Формирование самооценки у младших школьников
методическая разработка
Актуальность данной темы обусловлена имеющимися противоречиями между сензитивностью ребенка этого возраста к восприятию самого себя, самооцениванию, самоописанию, намерению предстать определенным образом в глазах людей и реальной оценкой его другими; между возрастающей потребностью школьной практики в формировании позитивной самооценки младших школьников и недостаточной разработанностью конкретных путей реализации этого процесса.
Проблема: каковы особенности самооценки у младших школьников?
Объект исследования: процесс формирования самооценки у учащихся начальной школы.
Предмет исследования: методы и приемы, способствующие формированию адекватной самооценки младшего школьника.
Цель: теоретически выявить методы и приемы формирования самооценки младшего школьника и проверить их эффективность на практике.
Гипотеза: подбор приемов и методов, способствующих формированию адекватной самооценки, младшего школьника, прежде зависит от имеющейся самооценки (высокой, адекватной, низкой), но всегда направлены на осознание ребенком своей самооценки и соответствующей коррекции через возможность выбора, поддержку положительных проявлений, рефлексию негативных ситуаций и т.д.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогическое обоснование самооценки
2. Выявить факторы формирования самооценки младших школьников.
3. Диагностировать самооценку детей младшего школьного возраста.
4. Подобрать методы и приемы, способствующие формированию самооценки у младших школьников.
5. Проанализировать полученные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rmo.pptx | 2.67 МБ |
vystuplenie_na_rmo.docx | 14.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Самооценка -это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик.
Самооценка Адекватная динамична; изменяется в процессе взросления, изменения каких-либо жизненных обстоятельств; изменяется в зависимости от мнения окружающих, причем в очень короткие сроки. Неадекватная Заниженная: не уверенны в себе; видят только отрицательное; настроены на неуспех; повышена самокритичность. Завышенная: всегда уверены в собственной правоте; в неудачах винят окружающих людей и обстоятельства; не могут извиниться и попросить прощения; берутся за сложные задания, не задумываясь о риске; болезненно реагируют на критику.
Формирование адекватной самооценки: Как можно чаще называть ребёнка по имени; Хвалить ребёнка в присутствии других детей; Отмечать достижения ребёнка на специально оформленных стендах; Избегать заданий, которые выполняются за определённое фиксированное время; Не подгонять и торопить ребёнка.
Приемы формирования самооценки у младших школьников.
Наш девиз : «Всё успею, всё смогу я, всё сумею сделать!»-так мы начинаем каждый урок с 1 класса.
Мне нужна небольшая помощь! Всё хорошо! Можно двига ться дальше! Стоп! Мне нужна помощь!!!
Пометки при работе с текстом V
«Дерево успеха» ЯБЛОКО – все удалось -ЦВЕТОК – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось -ЛИСТОК – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.
«Лестница успеха» 1-я ступенька – ученик не понял новую тему, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился; 2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки; 4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новую и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
Пометки при работе с текстом V – уже знал это; + - новое; ? – не понял, возник вопрос; 0 – думал иначе.
Закончи предложение… - сегодня я узнал… -было интересно… -было трудно… -я выполнял задания… -я понял, что… -теперь я могу… -я почувствовал, что… -я приобрел… -я научился… -у меня получилось … -я смог… -я попробую… -меня удивило… -урок дал мне для жизни… -мне захотелось…
Дата Тема Нужна помощь Знаю, но нуждаюсь в помощи Умею работать самостоятельно Могу научить другого Лист самооценки работы над пройденной темой (отметь знаком «+») ФИО ученика__________________________
Оценка работы в группе V Критериии Моя оценка Оценка группы Комментарий учителя Я внесла большой вклад в работу группы Я умею выслушивать аргументы своих товарищей, принимать другую точку зрения Я умею объяснять свою точку зрения, приводить доводы и убеждать Я отстаиваю свое мнение корректно Я готова принимать новые идеи, Я умею формулировать проблему и разбивать ее на отдельные задачи Я умею работать в команде, вести вербальные коммуникации (со своими товарищами и учителем) Критерии оценивания (за каждый критерий – от 0 до 5 баллов) Лист самооценки и взаимооценки в работе над проектом. Фамилия, имя ученика___________________
Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля будет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе. И в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием. .
Благодарю за внимание! .
Предварительный просмотр:
Учитель 1категории
МБОУ СОШ п.Зеленоборск
Ключникова Л.А.
Формирование самооценки у младших школьников.
Самооценка-это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик.
Самооценка:
Адекватная:
- динамичная;
- изменяется в процессе взросления, изменения каких-либо жизненных обстоятельств;
- изменяется в зависимости от мнения окружающих, причем в очень короткие сроки.
Неадекватная:
- Заниженная: не уверенны в себе; видят только отрицательное; настроены на неуспех; повышена самокритичность.
- Завышенная: всегда уверены в собственной правоте; в неудачах винят окружающих людей и обстоятельства; не могут извиниться и попросить прощения; берутся за сложные задания, не задумываясь о риске; болезненно реагируют на критику.
Формирование адекватной самооценки:
- Как можно чаще называть ребёнка по имени;
- Хвалить ребёнка в присутствии других детей;
- Отмечать достижения ребёнка на специально оформленных стендах;
- Избегать заданий, которые выполняются за определённое фиксированное время;
- Не подгонять и торопить ребёнка.
Приемы формирования самооценки у младших школьников.
1.Шкала
2. «Смайлики»
3. «Светофор»
4. «Экран настроения»
5. «Дерево успеха»
6. «Лестница успеха»
7.Отметки на полях тетради.
8. «Закончи предложение»
9. Работа с текстом
10. Листы самооценки.
Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля будет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе. И в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием.
14.11.2019г Ключникова Л.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе".
В докладе описаны методы формирования самооценки у детей 4 класса, нахождение путей влияния на обучающихся классного руководителя в различных ситуациях....
«Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе».
Доклад на МО учителей начальных классов...
Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Исследование самооценки учащихся на уроках и во внеурочной деятельности по модифицированной методике "Лесенка"...
Статья на тему: "Возможности формирования самооценки у младшего школьника во внеурочное время".
Данная статья раскрывает возможности классных руководителей проводить занятия по формированию самооценки у младших школьников во внеурочное время....
Аттестационная работа на высшую категорию «Формирование самооценки у младших школьников в условиях внедрения ФГОС» Выполнил учитель начальных классов МОУ «Скоробогатовская средняя школа» Захарина Нина Леонидовна
Аттестационная работа на высшую категорию....
Формирование самооценки у младших школьников.
В статье на ряду с теоретическими вопросами представлены наработки из личного опыта....
«Формирование самооценки у младших школьников в учебно-воспитательном процессе»
В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы - подготовка учащихся к само...