Сотрудничество психологической службы и классного руководителя
консультация
Материалы МО службы сопровождения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_dlya_mokl.rukovod.docx | 21.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Сотрудничество психологической службы
и классного руководителя
выступление подготовила
педагог-психолог
«ОГБОУ «Центр образования
и развития «Особый ребенок» г.Смоленска»
Новикова Г.В.
Психологическая служба может оказать классному руководителю большую помощь в работе с классом и с родителями, если между психологом и учителем есть взаимопонимание.
Помощь психолога классному руководителю в целом идет по трем направлениям:
— психологическое просвещение учащихся класса и их родителей;
— психологическая диагностика;
— коррекционная работа с классом и с отдельными учащимися.
Классный руководитель и школьный психолог должны обмениваться информацией. Это могут быть данные о классе в целом и об отдельном ученике. Здесь главное правило — конфиденциальность. С полученными данными нужно быть осторожным, чтобы не навредить ученикам и не обидеть их родителей. Психолог предоставляет данные, полученные с помощью диагностики, которую он проводит самостоятельно, изучая учебную мотивацию, отношение ученика к своей семье, интересы, способности, положение ученика в коллективе, развитие познавательных процессов, уровень воспитанности отдельного школьника и класса в целом.
Собранная школьным психологом для учителя информация должна включать рекомендации: над чем следует работать, на что или на кого обратить внимание, какую работу провести — например, просвещение учеников или родителей по определенной теме. Это направление работы проводится совместно с классным руководителем. Процесс может осуществляться с помощью:
— тематических классных часов;
— индивидуальных или тематических консультаций;
— тренингов общения;
— родительских собраний;
Коррекционно-развивающую работу с учениками или в триаде психолог—родители—ученики психолог тоже проводит самостоятельно, а затем сообщает результаты изменения и рекомендует классному руководителю, какую работу еще нужно провести. Коррекционная работа непременно следует за диагностикой.
В каждом классе есть хотя бы один проблемный ученик. Он и проблемы, которые у него возникают, объединяют психолога и классного руководителя. Классный руководитель обращается за помощью к школьному психологу по поводу поведения, развития или обучения «трудного» ребенка в моменты, когда возникли проблемы с учениками или с родителями.
Сотрудничество начинается с планирования работы в классе и заканчивается анализом: что сделано и что предстоит сделать на следующий год.
Первое направление в работе психолога и классного руководителя— диагностика. Каждый год проводятся диагностика отношения учащихся и родителей к учителям, классному руководителю, индивидуальное и групповое анкетирование учеников и их родителей. Данные из анкет заносятся в карты воспитанности каждого класса. Подсчитываются баллы у каждого ученика и у класса в целом. Сравниваются с результатами прошлого года.
Традиционно изучается готовность учащихся 4-го класса к обучению в 5-м классе, а девятиклассников — к обучению в 10-м. Проводится диагностика интересов учеников старшей школы.
Диагностика проводится по подготовке к консилиуму с целью выявления проблем в классе и возможностей их решения совместными усилиями разных специалистов школы. Но диагностика в классах проводится не только по инициативе школьного психолога, но и по просьбе классного руководителя. Бывают такие ситуации, когда и классный руководитель просит помощи в решении возникшей проблемы.
В диагностике учеников «группы риска», помимо классного руководителя, принимают участие медицинский работник и социальный педагог.
Следующее направление деятельности школьного психолога — коррекционно-развивающая работа. Классный руководитель заранее о ней информирован, если планируется ее провести с ребятами из его класса или даже с одним учеником. Коррекция может быть по итогам диагностического минимума, по рекомендации консилиума, по просьбе классного руководителя — для решения проблем с учеником или классом в целом, для сплочения класса.
Осуществляются также психологическое сопровождение процесса адаптации учеников 1, 5 и 9-х классов (эта работа направлена на профилактику дезадаптации, на сплочение коллектива учеников), психологическая поддержка учеников 9-х и 11-х классов во время подготовки к экзаменам. Проходят групповые занятия с учениками по формированию толерантности в общении с людьми. Эта работа направлена на профилактику конфликтов, на формирование терпимости к индивидуальным особенностям людей, к их недостаткам.
Еще одно направление работы психолога — просвещение. Какую-то информацию школьный психолог сообщает ученикам и их родителям совместно с классным руководителем или предоставляет информацию только для классного руководителя.
Просвещение классных руководителей осуществляется на тематических педсоветах и заседаниях методических объединений. Эта работа проводится вместе со школьной администрацией.
Важное направление совместной работы школьного психолога и классного руководителя — консультирование. Его темы: особенности развития учеников, проблемы взаимоотношений детей и родителей. Консультации могут быть посвящены оказанию помощи учителю в написании характеристики на ученика и на класс в целом.
Только благодаря сотрудничеству школьного психолога и классного руководителя удается многое сделать, решая насущные проблемы мирным путем.
Литература
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1998. – 298с.
- Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. (Серия «Библиотека школьного психолога»).
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями. – М.: 5 за знания, 2005. (Серия «Методическая библиотека»).
- Хухлаева О. Активные формы групповой работы с родителями / О. Хухлаева // Школьный психолог. – 2006, №19.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160с: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"
Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...
Воспитание творческой личности ребёнка через сотрудничество классного руководителя, семьи и педагогов дополнительного образования.
Данный материал подскажет, как воспитать творческую личность и на что при этом следует обратить внимание....
Сотрудничество и взаимодействие классных руководителей в школе.
Доклад на городском семинаре...
Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников
Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников...
Доклад на педагогическом совете по теме: «Профилактика в системе работы классного руководителя. Взаимодействие социально-психологической службы и классного руководителя » (из опыта работы)
Профилактическая работа – это своевременная деятельность , направленная на предотвращения возможных отклонений обучающихся, максимальное обеспечение социальной справедливости, создание условий д...
В помощь молодому специалисту: психологические методы и приемы эффективного сотрудничества классного руководителя с родителями обучающихся.
Молодой педагог, обретая классное руководство,часто сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с родителями. Статья поможет узнать о психологических методах эффективного взаимодействия...
Психологические методы и приемы эффективного сотрудничества классного руководителя с родителями обучающихся.
В помощь молодому учителю. Секреты успешного взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся....
- Мне нравится (1)