься к появлению первого снега? Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге, или летчик, отправляющийся в полет, ворона, сидящая на дереве и т.д.» Представьте, что вы на какое-то время стали столом в классной комнате, камешком на дороге, животным (диким или домашним) и др. Опишите один день этой вашей воображаемой жизни. Составь рассказ, используя данную концовку: «...Нам так и не удалось найти свой автомобиль», «...Собака стремительно подбежала к Диме и попыталась лизнуть его прямо в лицо», «...и котенок мирно заснул на руках у Маши», «...Прозвенел звонок с урока, а Дима продолжал стоять у доски». На этапе решения проблемы предлагаю детям различные игры. Представить проблему в виде какого-то предмета и решить её. Проблема, похожая на снежинку, – имеет несколько вариантов решения, из которых нужно выбрать лучший. Проблема, похожая на мозаику (паззл), – разделить на части и решать каждую часть отдельно. Проблема, похожая на многослойное желе, – совершать последовательно все действия в правильном порядке. Проблема, похожая на олимпийские кольца, – каждый в группе должен добиться успеха в своем деле и помочь это сделать всем остальным участникам. Шесть «думательных» шляп. Загляни в шляпу и ответь на её вопросы. Белая шляпа – факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима? Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы? Черная шляпа – осторожность, истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Жёлтая шляпа – преимущества, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать? Зеленая шляпа – исследования, предложения, новые идеи. Возможности альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи? Синяя шляпа – размышление о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Я поощряю любые творческие находки детей – захотел сделать грандиозный кроссворд, вместе с родителями выпилить ложку из дерева, сплести колье из бисера, попробовать получить облако в банке? Пожалуйста! Я всегда рада помочь советом, направить в нужное русло. Игровой момент помогает и при защите проекта. Защита первых проектов проходила в виде праздника, став постарше мы стали использовать презентации. Самое главное, чтобы дети рассказывали о том, что поняли сами. Я заранее просматриваю работы учеников, помогаю выбрать главное. Опираясь на прочитанный материал, подбираю форму представления, пишу сценарий, чтобы итог проектной деятельности был успешен. Успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя и родителей. Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. Я смогла зажечь в ребятах интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Никто не остался равнодушным. Об этом говорят результаты за прошедший год. |