Формы и методы профориентационной работы в начальной школе
консультация
Предварительный просмотр:
Формы и методы профориентационной
работы в начальной школе
Педагог-психолог
ОГБОУ «Центр образования и развития
«Особый ребенок» г.Смоленска»
Профессиональное самоопределение – это взгляд человека на мир профессий, на конкретную профессию, на ее возможности для самореализации личности в окружающем мире. Чем раньше начнется профессиональное самоопределение, тем в большей степени можно прогнозировать благополучие, удовлетворенность жизнью и личностный рост индивида.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии в узком смысле. Но младший школьный возраст рассматривается как подготовительный этап, закладывающий основы самоопределения в будущем. В этом возрасте, по мнению С.Н. Чистяковой, происходит формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, развитие интереса к профессии родителей, интереса к распространенным профессиям, основанным на включенности учащихся в познавательную, игровую, трудовую деятельность. Главной целью пропедевтики профессионального самоопределения является формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной деятельности.
Содержание и формы профессионального самоопределения в процессе обучения связаны с реализацией профориентационной направленности содержания учебных предметов, с организацией и методикой обучения, формирующих образ «Я» ребенка, развивающих его познавательные и профессиональные интересы, обеспечивающих связь познавательной активности и практической пробы сил в труде.
Чтобы определить свое отношение к профессиональному будущему, школьнику необходимо иметь представление о сущности профессиональной деятельности, о мире профессий, требованиях профессий к человеку, то есть необходимо профессиографическая грамотность. На ее основе у младших школьников формируются компоненты культуры профессионального самоопределения; профессиональная направленность, которая выражается в профессиональных интересах, склонностях, идеалах, мотивах выбора профессии что, в свою очередь, стимулирует активную учебно-познавательную и трудовую деятельность ребенка.
Основная задача педагога-психолога в профориентационной работе с младшими школьниками заключается в обеспечение психологического сопровождения обучающихся, которое строится на использовании определенных форм и методов. К методам профориентацинной работы относятся репродуктивные, информационно-исследовательские и активные.
В своей практической деятельности профориентационной работы с младшими школьниками я использую:
- профориентационное консультирование;
- профориентационную диагностику;
- профориентационное просвещение;
- профориентационные игры.
Наибольший интерес в плане практического использования представляют профориентационные игры.
Игровые методы профориентационной работы направлены на активизацию учащихся в профессиональной самоопределении. Игра связана с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути, поскольку во время игры дети проигрывают социальные и профессиональные отношения взрослых.
Актуальная особенность метода профориентацинных игр:
- создание более непринужденной, доброжелательной и естественной, чем обычно, атмосферы работы со старшеклассниками
- моделирование отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения.
Условия проведения профориентационных игр:
1. Высокая динамика проведения игр (упражнения должны проводиться как бы «на одном дыхании»), что позволяет не только лучше осознавать моделируемую проблему в целостности, но и поддерживать дисциплину в плохо организованных группах, т.к. участники в таком случае просто не успевают отвлекаться на посторонние вопросы; акцентировать внимание участников не на ошибках (неудачах) кого-либо из игроков, а на положительных, интересных и правильных высказываниях и действиях; соблюдать принцип добровольности участия в игровых процедурах и заданиях (если кто- то захочет просто «понаблюдать» за игрой со стороны, лучше разрешить ему это, но при условии, что остальная играющая группа не станет возражать):
2. Даже если игровое упражнение простое и не занимает много времени, проигрывать его следует не более 3-5 раз, иначе игроки самине заметят, как потеряют к этому упражнению интерес;
3. Стараться поменьше высказываться самому (ведущему), давая возможность проявить себя игрокам;
4. При планировании игрового занятия всегда иметь в запасе несколько «запасных» игровых упражнений на случай, если участники без особого энтузиазма воспримут то, что Вы предложите им первоначально;
5. Не следует стремиться подводить обстоятельный «итог» каждому игровому упражнению, ведь нередко более важным в психологическом плане оказывается эффект последействия, когда участники по-своему (самостоятельно) осознают проблему, смоделированную в данном упражнении, а может даже откроют для себя такую истину, которую и ведущий-то еще по-настоящему не осознал...
Можно назвать следующие конкретные игровые методики. Ценностно-нравственные профориентационные игры; «Алфавит профессий», «Самая самая», «Угадай профессию», «Пришельцы», «Три ветерана» («Три судьбы»), «Остров», «Спящий город», «Существо» и т.д.
Пробно-ознакомительные игры: «Стажеры-инопланетяне», «Ассоциации» (профориентационный вариант), «Угадай профессию», «Вакансия», «Новичок-Наставник», «Завод» («Кооператив», «Музеи») и т.д.
Игры, где отрабатываются навыки принятия решений и поведения при ответственных собеседованиях: «Профконсультация», «Приемная комиссия», «Пять шагов», «Советчик» и т.д.
Ожидаемые результаты
профориентационной работы в начальной школе
Система профориентационной работы в начальной школе предполагает развитие следующих компетенций:
- любознательность и самостоятельность;
- навыки самоанализа;
- произвольность поведения;
- умение работать с различными источниками информации;
- умение анализировать и обобщать;
- освоение диалектики общения;
- осознание социально-культурных ценностей;
- усвоение норм поведения человека в обществе;
- иметь представление о мире профессий;
- понимать роль труда в жизни человека и общества;
- проявлять добросовестное отношение к труду;
- знать свои склонности и способности;
- проявлять интерес к будущей профессии.
В решении задач модернизации российского образования очень важно развитие склонностей, способностей, интересов, профессионального самоопределения детей, которое должно в полной мере осуществляться на протяжении всего обучения ребенка в школе. Поэтому необходима преемственность в работе по профессиональной ориентации школьника, взаимодействие педагогов начальной школы и учителей среднего и старшего звена, а так же активное участие семьи в этой работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система профориентационной работы в начальной школе с использованием возможностей внеурочной деятельности
Из опыта работы...
Система профориентационной работы в начальной школе.
Система профориентационной работы в начальной школе....
Организация профориентационной работы в начальной школе
Возможности реализации профориентационной работы на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности...
Методическое представление Мультимедийной презентации «Мир профессий» для организации профориентационной работы учащихся начальной школы
Мультимедийная презентация "Мир профессий" для профориентационной работы обучающихся начального звена...
Профориентационная работа в начальной школе.
Профориентационная работа в школе предусмотрена учебной программой и включает четыре этапа: 1 этап – начальная школа. 2 этап – 5-7 классы и 8-9 классы. 3 этап – -10-11 классы Целью профориент...
Профориентационная работа в начальной школе
Работа по профессиональной ориентации в начальной школе является пропедевтической, т.е. предваряющей профориентацию в основной школе.Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности не ...
Активные формы и методы воспитательной работы в начальной школе
Говоря об активных методах работы, мы должны понимать, что АКТИВНЫЕ – не равно «подвижные». Двигательная активность, конечно, хорошо, она нужна, но активно участвовать в занятии, нап...