Дмитриева Е.В.Портфолио как средство развития УУД младшего школьника
материал (3 класс)
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dmitrieva_e.v.portfolio_kak_sredstvo_razvitiya_uud_mladshego_shkolnika.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио как средство развития УУД младшего школьника
Дмитриева Е.В.,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ№6»
Ноябрь 2019года
С введением новых стандартов обучения в начальной школе приобрело актуальность использование педагогической технологии "Портфолио учащихся". Считаю, что данная технология является эффективным средством для плодотворной совместной работы учеников, психолога, родителей и классного руководителя над формированием положительных качеств характера развивающейся личности.
Работу с портфолио можно и нужно начинать с начальной школы, тогда данный процесс является целенаправленным, осуществляется преемственность в обучении. Ученик, переходя на следующую ступень обучения, умеет представлять свои успехи и достижения.
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Родители – участники создания портфолио, так как у ребят данного возраста нет навыка оформления работы. Работа должна быть красиво оформлена, ребенок должен чувствовать заинтересованность взрослых. Поэтому в первом классе я провожу родительское собрание на тему « Портфолио ученика». Цель данного собрания - способствовать формированию у родителей потребности в оказании помощи своему ребенку в оформлении портфолио, которое помогает выявлению и развитию индивидуальных творческих способностей детей.
Родители с пониманием относятся к внедрению новой педагогической технологии.
Существуют различные подходы к определению понятия портфолио. Портфолио – это:
- Способ фиксирования, накопления и оценки (включая самооценивание) индивидуальных достижений школьника в определенный период обучения.
- Коллекция работ и результатов учащегося, демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранных им областях.
- Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений школьников. В данном случае ученик выступает как активный участник процесса оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении, приложенных усилий и результатов учебно-познавательной деятельности. Причем портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: собственно- учебные, творческие, социальные, коммуникативные, что делает его важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию.
В основу структуры портфолио положены основные компетентности, которые должны быть сформированы в начальной школе:
- Овладение общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности, обеспечивающими успешное изучение любого учебного предмета.
- Воспитание интереса к школе и учению, развитие учебно-познавательной мотивации, стремление к самообразованию, умения организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность.
- Формирование умений учебного сотрудничества, воспитания желания принимать участие в учебном диалоге, коллективно обсуждать предположения, проблемы (формирование коммуникативной речевой и языковой компетентности).
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. Одним их самых универсальных для младших школьников является “Портфель достижений”. Данный тип портфолио ведется в течение четырех лет. В нем отражается уровень продвижения ученика в период обучения в начальной школе. Работа с портфолио ведется и с учетом возрастных особенностей. В начальной школе на первом месте стоит учебная деятельность, поэтому и в основу положена рефлексия учебной деятельности младших школьников. Обязательное условие успешной работы – знакомство родителей с данной технологией. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Работу ребенка надо строить таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
В конце учебного года возможно проведение презентации творческих заданий с обязательным награждением лучших работ в нескольких номинациях.
В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить "Работы, которыми горжусь".
Наблюдая за тем, как обсуждают родители "проблему портфолио", я заметила, что многие стремятся собрать максимальное количество документов и материалов, помещаемых в портфолио.
Важно помнить, что главное в технологии портфолио - помочь ученику разобраться в том, каковы истинные интересы и возможности ученика, а вовсе не в том, чтобы создать формально увесистую папку документов.
Ученик должен отдавать себе отчет в том, с какой целью он помещает в папку портфолио тот или иной документ.
Опыт работы с портфолио дает возможность к числу достоинств отнести следующие:
- в работе с портфолио важен не только результат, но и процесс создания преподавателем, школьником любого возраста своего стиля работы;
- портфолио позволяет сохранить в нем индивидуальность обучающегося;
- создание названий файлов – компонентов и работа с ними – это процесс творческий, ориентированный на самостоятельность выбора, воображение, открытие, поиск;
- процесс создания портфеля, работа с ним, обмен опытом друг с другом дают возможность авторам осуществлять самооценку своей самостоятельной познавательной деятельности и совершенствовать ее.
Использование данной технологии помогло мне расширить работу с каждым учащимся в классе, сосредоточить на нем внимание, развить межличностные отношения с ним. Помогло выявить творческий потенциал учащихся. Уверена, что использование технологии «Портфолио» формирует готовность к самостоятельному познанию; развивает мотивацию дальнейшего творческого роста; способствует повышению качества образования в начальной школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио как средство развития УУД младших школьников
Развитие УУД...
«Портфолио как средство развития УУД младшего школьника»
«Портфолио как средство развития УУД младшего школьника»...
Портфолио как средство развития самооценки младших школьников.
Ещё одно определение предложено Д. Майером: “Портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллек...
Выступление на МО учителей начальных классов по теме: "Портфолио, как средство развития УУД младших школьников"
Статья знакомит с основными этапами работы с портфолио ученика начальной школы, направленных на формирование УУД....
Портфолио как средство развития УУД младшего школьника
Портфолио как средство развития УУД младшего школьника...
Статья "Портфолио как средство развития УУД младшего школьника"
Статья для педагогов, классных руководителей, которые хотят начать работу с детским портфолио....
отчёт по самообразованию на тему: «Портфолио как средство развития УУД младших школьников»
В этом отчёте рассказывается о том, как создать порфолио и какие разделы там могут содержаться....