Анализ работы методической темы
учебно-методический материал (1 класс)

Гармаева Марина Манибазаровна

Краткий анализ работы над темой: "Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой, на уроках по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_metodichevkoy_temy.1_klass.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы в 1 классе над методической темой:

«Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС».

      Тема актуальна, сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», продуктивно - важная задача учителя. Правильное чтение – основа обучения не только в школе, но и за ее пределами. Согласно положениям ФГОС НОО учащиеся начальной школы должны: - узнавать, о чем написана книга, по титульному листу, оглавлению, иллюстрациям; -объяснять поступки героев и давать им оценки; -находить в тексте образные слова и выражения и объяснять их значения; - устанавливать последовательность событий и составлять план небольшого эпического произведения; -объяснять смысл прочитанного произведения, соотносить его содержание и заглавие; -пересказать подробно небольшое эпическое произведение..

      Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т. е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения - возникновения из букв слова. Освоив первоначальное чтение (грамоту), ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются и школьник читает с целью узнать какой-то конкретный факт, явление; даже появляются более сложные потребности, например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его; найти главную мысль в научно-популярном, научном тексте и т. д. Федеральный государственный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения обучающимися умений полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др

 В первом классе 30 учеников, в конце учебного года хорошо читали 22 ученика, понимали прочитанное, могли пересказать своими словами. Трудно давалось детям, у которых имеется нарушение речевой деятельности.(5 учащихся) Трое учащихся читают по слогам, не могут сказать, о чем прочитали. На уроках литературного чтения  работала  над развитием навыков чтения. Для этой цели использую различные упражнения: - чтение вслух; - чтение про себя; - жужжащее чтение; - хоровое чтение; - чтение «цепочкой» (по слову, предложению, абзацу); - динамическое чтение; - чтение в темпе скороговорки;

           Для формирования навыков выразительного чтения использую: - выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений; - выделение голосом различных слов в предложении; - работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании); - чтение одного предложения с разной интонацией; - «Эхо» (за учителем); - чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика) - «Голоса» (подражая кому-либо); - по ролям; - разметка текста (паузы, логическое ударение); - работа над художественными средствами поэтической речи, как в лирическом, так и в прозаическом произведении (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения); - конкурс чтецов.

Виды работ над текстом:

1.Чтение произведения и определение его жанра.

2.Чтение и пометка непонятных слов.

 3.Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

 4.Чтение и рисование рисунка к прочитанному стихотворению.

5.Чтение и рисование обложки к рассказу, сказке.

 6.Чтение произведения и соотнесение рисунков порядку цепочке событий в произведении.

7.Выразительное чтение отрывка рассказа (стихотворения) по собственному выбору. 8.Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.

 9.Чтение, составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).

10.Чтение, деление текста на части.

11.Чтение, составление словесного плана или плана в виде рисунка.

 12. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

 13.Чтение текста и сбор пословицы из слов.

14.Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).

15.Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

16.Чтение по ролям.

17.Чтение по ролям диалога, исключая слова автора.

18.Чтение с последующим инсценированием прочитанного отрывка.

19.Чтение предложений с использованием заменителей. Например, прочитайте и подумайте, каким символом, знаком можно изобразить говорящего. Нарисуйте символы слева от реплик.

20.Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т.д.

21.Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, с однородными членами предложения.

 22.Нахождение и чтение образных слов и описаний.

23.Установление путём чтения причинно-следственных связей.

24.Нахождение и чтение слов, словосочетаний, которые можно использовать при написании сочинения.

 25.Чтение с выписыванием слов на заданную тему. Например «зима».

26.Чтение текста голосом героя.

27.Чтение и нахождение слов, которые, по-твоему, устарели.

28.Чтение стихотворения и пересказ его прозой.

 29.Чтение и подбор из текста слов – признаков.

30.Чтение и объяснение одним предложением значение слова.

Использование на уроках литературного чтения описанных выше видов работы над текстом влияет на развитие интереса к чтению и книге, овладение осознанным чтением, развитие эмоциональной отзывчивости, понимание духовной сущности произведения. . При изучении художественных произведений главное для меня – «исследование» языкового материала, частичный или всесторонний анализ текста. На основании увлекательной поисковой работы, в процессе которой пополняются и шлифуются литературоведческие знания учащихся, а также совершенствуется их внимание, память, мышление, речь, школьники сами формулируют тему урока. Учитывая тему и используя заранее подготовленные мною опорные фразы (а далее – и без них), школьники определяют цель урока, в результате чего создаётся установка на плодотворную работу. Тема и цель урока осознаются детьми, становятся близкими и понятными им. Межпредметные связи. При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи. Работа с текстом ведётся на уроках русского языка (из раздела «Развитие речи»). Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость. На уроках математики: работа с текстовыми задачами. Проводится анализ задачи, устанавливается связь между данным и искомым, прежде чем выбрать то или иное действие для ее решения. Перевод текстовой задачи в таблицу, схему, графическую модель и наоборот. (Приложение 2) Работе над текстом задачи педагог предает также творческий характер: изменить вопрос или условие, поставить дополнительные вопросы. Что позволяет расширить кругозор ребенка, установить связь с окружающей действительностью. На уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения. На уроках окружающего мира: выделение существенных и несущественных признаков, классификация, понимание главной мысли научного текста, фиксирование результатов наблюдений; использование кроссвордов. Тексты подбираются небольшие по объёму с воспитывающе – познавательным характером. Это позволяет воздействовать на умение оценивать, делать выводы, давать оценку и приводить свои примеры. А также совершенствуются знания об окружающем мире. На уроках технологии: работа с элементами текста, работа с энциклопедическим материалом, изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.). Результативность Результатом работы считаю – повышение качества знаний, стремление к чтению, умение применять приемы анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. При проверке техники чтения у детей в классах были выявлены результаты: Справляются – 85 % учащихся Правильно читают -65% учащихся Эмоционально читают – 56 % учащихся Со 2 класса учащиеся заведут  читательские дневники, в которые записывают названия прочитанных книг в домашних условиях.

Заключение. Применение нового подхода к организации урока литературного чтения с использованием технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи школьников, повышает качество работы по совершенствованию правильности, беглости, сознательности чтения, стимулирует интерес учащихся к уроку литературного чтения: по результатам анкетирования 65% учащихся класса самым любимым школьным предметом назвали литературное чтение.

 11 Список литературы 1. Алексеевская А.Т. статья: Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. с. 18 2. Галактионова Т.Г. Учим успешному чтению .Рекомендации учителю М.,2011. 3. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 35-43. 4.Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18. 5. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. //Избранные психологические труды. М., 1995. 8. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2013. №4. 9. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2012 год

Интернет-ресурсы 1. https://studfiles.net/preview/5949665/ 2. http://magicspeedreading.com/k/key_skorochtenie__dlia_shkolnikov.html 3. http://present5.com/zritelnye-diktanty-po-metodike-fedorenko-palchenko-ya/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по программе «Коррекция дисграфии, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза» 2 класс Тема: Развитие слогового анализа и синтеза.

В конспекте представлены задания по коррекции слогового анализа и синтеза, полный комплект приложений к заданиям+ презентация. Урок можно провести и без презентации, для этого есть все необходимые при...

Анализ изучения темы «Глагол» в курсе русского языка Н.В.Нечаевой.

Анализ изучения темы «Глагол» в курсе русского языка Н.В.Нечаевой. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:познават...

Анализ по теме: «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

Организация режима школьной жизни первоклассников, создание предметно-пространственной среды,организация оздоровительно-профилактической работы,изучение социально-психологической адап...

Логопедическое занятие по развитию фонематического анализа и синтеза. Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".

Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".Лексическая тема: "Транспорт"....

Конспект открытого логопедического занятия у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза. Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов»

Конспект открытого логопедического занятия  у учащихся 1 класса по профилактике дисграфии на основе нарушений языкового анализа и синтеза.Тема: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов&ra...