Перспектива роста
статья (1, 2, 3, 4 класс)
В разработке предлагается циклограмма самообразования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Циклограмма профессионального роста | 35.66 КБ |
Мастер-класс по формированию компетенции взаимодействия | 168.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная траектория
профессионально-личностного развития
в контексте идеи
«Учитель будущего»
Безграмотными в XXI веке будут не те, кто не умеет читать и писать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться.
Элвин Тоффлер
Известно, что компетентность в готовом виде не существует. Каждый человек должен создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то правило, открытие, прием обучения, но не компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального саморазвития и творчества. Именно поэтому главными показателями качества профессиональной подготовки учителя сегодня являются такая личностная характеристика как способность и готовность к самосовершенствованию и саморазвитию.
В.А.Сухомлинский сказал: «Если вы хотите быть любимым учителем, заботьтесь о том, чтобы питомцу вашему было что в вас открывать. Если же вы несколько лет один и тот же, если ушедший день ничего не прибавил к вашему богатству, вы можете стать постылым и даже ненавистным».
Стремительные преобразования в обществе, и как следствие, изменения в Российском образовании требуют от учителя нового подхода к процессу обучения. В современном мире недостаточно просто владеть стандартным набором знаний, надо уметь их приобретать все в большем объеме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.
Любой руководитель требует от подчиненных высокого уровня профессионализма. Каждый родитель желает достойного образования для своего ребёнка. Каждому учителю хочется работать качественно.
В этой связи в современном, стремительно меняющемся мире, когда полученное вчера образование устаревает сегодня, самообразование является необходимым. Педагог должен не только владеть определенными видами деятельности, обозначенными в стандарте, но и компетенциями профессионального самообразования, что будет обеспечивать его профессионально – личностное развитие в течение всей профессиональной деятельности.
Однако учитель никогда не идёт впереди ученика на правах старшего. Он терпеливо находится рядом, помогая и при необходимости направляя ребёнка. Ведь «роль педагога состоит в том, чтобы открыть двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика». (А. Шнабель)
Чтобы позволить себе идти рядом с современным ребёнком, прежде всего, учитель должен идти в ногу со временем. Таким образом, самообразование является актуальным для современного педагога.
В этой связи необходимо построение индивидуальной программы профессионально-личностного развития педагога.
Цель программы: развитие профессиональных компетенций, соответствующих квалификационным требованиям профессионального стандарта педагога и эффективное использование личностных ресурсов, собственного потенциала для успешной самореализации.
Задачи:
- диагностика профессионального мастерства, самоопределение педагога;
- составление и коррекция индивидуальной образовательной траектории;
- реализация индивидуальной образовательной программы;
- рефлексивный анализ реализации индивидуальной образовательной программы развития профессиональных компетенций.
В связи с вышеизложенным хочу поделиться источниками, которые использую для самообразования.
- Интернет- ресурс STEPIK (https://welcome.stepik.org/en).
Это не только образовательная платформа, но и конструктор
онлайн-курсов. Разработчиками предлагаются алгоритмы адаптивного обучения. Цель ресурса - сделать образование удобным и открытым. На портале представлен богатый выбор курсов по математике, статистике, информатике, естественным, общественным и гуманитарным дисциплинам.
- Высшая школа делового администрирования (https://s-ba.ru/ )
Данный проект создан для педагогических работников, находящихся в постоянном творческом поиске и творчески относится к образованию и воспитанию учащихся.
- Яндекс Учебник (https://education.yandex.ru )
Это бессрочный бесплатный сервис, который предоставляет доступ к формированию разноуровневых заданий как для обучающихся, так и для педагога. Является удобным инструментом для подготовки к уроку, проведения контрольных и самостоятельных работ. Аналитический инструментарий позволяют наблюдать за результатами и прогрессом каждого ученика.
На портале в разделе «Я Учитель» предлагается Онлайн-тестирование для школьных учителей и преподавателей всех уровней образования с последующими рекомендациями по развитию каждой компетенции и дальнейшей программой развития (https://education.yandex.ru/uchitel/ )
- УРОК ЦИФРЫ (https://урокцифры.рф/) - это не просто всероссийский образовательный проект. Это возможность получить знания от ведущих технологических компаний: Фирмы «1С», Яндекса, «Лаборатории Касперского» и Mail.Ru Group, Академии искусственного интеллекта благотворительного фонда Сбербанка.
- Образовательный портал на базе интерактивной платформы UCHI.RU(https://uchi.ru), где регулярно проводятся онлайн вебинары, способствующие оттачиванию профессиональных компетенций учителя.
Вот те «двери», которые я открываю для своих учеников и благодаря своим ученикам. Самообразование педагога положительно влияет не только на успеваемость, но и расширяет потенциальные горизонты для обучающихся.
Таким образом, самообразование как социальный феномен вошло в нашу жизнь и открыло перспективу для всех людей не только к самосовершенствованию, но и к конкурентоспособности на рынке труда, потому что учитель должен быть всегда готов к осуществлению профессиональной деятельности в стремительно изменяющихся условиях современного общества. Знания, лежащие в основе каждой из наук, сейчас общедоступны, а это означает только одно – мы на правильном пути к тому, что Тоффлер назвал «супероптимальным образованием».
Каждый учитель должен не только владеть определенными видами деятельности, обозначенными в стандарте, но и компетенциями профессионального самообразования, обеспечивающими его профессионально – личностное развитие на протяжении всей трудовой деятельности.
Циклограмма развития навыка
№ п/п | Задачи | Этапы | Методы |
1. | Построение индивидуальной траектории самообразования, соответствующей текущему уровню владения навыком | Диагностико-аналитический | – Диагностика коммуникативного контроля (М.Шнайдер) http://testoteka.narod.ru/mlo/1/11.html |
Формирующий | –Дистанционные курсы Практическая педагогика: https://stepik.org/course/53266/promo – Вебинар «Формы и приёмы эффективного взаимодействия учителя начальных классов и психолога на уроке» https://www.youtube.com/watch?v=CZLB-kVsXAo – Портал психологических изданий: https://psyjournals.ru/authors/a1235.shtml – Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» / Open Access Journal http://psyedu.ru/journal/2013/4/Polivanova_Rivina_Ulanovskaya.phtml | ||
2. | Систематическая тренировка навыков путем интенсивной целенаправленной практики | Диагностико-аналитический | – Методика диагностики самооценки https://psychojournal.ru/tests_online/1899-ekspress-diagnostika-urovnya-samoocenki-lichnosti.html |
Формирующий | –Дистанционные курсы – Основы коммуникации в профессиональной деятельности https://stepik.org/course/82218/promo – Риторика: https://stepik.org/course/4594/syllabus – Психология и этика профессиональной деятельности: https://stepik.org/course/64961/promo | ||
3. | Формирование личностных характеристик, сопутствующих развитию компетенции взаимодействия | Диагностико-аналитический | – Диагностика коммуникативного контроля (М.Шнайдер) http://testoteka.narod.ru/mlo/1/11.html – Диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях (И. Д. Ладанов, В. А. Уразаева) |
Формирующий | – Рекомендации по использованию тестирования в учебном процессе http://testoteka.narod.ru/articles/004.html – Дистанционные курсы: – Педагогический дизайн урока: https://stepik.org/course/82684/promo – Тренинги по развитию коммуникативных навыков – Применение технологии распределения ролей (Р.М.Белбин) http://ibcm.biz/командные-роли-р-белбин/ – Формирование эмоционального интеллекта | ||
4. | Рефлексивный анализ реализации индивидуальной образовательной программы развития профессиональных компетенций. | Диагностико-аналитический | Диагностика коммуникативного контроля (М.Шнайдер) http://testoteka.narod.ru/mlo/1/11.html |
Формирующий | Построение дальнейшей траектории индивидуальной образовательной программы развития профессиональных компетенций. |
Исходя из вышеизложенных задач поэтапного формирования обозначенной компетенции и парадигмы образования, мною определен индивидуальный план работы по формированию компетенции:
- Диагностический этап:
– Прохождение и анализ тестирования на наличие содержательных элементов трехкомпонентной модели компетенции (знания, навыки, установки);
– Выявление влияния мотивации на выполнение задач через целенаправленные процессы саморегулирования: контроль мотивации, управление эмоциями, сосредоточение внимания на задаче и метапознание.
2) Формирующий этап:
– расширить и углубить теоретическую базу по данному направлению (см. направленность тем в таблице);
– осуществить дальнейший поиск и освоение программ дополнительного профессионального образования, исходя из текущего уровня развития компетенции;
– использовать полученные навыки в профессиональной деятельности.
Материалы для самообразования
Библиографический список
Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). – СПб: «Свое издательство», 2017. – 210 с.
Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.
Мащенко О.Н. Подготовка будущих учителей начальных классов к профессиональному самообразованию в образовательном пространстве колледжа. – М.:, 2018. –197 с.
Универсальные компетентности и новая грамотность: от лозунгов к реальности https://ioe.hse.ru/keycomp
Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. - 2-е изд., испр. - М.: Генезис, 2003. - 128 с. - (Психологическая работа с детьми.)
Цукерман Г.А., Фокина Н.Э. Поведение младших школьников в коллективной учебной работе // Вопросы психологии. 1983. №4
Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования» - http://psyedu.ru/journal/2013/4/Polivanova_Rivina_Ulanovskaya.phtml [Выявление умения учащихся начальной школы действовать совместно в условиях социо-когнитивного конфликта / 2013-4]
Сайты психологических изданий
Портал психологических изданий PsyJournals.ru https://psyjournals.ru/authors/a1235.shtml
Применение технологии распределения ролей (Р.М.Белбин) http://ibcm.biz/командные-роли-р-белбин/
Социометрия Дж. Морено - методика, процедура, обработка результатов. Социограмма https://psyfactor.org/lib/sociometriya_moreno.htm
Психологическая газета https://psy.su/feed/8651/
Вебинары и видеоматериалы
Вебинар «Конфликты в образовательной среде» https://www.prodlenka.org/vebinary/15035-vebinar-konflikty-v-obrazovatelnoj-srede
Вебинар «Межпредметные связи или как «подружить» левое и правое полушария» https://www.1urok.ru/webinars/4
Вебинар «Развитие ИКТ-компетентности в педагогической деятельности» https://www.1urok.ru/webinars/14
Вебинар «Современный урок: проектирование, реализация, анализ» https://www.1urok.ru/webinars/5
Вебинар «Технология развития критического мышления» https://www.prodlenka.org/vebinary/14305-vebinar-tehnologija-razvitija-kriticheskogo-myshl
Вебинар «Формы и приёмы эффективного взаимодействия учителя начальных классов и психолога на уроке» https://www.youtube.com/watch?v=CZLB-kVsXAo
Практическая педагогика: https://stepik.org/course/53266/promo
Технологии и приёмы
Педагогический дизайн урока: https://stepik.org/course/82684/promo
Саморазвитие личности: мода, выбор или необходимость? https://psy.su/feed/8651/
Тренинги по развитию коммуникативных навыков https://yandex.ru/video/preview?filmId=4381485609158143419&parent-reqid=1602692026522886-298187540405365613710466-prestable-app-host-sas-web-yp 54&path=wizard&text=тренинг+по+развитию+коммуникативных+навыков+видео&wiz_type=vital
Предварительный просмотр:
Учебная среда как средство формирования
социально-эмоциональных навыков
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Наш мастер-класс пройдёт в нестандартной форме презентации моего опыта.
(Слайд 1)
- Вводная часть (притча про сладкое)
Однажды к Учителю пришли мать и привела за руку своего малолетнего сынишку, который беспрестанно жевал.
- Учитель, - сказала мать. - Я не могу понять, что происходит с моим сыном: он постоянно ест, причём только сладости и больше ничего. Мне кажется, на него навели порчу. Научи, что мне делать?
Мудрец внимательно посмотрел на малыша и сказал:
- Отправляйтесь сегодня домой, а завтра приходите ко мне, и я постараюсь вам помочь.
Женщина с ребёнком отправились домой, а на следующее утро вернулись обратно. Но мудрец сказал, что сможет помочь им только еще через неделю.
И вот когда они пришли через неделю, Учитель посадил мальчика рядом с собой и, внимательно глядя тому в глаза, произнес:
- Пойми, малыш, нельзя питаться одними сладостями - это вредно! Есть множество других вкусных вещей.
Мальчик задумался и в итоге пообещал, что будет есть другую еду тоже.
Мать ребёнка поблагодарила Учителя, но была удивлена.
- Почему нельзя было сказать ему это сразу? – спросила женщина, когда они уже собирались уходить.
- Понимаешь, красавица, - ответил мудрец. – Я не мог дать искренний совет твоему сыну во время вашего первого визита, потому что до этого сам ел очень много сладостей. Это время мне потребовалось, чтобы отучиться от этой дурной привычки.
Можно говорить самые дельные и полезные вещи, но они будут являться не более, чем лицемерием, а человек, рассуждающий о них - не более, чем ханжой, если, сам он поступает вопреки своим словам. Мы не можем дать ребёнку то, чего не имеем сами.
- О чём эта притча?
- О взаимодействии ученика и учителя.
- Для формирования компетенции взаимодействия с другими и с самим собой у обучающихся, педагогу необходимо сформировать эту компетенцию у себя.
- Уважаемые коллеги, сформулируйте тему мастер-класса.
- Формирование компетенции взаимодействия с другими и самим собой.
. (Слайд 2)
- Уважаемые коллеги, какова цель мастер-класса?
Цель: познакомиться с методами формирования компетенции взаимодействия с окружающими и самим собой.
(Слайд 3)
- Уважаемые коллеги, сходя из поставленной цели, предположите, какие задачи необходимо решить в ходе МК?
Задачи:
- Сформулировать актуальность и необходимость данной компетенции.
- Познакомиться с методикой формирования социально-эмоциональных навыков в учебной среде
- Сформулировать рекомендации по формированию компетенции.
(Слайд 4)
1 задача
- Уважаемые коллеги, приступим к решению первой поставленной задачи. Что мы понимаем под взаимодействием в учебной среде?
- Педагогическое взаимодействие – это процесс, который происходит между педагогом и обучающимся в ходе учебно-воспитательной работы и направлен на развитие личности ребенка.
- Это процесс, в результате которого происходит формирование социально-эмоциональных навыков, позволяющих людям распознавать свои эмоции и управлять ими, успешно справляться с конфликтами, понимать и проявлять сочувствие к другим, устанавливать и поддерживать позитивные отношения, следовать этике.
Слайд 5
- Уважаемые коллеги, какие формы взаимодействия имеют место быть в учебной среде?
1) учитель - ученик (ученики);
2) ученик - ученик в парах (диадах) и в тройках (триадах);
3) общегрупповое взаимодействие учеников во всем учебном коллективе, например, в языковой группе, в целом классе;
4) учитель- учительский коллектив;
5) ученик «с самим собой».
Слайд 6
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам, работая в группах, сформулировать актуальность и необходимость компетенции взаимодействия.
1 группа:
В основе ФГОС НОО лежат системно-деятельностный и компетентностный подходы, которые предполагают воспитание и развитие качеств и компетенций личности, отвечающих требованиям современного общества.
В этой связи проблема формирования компетенции взаимодействия с другими и с самим собой является актуальной и имеющей практическую значимость.
2 группа
В процессе взаимодействия со сверстниками и учителем в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности, формируются необходимые социально-эмоциональные навыки. В этом заключается необходимость данной компетенции и темы «Учебная среда как средство формирования социально- эмоциональных навыков».
Слайд 7
- Уважаемые коллеги, решена ли нами первая поставленная задача?
2 задача
- Уважаемые коллеги! Предлагаю вам перейти к решению второй поставленной задачи.
Слайд 8
- Уважаемые коллеги, назовите методические приёмы формирования компетенции взаимодействия с другими и самим собой, которые вы используете в своей профессиональной деятельности.
Дискуссия - это процесс, в ходе которого люди разговаривают о чем-то,
чтобы прийти к решению или обменяться идеями и мнениями. В ходе дискуссии люди участвуют в обмене знаниями или информацией, отвечают
друг другу с разных позиций, концентрируясь на конкретной теме, которая находится в центре коммуникации.
Разговор предполагает обмен знаниями, наблюдениями, мнениями или
идеями с разных позиций при отсутствии конкретной темы.
Дебаты предполагают выражение их участниками конкретной позиции,
формулировку ее в противовес позиции других участников.
Участники диалога учатся друг у друга, пересматривают и развивают свои первоначальные позиции. Диалог имеет инновационный потенциал. Диалог создает общее пространство и ведет к общему опыту и пониманию.
Метод взаимообучения, который предполагает такие формы работы как парная (работа в диадах) и групповая (работа в триадах).
Метод самоорганизации учебной деятельности, который начинается с самопознания – процесса постижения школьником сущности, способностей и возможностей своего «Я». Включает в себя методы самоанализа, самонаблюдения.
Слайд 10
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам попробовать себя в роли учеников и решить, работая индивидуально, логическую задачу.
У каждого из вас карточка с заданием, которое необходимо выполнить. Восстановите матрицу. Слайд 11 .
- Какие навыки взаимодействия с самими собой вам были необходимы при индивидуальном выполнении данного задания?
- навык целеполагания;
- навык моделирования в предметной, графической или буквенной форме;
- навык определять последовательность учебных действий;
- навык планировать этапы осуществления деятельности;
- навык оценивать работу в соответствии с заданием;
- навык самоорганизации.
Слайд 11
- Уважаемые коллеги, после того, как индивидуальная работа выполнена, предлагаю вам решить эту же задачу, работая в группах. Посоветуйтесь и примите верное решение.
Слайд 12
Информационная поддержка для 1 - й группы
2 варианта заполнения матрицы:
Информационная поддержка для 1 - й группы
1 группа – в окошке ответа вписать каждому свою фамилию с номером выбранной на этапе индивидуальной работы фигуры.
Информационная поддержка для 2 - й группы
2 группа - результат - фигурка, нарисованная в окошке
- Уважаемые коллеги, продемонстрируйте результаты выполнения задания с помощью документ-камеры.
- Представитель первой группы, скажите, на какие рассуждения вы опирались при выполнении задания?
- Мы не пришли к единой точке зрения, потому что каждый из нас опирался на этап индивидуальной работы по заполнению матрицы. Номер фигуры, которую нужно вписать в «окно» у всех получился разный, поэтому вписали в окно фамилию с номером нужной фигуры.
- Каких правил придерживались участники второй группы?
- У нас тоже сначала получились разные номера правильного ответа, но когда мы сравнили карточки индивидуального задания, оказалось, что правильное решение у всех имеет разный номер. Требованиям заполнения матрицы, поэтому соответствует представленный рисунок.
- рассматривали ситуацию с позиции партнёра, выслушивали его точку зрения, сопоставляя со своей собственной
- понимали ситуацию общения
- делали совместные выводы, которые устраивали всех участников группы, учитывая требование к результату
- Как вы полагаете, коллеги, у какой группы взаимодействие осуществилось более продуктивно?
- у второй
- С какими трудностями могут столкнуться обучающиеся при выполнении этого задания?
- с недостаточно развитыми социально-эмоциональными навыками
- Уважаемые коллеги, посоветуйтесь в группах и сделайте выводы, какие же социально-эмоциональные навыки необходимы для преодоления этих трудностей?
Навыки, развиваемые в процессе взаимодействия
1 группа
Эмоциональные навыки
- распознавание эмоций;
- использование эмоций для помощи мышлению;
- понимание эмоций;
- управление эмоциями.
2 группа
Социальные навыки
- способность выразить себя в социальных взаимодействиях;
- способность «читать» и понимать разные социальные ситуации;
- знание социальных ролей, норм, правил;
- навыки решения межличностных проблем;
- навыки выполнения социальных ролей.
Слайд 13
- Какие социальные роли «примеряет» ребёнок во взаимодействии в учебной среде?
- роль равноправного по общению партнёра
- роль учителя во взаимодействии с собой: учит себя учиться.
Слайд 14
- Уважаемые коллеги, при решении второй задачи МК вам была представлена модифицированная методика Поливановой - Ривиной «Взаимодействие в условиях искусственно созданного социо-когнитивного конфликта»
Суть искусственно созданного конфликта заключалась в том, что на этапе индивидуальной работы в стимульном материале у каждого участника номера фигур, которыми необходимо дополнить матрицу, были разные.
- Уважаемые коллеги, можем ли мы сказать, что вторая задача нашего МК решена успешно?
- Предлагаю перейти к решению третьей задачи Слайд 15
3 задача
- Уважаемые коллеги, предлагаю вам, работая в группах, сформулировать рекомендации по формированию компетенции взаимодействия.
- Первая группа выдвинет предложения по формированию данной компетенции у обучающихся.
- Второй группе предстоит дать рекомендации по формированию данной компетенции у педагога.
1 группа
Для формирования компетенции взаимодействия у обучающихся необходимо
необходимо включать в учебно-познавательную деятельность современные методы и методики развития компетенции взаимодействия, такие как
- диспуты, дебаты, дискуссии,
- метод проектов;
- метод ученического целеполагания и планирования;
- метод самоорганизации обучения;
- метод взаимообучения, который предполагает такие формы работы как парная (работа в диадах) и групповая (работа в триадах). Слайд16
2 группа
- наблюдать за успешным опытом развития данной компетенции;
- изучать передовой опыт по развитию компетенции взаимодействия;
- участвовать в вебинарах и тренингах;
- расширять круг профессиональных интересов;
- заниматься самообразованием.
- Уважаемые коллеги, какими рекомендациями по развитию данной компетенции вы будете пользоваться в своей профессиональной деятельности?
- на начальном этапе формирования компетенции применим метод воспитательной беседы
- в урочную деятельность для формирования данной компетенции необходимо включать такие формы работы как, парная, групповая;
- использовать в работе такие методы и методические приёмы как диспуты, дебаты, дискуссии.
Если применять эти и другие методы формирования компетенции взаимодействия, обучающиеся
- будут способны принимать ответственность за свои поступки;
- сумеют выражать себя;
- научаться организовывать себя и других и принимать решения;
- смогут осуществлять саморегуляцию;
- в будущем успешно адаптироваться в современном стремительно меняющемся мире.
- Таким образом, я считаю, что, решив все поставленные задачи МК, мы достигли его цели.
Крылья
Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек, а за ним еле поспевает маленький мальчик. Человек остановился, велел ребенку подать старику воды и дать кусок хлеба из запасов.
– Что ты тут делаешь, старик? – спросил прохожий.
– Жду тебя! – ответил старик. – Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?
– Верно! – удивился прохожий.
– Так бери с собой мудрость:
Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое деревцо.
Если хочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.
Но если доверили тебе ребенка на воспитание, то верни его крылатым.
– Как я это сделаю, старик, если сам не умею летать? – удивился человек.
– Тогда не бери мальчика на воспитание! – сказал старик и направил взор к небу.
…Прошли годы.
Старик сидит на том же месте и смотрит в небо.
Видит: летит мальчик, а за ним – его учитель.
Они опустились перед стариком и поклонились ему.
– Старик, помнишь, ты велел мне вернуть мальчика крылатым. Я нашел способ… Видишь, какие крылья у него выросли! – гордо сказал учитель и ласково прикоснулся к крыльям своего воспитанника.
Но старик дотронулся до крыльев учителя, приласкал их и прошептал:
– А меня больше радуют твои перышки…
Профессор и книга.
Сегодня на уроке социальных проблем наш профессор поднял черную книгу и сказал — эта книга красная. И мы все такие: — Нет. А он: — Да, красная. И мы опять: — Это не так. Он повернул книгу, а её задняя обложка была красной. И он сказал: — Не говорите кому-то, что он не прав, до того момента, пока не посмотрите на ситуацию с его точки зрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио как инструмент педагогического роста учителя
Электронное портфолио учителя....
Учитель начальной школы, возможности профессионального роста
Статья "Учитель начальных классов, возможности профессионального роста"...
Система работы. Развитие самостоятельных умений - как путь к личностному росту обучаемых.
Работа содержит теоретический и практический материал по развитию самостоятельности у обучаемых....
Коллективная исследовательская работа по теме: "Влияние предметов неживой природы на рост и развитие растений"
После комплекса уроков изучения предметов неживой природы: состава и свойств воды, воздуха, почвы, дети заинтересовались влиянием данных объектов на растительный мир и решили провести сери...
Стихотворема "Витамин роста" О.Е.Григорьев, 3 класс, литературное чтение УМК "Школа 2100"
Урок литературное чтение в 3 классе (УМК "Школа 2100") по теме: " Стихи Олега Григорьева о ребятах и секретах роста"Цель:познакомить со стихотворемой и понять какой...
«Открытие секретов роста в стихотвореме О.Григорьев "Витамин роста"».
Урок литературного чтения 3 класс Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В....
перспективы роста
индивидуальная траектория развития...