Развитие детской одарённости (из опыта работы)
статья (4 класс)
…Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий.
Ф. Бэкон
Биологи утверждают, что каждый ребенок – это уникальный эксперимент природы, он неповторим. Но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности. Ценность таких черт в том, что они практически всегда могут быть замечены не только профессиональными психологами, но и родителями, и педагогами. [1, с. 4 ]
Таким образом, задача педагога заметить таких детей. Затем организовать работу так, чтобы развивать у своих учеников их природные способности, сделать все возможное для их полной реализации
Но каждый педагог также индивидуален. Наилучший результат будет получен, если учитель будет работать в той области, к которой сам испытывает интерес. Меня заинтересовал вопрос исследовательского обучения одаренных детей. Также следует отметить, что в концепции Федеральных понимание государственных образовательных стандартов нового поколения определено основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития.
Исследовательское обучение одаренных детей способствует развитию творческих способностей учащихся, самостоятельности, инициативы, стремления к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации. [2, с. 5]
Начиная с первого класса наблюдаю за своими ученикам на наличие у них исследовательских способностей. С этой целью провожу тесты.
Тест на определение научно-исследовательских способностей учеников.
- Составить рассказ о каком-либо живом существе и изложить устно в течении 5 минут. На придумывание отводиться 1-2 минуты.
- Стандартный лист бумаги и фломастеры не менее 6 цветов. В течении 5 минут придумать и нарисовать картину.
- Привести пословицу или афоризм и попросить ребенка объяснить смысл.
- Привести ассоциации с каким-либо словом (например - «рыба»).
- Увлечения и кумиры ребенка. [3, с. 5]
При оценивании обращаю внимание на креативность ответов, творческое выполнение заданий.
На одном из родительских собраний в первом классе провожу тест для родителей «Талантлив ли ваш ребенок?» [4, с. 7]
По результатам тестирования учащихся, наблюдений за их деятельностью на уроке формирую группу учеников для занятий во внеурочной деятельности «Юный исследователь».Занятия ведутся по следующим темам:
- Что такое исследование?
- Наблюдение и наблюдательность.
- Что такое эксперимент?
- Учимся вырабатывать гипотезы.
- Знакомство с логикой.
- Как задавать вопросы.
- Учимся выделять главное и второстепенное.
- Как делать схемы.
- Как работать с книгой.
- Что такое парадоксы.
- Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
- Как сделать сообщение о результатах исследования. [2, с. 184]
С каждым годом данные темы углубляются и конкретизируются.
Во втором классе дети презентуют свои работы своим одноклассникам и учащимся школы на школьной научно-практической конференции. Работы ведутся по разным направлениям. Приведу некоторые из них.
Название работы | Автор | Результат |
Самые тёплые носки | Кузнецова Екатерина, 1 класс | Окружной – 2 место |
Секрет термоса | Ерофеев Роман, 2 класс | Окружной -2 место, Региональный – 1 место |
А прочно ли куриное яйцо? | Пыркова Жанна, 2 класс | Окружной -3 место, Региональный – 2 место |
Выгодно ли держать корову? | Ерофеев Дмитрий, 4 класс | Окружной – 2 место Региональный – 2 место |
Почему молоко белое? | Ерофеев Роман, 1 класс | Окружной- 3 место |
Светильник из пластиковых ложек. ( вариант Hand- Made)
| Ерофеев Роман, 3 класс | Международный ( заочно) – 3 место |
Начиная с третьего класса ведется активная работа по презентации собственных проектов на различных конкурсах. Получаем хорошие результаты.
Я остановлюсь на описание опыта исследовательской работы ученика 4 класса, Ерофеева Романа.
С 1 класса Роман является активным участником исследовательской работы. Каждый год Роман выступает со своей темой исследования на уровне школы, округа и регионального уровня. В 2017 году ( 1класс) на окружной НПК выступил с темой « Почему молоко белое?», работа заняла 3 место. ( Рисунок.1) В своей работе ученик проводит научные исследования с помощью микроскопа. В результате находит ответ на волнующий вопрос
« Почему молоко белое?
Рисунок 1
Во 2 классе Роман продолжает исследования. Роман интересуется законами физики и техническим творчеством. Ученик снова выступает на уровне школы, а потом защищает свою работу в 2018 году « Секрет термоса» на окружной НПК, занимает 2 место. ( Рисунок 2) С этой же работой в 2018году выходит на очный тур XII Региональной конференции научно-исследовательских работ учащихся 2-7 классов « Юный исследователь» г. Отрадный, занимает 1 место. В своей работе Рома проводит интересные исследования в области физики. Конечным результатом своей работы становится самодельный термос. ( Рисунок 3) Этот же материал работы был отправлен в 2020 году на заочный Всероссийский конкурс исследовательских работ Центра развития образования им. К.Д.Ушинского, работа заняла в регионе 1место, в России -2 место. (Рисунок 4)
Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 2
В 3 классе я работаю с Романом с новой темой – «Светильник из пластиковых ложек.( вариант Hand- Made)». Романа заинтересовала тема « История возникновения светильника ». И снова он опять проводит научные исследования в области физики. Его интересует откуда идёт ток по проводам, способы производства электричества и как можно своими руками спроектировать светильник. В своей работе Роман также проводит экономические исследования и производит расчёт светодиодного освещения.
С этой работой на окружной уровень Роман не выходит из-за карантина. Но ученик принимает заочное участие в апреле 2020года в IV Международной научно- практической конференции обучающихся « Мир моих исследований» г . Новокузнецк и занимает 3 место.( Рисунок 5) Ерофеев Роман так же является победителем III степени VIII Международного конкурса научно- исследовательских и творческих работ учащихся « Старт в науке».( Рисунок 6)
Рисунок 5 Рисунок 6
Ученики, которые уже в начальной школе получили возможность реализовать свои исследовательские способности не останавливаются на достигнутом. Это дети, которые научились добывать знания самостоятельно. Они уже получили первоначальные навыки в проведении собственных исследований, а самое главное почувствовали, что такое дух поиска и творчества. Мои ученики не останавливаются на достигнутом и занимаются исследовательской работой в старших классах.
Создание специальных условий для обучения и развития одаренных детей на ранних этапах развития, правильная организация исследовательской работы в школе способствует раскрытию способностей учащихся и дальнейшему их развитию. Учитель должен помнить, что сохранение и развитие одаренности – это необходимое условие развития общества.
Список используемых источников:
- Савенков А.И. Путь к одаренности. – СПб, 2004.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2008.
- Как определить способность учащегося к научно-исследовательской деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://nou.vertical1748.ru/2011-10-25-19-19-28/2012-11-16-19-10-43.html (дата обращения: 16. 08. 2014).
- Тест для родителей «Способности к научной работе». [Электронный ресурс].
URL: http://www.edu21.cap.ru/home/9135/test%20dly%20pod.doc
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
or_erofeev_roman_denisovich-_kuzerova_ekaterina_vasilevna.docx | 824.95 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
пос. Кинельский муниципального района Кинельский Самарской области
Развитие детской одарённости
(из опыта работы)
Кузерова Екатерина Васильевна,
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ пос. Кинельский
пос.Кинельский, 2020г
…Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий.
Ф. Бэкон
Биологи утверждают, что каждый ребенок – это уникальный эксперимент природы, он неповторим. Но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Причем наряду с глубинными, скрытыми от непрофессионального взгляда довольно много таких, которые часто проявляются в поведении ребенка, в его общении со сверстниками и взрослыми и, конечно же, в познавательной деятельности. Ценность таких черт в том, что они практически всегда могут быть замечены не только профессиональными психологами, но и родителями, и педагогами. [1, с. 4 ]
Таким образом, задача педагога заметить таких детей. Затем организовать работу так, чтобы развивать у своих учеников их природные способности, сделать все возможное для их полной реализации
Но каждый педагог также индивидуален. Наилучший результат будет получен, если учитель будет работать в той области, к которой сам испытывает интерес. Меня заинтересовал вопрос исследовательского обучения одаренных детей. Также следует отметить, что в концепции Федеральных понимание государственных образовательных стандартов нового поколения определено основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития.
Исследовательское обучение одаренных детей способствует развитию творческих способностей учащихся, самостоятельности, инициативы, стремления к самопознанию, самосовершенствованию и самореализации. [2, с. 5]
Начиная с первого класса наблюдаю за своими ученикам на наличие у них исследовательских способностей. С этой целью провожу тесты.
Тест на определение научно-исследовательских способностей учеников.
- Составить рассказ о каком-либо живом существе и изложить устно в течении 5 минут. На придумывание отводиться 1-2 минуты.
- Стандартный лист бумаги и фломастеры не менее 6 цветов. В течении 5 минут придумать и нарисовать картину.
- Привести пословицу или афоризм и попросить ребенка объяснить смысл.
- Привести ассоциации с каким-либо словом (например - «рыба»).
- Увлечения и кумиры ребенка. [3, с. 5]
При оценивании обращаю внимание на креативность ответов, творческое выполнение заданий.
На одном из родительских собраний в первом классе провожу тест для родителей «Талантлив ли ваш ребенок?» [4, с. 7]
По результатам тестирования учащихся, наблюдений за их деятельностью на уроке формирую группу учеников для занятий во внеурочной деятельности «Юный исследователь».Занятия ведутся по следующим темам:
- Что такое исследование?
- Наблюдение и наблюдательность.
- Что такое эксперимент?
- Учимся вырабатывать гипотезы.
- Знакомство с логикой.
- Как задавать вопросы.
- Учимся выделять главное и второстепенное.
- Как делать схемы.
- Как работать с книгой.
- Что такое парадоксы.
- Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
- Как сделать сообщение о результатах исследования. [2, с. 184]
С каждым годом данные темы углубляются и конкретизируются.
Во втором классе дети презентуют свои работы своим одноклассникам и учащимся школы на школьной научно-практической конференции. Работы ведутся по разным направлениям. Приведу некоторые из них.
Название работы | Автор | Результат |
Самые тёплые носки | Кузнецова Екатерина, 1 класс | Окружной – 2 место |
Секрет термоса | Ерофеев Роман, 2 класс | Окружной -2 место, Региональный – 1 место |
А прочно ли куриное яйцо? | Пыркова Жанна, 2 класс | Окружной -3 место, Региональный – 2 место |
Выгодно ли держать корову? | Ерофеев Дмитрий, 4 класс | Окружной – 2 место Региональный – 2 место |
Почему молоко белое? | Ерофеев Роман, 1 класс | Окружной- 3 место |
Светильник из пластиковых ложек. ( вариант Hand- Made) | Ерофеев Роман, 3 класс | Международный ( заочно) – 3 место |
Начиная с третьего класса ведется активная работа по презентации собственных проектов на различных конкурсах. Получаем хорошие результаты.
Я остановлюсь на описание опыта исследовательской работы ученика 4 класса, Ерофеева Романа.
С 1 класса Роман является активным участником исследовательской работы. Каждый год Роман выступает со своей темой исследования на уровне школы, округа и регионального уровня. В 2017 году ( 1класс) на окружной НПК выступил с темой « Почему молоко белое?», работа заняла 3 место. ( Рисунок.1) В своей работе ученик проводит научные исследования с помощью микроскопа. В результате находит ответ на волнующий вопрос
« Почему молоко белое?
Рисунок 1
Во 2 классе Роман продолжает исследования. Роман интересуется законами физики и техническим творчеством. Ученик снова выступает на уровне школы, а потом защищает свою работу в 2018 году « Секрет термоса» на окружной НПК, занимает 2 место. ( Рисунок 2) С этой же работой в 2018году выходит на очный тур XII Региональной конференции научно-исследовательских работ учащихся 2-7 классов « Юный исследователь» г. Отрадный, занимает 1 место. В своей работе Рома проводит интересные исследования в области физики. Конечным результатом своей работы становится самодельный термос. ( Рисунок 3) Этот же материал работы был отправлен в 2020 году на заочный Всероссийский конкурс исследовательских работ Центра развития образования им. К.Д.Ушинского, работа заняла в регионе 1место, в России -2 место. (Рисунок 4)
Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 2
В 3 классе я работаю с Романом с новой темой – «Светильник из пластиковых ложек.( вариант Hand- Made)». Романа заинтересовала тема « История возникновения светильника ». И снова он опять проводит научные исследования в области физики. Его интересует откуда идёт ток по проводам, способы производства электричества и как можно своими руками спроектировать светильник. В своей работе Роман также проводит экономические исследования и производит расчёт светодиодного освещения.
С этой работой на окружной уровень Роман не выходит из-за карантина. Но ученик принимает заочное участие в апреле 2020года в IV Международной научно- практической конференции обучающихся « Мир моих исследований» г . Новокузнецк и занимает 3 место.( Рисунок 5) Ерофеев Роман так же является победителем III степени VIII Международного конкурса научно- исследовательских и творческих работ учащихся « Старт в науке».( Рисунок 6)
Рисунок 5 Рисунок 6
Ученики, которые уже в начальной школе получили возможность реализовать свои исследовательские способности не останавливаются на достигнутом. Это дети, которые научились добывать знания самостоятельно. Они уже получили первоначальные навыки в проведении собственных исследований, а самое главное почувствовали, что такое дух поиска и творчества. Мои ученики не останавливаются на достигнутом и занимаются исследовательской работой в старших классах.
Создание специальных условий для обучения и развития одаренных детей на ранних этапах развития, правильная организация исследовательской работы в школе способствует раскрытию способностей учащихся и дальнейшему их развитию. Учитель должен помнить, что сохранение и развитие одаренности – это необходимое условие развития общества.
Список используемых источников:
- Савенков А.И. Путь к одаренности. – СПб, 2004.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2008.
- Как определить способность учащегося к научно-исследовательской деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://nou.vertical1748.ru/2011-10-25-19-19-28/2012-11-16-19-10-43.html (дата обращения: 16. 08. 2014).
- Тест для родителей «Способности к научной работе». [Электронный ресурс].
URL: http://www.edu21.cap.ru/home/9135/test%20dly%20pod.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие детской одарённости в начальной школе
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одаренность по-прежнему остает...
Развитие детской одарённости в условиях общеобразовательной школы
Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе, результативность. Из опыта работы....
Доклад на педагогическом совете по теме: "Развитие детской одарённости в начальной школе в инновационной среде в условиях реализации ФГОС"
В докладе даётся определение, что такое одарённость, кого принято считать одарённым. Определены цели и задачи при работе с одарёнными детьми. Дана классификация типов одарённости учащихся...
Проектная деятельность как механизм развития детской одарённости.
В статье освещаются этапы работы над проектом с учащимися начальных классов, даётся характеристика терминов "одарённые дети" и "детская одарённость", их существенная разница....
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЁННОСТИ
В статье описывается опыт работы по развитию одарённости у младших школьников...
Исследование и развитие детской одарённости в условиях реализации ФГОС НОО
Статья «Исследование и развитие детской одарённости в условиях реализации ФГОС НОО» посвящена актуальной в отечественной педагогике проблеме – организации образовательной деятельност...
Развитие детской одарённости в образовательной сфере
В работе представлены понятия "одарённость", "одарённый ребёнок", виды одарённости, формы и методы работы с одарёнными детьми...