Презентация на тему "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"
статья

Хоменко Любовь Николаевна

Ребенку бывает трудно ответить на вопрос, грамотно, последовательно передать содержание текста, построить предложение, а уж тем более – составить текст на заданную тему.

Для этого учителю необходимы знания новых педагогических технологий, эффективных форм организаций образовательного процесса, активных форм и  методов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkursnoe_zadanie.docx54.88 КБ
Файл master_klass_prezentatsiya.pptx1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Конкурсное задание «Мастер-класс»

СЛАЙД 1

Не секрет, что только 10% людей способны запомнить и понять, то, что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной действительности, только тогда мы запоминаем на 90%. 

На уроках ребенку бывает трудно ответить на вопрос, грамотно, последовательно передать содержание текста, построить предложение, а уж тем более – составить текст на заданную тему.

Для этого учителю необходимы знания новых педагогических технологий, эффективных форм организаций образовательного процесса, активных форм и  методов обучения.

СЛАЙД 2

Поиск новых методов и форм организации обучения породили новый термин в методике обучения — «современный урок», который противопоставляется традиционному уроку.

В настоящее время наблюдается широкий потенциал человеческих возможностей и желаний. Так, образование не стоит на месте, а модернизирует свои достижения, ориентируясь на личностный подход в процессе учебной деятельности. Инновационные технологии в образовании становятся вполне обыденной частью учебного процесса.

Современные образовательные технологии – это технологии, которые идут в ногу со временем.

 В настоящее время в учебном процессе я использую некоторые современные образовательные технологии: информационно-коммуникативные, проектные, проблемное обучение,  игровые технологии.

Хотелось бы подробнее остановиться на игровых технологиях, т.к.  в современной   начальной школе  недостаточно  обучить   ребёнка только чтению, счету и письму.

СЛАЙД 3

 Первоначальная цель игровой технологии в начальной школе – мотивация ребят к обучению. В процессе развлекательных занятий формируется творческая личность школьника, он учится систематизировать полученные знания, использовать их в решении различных задач в будущем. Ребята учатся общению в коллективе в активной форме. Многие игры предполагают легкую физическую нагрузку. А эмоциональный подъем, который получают малыши в итоге, способствует укреплению собственного «Я». Именно игра помогает справиться с детскими комплексами. Особенно это важно для ребят, которые не уверены в себе.

СЛАЙД 4

Ещё В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Поэтому я считаю, что игровые технологии, применяемые в начальной школе, могут быть современными и инновационными сегодня.

Дети начальных классов очень любят познавать все вокруг, переделывать и повторять одно и то же много раз, и при этом, не задумываясь, зачем это нужно. Поэтому дидактические игры для начальной школы обязательно должны присутствовать в арсенале каждого преподавателя... 

Я разбила игры на группы по характеру познавательной деятельности.

1.Игры, требующие исполнительской деятельности.

Игры «Лото», «Пазлы», «Узор», «Танграмм» и др.

С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию.  В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В  этой группе  игр можно использовать такие задания: придумать слова, числовые выражения, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.

СЛАЙД 5

2.Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность.

 «Засели домики», «Математическая рыбалка»,  «Кот-буквоед»,  «Лабиринт», «Как добраться до вершины», «Заполни окошечко»,  «Определи курс корабля» и др.

К этой группе относятся игры, которые способствуют формированию вычислительных навыков или навыков правописания.

СЛАЙД 6

3.Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность.

«Я – учитель», « Контролёр» и др.

          СЛАЙД 7

К этому виду можно отнести игры в процессе которых, ученики занимаются проверкой чьей-то работы. Повышенное внимание необходимо уделять тем играм, которые требуют от детей преобразующей и поисковой деятельности. К данной группе игр, школьники испытывают большой интерес, так как им нравится сравнивать, анализировать, находить какие-то различия или сходство, интересен поиск недостающего. Детям раздаются  карточки: на уроках математики с примерами, которые они должны решить. Если ответ совпадёт с номером автобуса, значит, он пассажир; на уроках русского языка карточки со словами - дети должны объяснить орфограмму и вписать букву. Например, автобус с буквой «А» и слова «малина», «машина», «пальто», «платок».

4. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.

«Расшифруй слово», «Буквы в слове разбежались» «Собери пословицу», «Подбери кличку», «Числа перебежчики», «Придумай слова из слова», «Собери круговые примеры» и др.

       СЛАЙД 8

В играх данной группы ребята выводят закономерность, которая является ключом к данным заданиям.

5. Игры, включающие элементы поисковой деятельности.

        СЛАЙД 9

«Угадай загадки Буратино», «Загадки Веселого Карандаша», «Определи курс движения самолета», «По какой тропинке ты пойдешь?» и др.

Игры, включающие элементы поисковой деятельности, где целью игры является формирование учащимися по рисунку, схеме и опорным словам математического правила. В процессе игры дети учатся анализировать, находить общее и различие. 

6. Кластер,  как игра

     СЛАЙД 10

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.  

В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения. Для проведения соревнования учитель в таблице на доске звездочками отмечает дружную работу команд в течение урока. Успех игры зависит от того, как учитель ее проводит. 

Следовательно, включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.

Игр очень много, но при подборе материала к уроку необходимо помнить, что все игры и упражнения должны быть связаны с темой конкретного урока и направлены на достижение конкретной цели.

Одной из основных и, я думаю, самых важных задач в начальной школе является задача научить ребёнка читать. Тот, кто работал с первоклассниками знает, как нелегко приходится учителю в первые месяцы обучения детей. С помощью каких средств и методов сделать обучение увлекательным?

Исходя из игровой задачи, школьники осуществляют игровые действия, которые как бы маскируют сложную мыслительную деятельность, делают ее более интересной. Так, называя предмет, изображенный на картинке, дети вслушиваются в звучание слова, определяют наличие или отсутствие в нем изучаемого звука, затем помещают картинку в домик того или иного цвета.

Сопоставляя букву с изображением знакомых предметов, ребята быстрее запоминают написание заданной буквы. На каждом уроке провожу игры, в ходе которых ребята придумывают слова с изучаемой буквой.

Игра «Любопытный»

СЛАЙД 11

- Как тебя зовут? Андрей

- А фамилия? Азбукин.

Откуда ты приехал? из Астрахани

- А что там растёт? арбузы

- А на чём поедешь обратно? на автобусе

- Какой подарок привезёшь маме? астры

(Провожу игру с присутствующими)

Слова на букву «М»

-Как тебя зовут?

-Как твоя фамилия?

-В каком городе ты живёшь?

-Как зовут твоего друга?

-Какое у тебя хобби?

-Какое любимое блюдо?

-Какой любимый фильм?

Надо сказать, что роль учителя остается значительной на всем протяжении игры. Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения к ней учителя, от его заинтересованности в результатах. Кроме того, поскольку не все школьники одновременно усваивают игровые правила, учитель продолжает помогать им в процессе игры.

Для того чтобы проверить действие дидактической игры на практике я провела небольшое исследование. Для этого первоначально   был выявлен начальный уровень познавательной активности и школьной мотивации.

Исследование проходило   в 1 «Б» классе. Учащимся была предложена анкета для оценки уровня познавательной активности    Н. Лускановой. (Сентябрь)

На основании анализа полученных данных были определены:

 Уровень познавательной активности учащихся:

15 % - высокий уровень познавательной активности

65 % - средний уровень познавательной активности

20 % - низкий уровень познавательной активности.

Можно сделать вывод о том, что количество учащихся, которые обладают высоким уровнем познавательной активности достаточно низок. 

Следующим  важным  направлением  исследования явилось   внедрение различных видов дидактических игр в учебный процесс, направленных на развитие познавательной активности учащихся.

В ходе игры  отслеживался уровень познавательной активности по качеству учебной деятельности. При этом были использованы следующие критерии: проявление двигательной активности,  наличие познавательного интереса и эмоциональный настрой учащихся.

Уровень познавательной активности  (декабрь):

 40 % - высокий уровень познавательной активности

55 % - средний уровень познавательной активности

5 % - низкий уровень познавательной активности.

 По полученным данным   видно, что уровень познавательной активности  учеников 1 «Б» класса изменился значительно. Так, например, возросло количество детей с высоким уровнем познавательной активности, а количество детей с низким уровнем значительно уменьшилось.

Познавательная активность является социально - значимым качеством личности и формируется  в учебной деятельности.  Не вызывает сомнения тот факт, что процесс обучения проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность.  

Я считаю,  использование различных  игр на уроках в начальной школе позволяет добиться лучшего усвоения учебного материала. Благодаря чему  ученики становятся  самостоятельнее, активнее, они способны работать уже не на репродуктивном уровне, а творить.

 Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть рабочее усилие и усилие мысли. Игра помогает снять утомление и напряжение, поддерживает внимание. Увлечённые игрой, ученики легче усваивают программный материал, проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку. Учитель должен сам показать живой интерес к игре, увлечь учащихся. В некоторых играх он создает ситуацию ожидания, загадочности.

В качестве рефлексии я предлагаю игру-кластер «Моё имя»

 

Образование начальной ступени обучения является фундаментом последующих этапов. Это касается формирования  универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Современные активные формы и методы обучения призваны решать главную задачу – закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка, включающую систему учебных и познавательных мотивов. Умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и результаты.

Подводя итоги, я считаю, что эта технология в обучении младших школьников на сегодняшний современна и полностью оправдывает себя.

Использованные ресурсы:

1.  Н.Ф.Вапняр "Карточки с математическими заданиями для 1 класса  начальной школы, Москва "Просвещение".

2. Настольно-печатная игра "Логические таблицы". Автор Бурдина С.В. Из серии игр "Забавы в картинках".  

3. Настольно-печатная игра "Считаем и читаем". Автор Бурдина С.В. Из серии игр "Забавы в картинках".

4. Пальчиковая гимнастика  Год выпуска: 2006  Автор: Л.Яртова,  Ю.Кудинов  Исполнитель: Ю.Кудинов  Жанр: развитие ребенка  Издательство: "Два жирафа"  Тип: аудиокнига  Аудио кодекс: Windows  Media  Битрейт аудио: 128639

5.   Афанасьева Е.Г. «Игротека письма и чтения» Н.А.Зайцева методическое пособие для педагогов и родителей,   Москва

6. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галажина. – М.: Планета, 2011. – 272 с. – (Современная школа).

7. Речь, логика, память, внимание. Воображение. Игровые и обучающие  занятия с детьми 7 – 9 лет. / Л.В. Мищенкова; худож. Е.А.Афоничева. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.-192с ил.

8. Развивающие игры: практическое пособие для родителей, учителей/ Н.Е. Граш [и др.]. – Ростов н /Д: Феникс, 2010.-92, [2] с.: ил. – (Школа развития)

9. Узорова О.В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. – Москва, 2005

10. Калугин М. А. Развивающие игры для 1- 4 классов,  Ярославль, 2006


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе» Учитель начальных классов Хоменко Любовь Николаевна Государственное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 691 » Невского района г. Санкт-Петербурга Мастер – класс

Слайд 2

знания новых педагогических технологий, использование эффективных форм организаций образовательного процесса, применение активных методов обучения.

Слайд 3

Игровые технологии Цель игровой технологии в начальной школе – мотивация ребят к обучению.

Слайд 4

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного разви­тия. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, поня­тий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский

Слайд 5

Группы игр по характеру познавательной деятельности

Слайд 9

«Расшифруй слово» «Собери пословицу»

Слайд 12

Игра «Любопытный» (все ответы на вопросы в словах должны начинаться на одну букву) Как тебя зовут? Андрей. Как твоя фамилия? Азбукин . Откуда ты приехал? Из Астрахани. Что там растёт? Арбузы. Что ты привёз маме? Астры.

Слайд 13

Уровень познавательной активности учащихся : Сентябрь Декабрь 15 % высокий уровень 40% 65 % средний уровень 55% 20 % низкий уровень 5%

Слайд 14

игра-кластер «Моё имя» Моё имя Что имя означает? Похожие имена в других странах и языках? Почему так назвали? Откуда произошло? Из какого языка? Похожие, созвучные имена Сколько людей с таким именем в школе (на работе)? Знаменитые люди с таким именем Можно ли образовать от имени уменьшительно-ласкательное слово?

Слайд 15

Информационные ресурсы 1. Н.Ф.Вапняр "Карточки с математическими заданиями для 1 класса начальной школы, Москва "Просвещение". 2. Настольно-печатная игра "Логические таблицы". Автор Бурдина С.В. Из серии игр "Забавы в картинках". 3. Настольно-печатная игра "Считаем и читаем". Автор Бурдина С.В. Из серии игр "Забавы в картинках". 4. Пальчиковая гимнастика Год выпуска: 2006 Автор: Л.Яртова , Ю.Кудинов Исполнитель: Ю.Кудинов Жанр: развитие ребенка Издательство: "Два жирафа" Тип: аудиокнига Аудио кодекс: Windows Media Битрейт аудио: 128639 5. Афанасьева Е.Г. «Игротека письма и чтения» Н.А.Зайцева методическое пособие для педагогов и родителей, Москва 6. Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галажина . – М.: Планета, 2011. – 272 с. – (Современная школа). 7. Речь, логика, память, внимание. Воображение. Игровые и обучающие занятия с детьми 7 – 9 лет. / Л.В. Мищенкова ; худож . Е.А.Афоничева . – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009.-192с ил. 8. Развивающие игры: практическое пособие для родителей, учителей/ Н.Е. Граш [и др.]. – Ростов н /Д: Феникс, 2010.-92, [2] с.: ил. – (Школа развития) 9. Узорова О.В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. – Москва, 2005 10. Калугин М. А. Развивающие игры для 1- 4 классов, Ярославль, 2006

Слайд 16

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Инновационные технологии современного урока в начальной школе".

«Инновационные технологии современного урока в начальной школе». В настоящее время цель современного урока несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в ...

ДОКЛАД «Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе.

ДОКЛАД  «Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе. ...

Мастер-класс для учителей начальной школы Невского района Санкт-Петербурга по теме "Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе"

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе. Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе (из личного опыта)

На сегодняшний день невозможна работа педагога без использования инновационных технологий; их применение способствует повышению качества знаний учащихся, развитию познавательного интереса....

Презентация к мастер–классу: «Применение инновационных технологий на уроках в начальной школе»

  В своем мастер-классе я хочу показать, как, применяя инновационные технологии, можно формировать коммуникативные компетентности ученика.    Актуальность проблемы формирова...