Пути совершенствования взаимодействия педагогов и родителей: от традиции к современности
методическая разработка
В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательного учреждения. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adambaeva_lyudmila_anatolevna_18.01.19_gmo.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Адамбаева Людмила Анатольевна
учитель начальных классов МБОУ «Школа № 5»
ВКК
Пути совершенствования взаимодействия педагогов и родителей:
от традиции к современности
Современные родители очень заинтересованы во всестороннем развитии и образовании своих детей, но зачастую им не хватает на такой серьезный процесс времени да и компетенции родителей в области педагоги оставляют желать лучшего. Однако, успешность образовательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, обучающимися и родителями.
Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, решение проблем экономического, а порой и физического выживания, усиление социальной тенденции самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательного учреждения. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Формы взаимодействия учителя или классного руководителя с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения.
Практическая работа педагогов с родителями детей в образовательном учреждении реализуется через коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия:
- психолого-педагогическое просвещение;
-родительско - педагогический анализ (изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей, анализ промежуточных и конечных результатов их совместной деятельности);
-родительское соучастие в работе педагога (формирование активной педагогической позиции родителей).
Достижение эффективного результата в направлении взаимодействия возможно только в том случае, если учитель или классный руководитель исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советуется, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости педагогических знаний.
Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ними, не все проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Педагогам необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы.
Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких меньшинство. Постепенно, тактично классный руководитель вовлекает остальных родителей, опираясь на единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.
Функции и задачи взаимодействия семьи и образовательного учреждения
Функции:
1. Информационная.
2. Воспитательно – развивающая.
3. Формирующая.
4. Охранно – оздоровительная.
5. Контролирующая.
6. Бытовая.
Задачи:
1. Воспитание гармонически развитой творческой личности учащихся.
2. Формирование активной жизненной позиции родителей и учащихся.
3. Привитие навыков здорового образа жизни.
4. Развитие интересов, склонностей, способностей учащихся.
5. Подготовка ребенка к саморазвитию и самовоспитанию.
На первом этапе организации и проектирования работы с семьей необходимо изучить ее. Можно порекомендовать следующие методы.
1. Наблюдение.
2. Подключенное наблюдение (подключение психолога, классного руководителя, социального педагога и т.д.)
3. Индивидуальные беседы.
4. Тестирование.
5. Анкетирование.
6. Диагностика.
7. Деловые игры.
8. Анализ детских рассказов и рисунков о семье.
Об анкетировании, как эффективном методе работы с семьей нам расскажет Елена Сергеевна Янушевская.
Для вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс применяются следующие формы деятельности:
Традиционные | Нетрадиционные |
● Родительские собрания ● Индивидуальные консультации педагога ● Посещения на дому ● Дни творчества детей и их родителей; ● Открытые уроки и внеклассные мероприятия; ● Помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении материально- технической базы школы и класса. | ● Родительские тренинги ● Родительские конференции ● Дискуссии ● Круглые столы ● Устные журналы ● Практикумы ● Родительские вечера ● Родительские чтения ● Родительские ринги |
Опыт совмещения традиции и современности в своей деятельности нам представит Светлана Ивановна Сайкова.
Взаимодействие школы и родителей беспокоят обе стороны в момента начала этого взаимодействия. Обе стороны ищут продуктивные методы и приемы. В одной из книг педагогов Европы (1994 г) были выработаны и рекомендованы к использованию 8 шагов к успеху.
1. Развивать границы сотрудничества. Помимо формального взаимодействия (лекции, собрания, беседы и др.), классному руководителю следует развивать неформальные способы взаимодействия с семьей и семей между собой (чаепития, встречи для обсуждения личного опыта по обучению и воспитанию и др.). Для большей эффективности лучше сделать эти формы взаимодействия регулярными.
2. Развивать уверенность родителей в успехе. Им необходима позитивная поддержка, способная упрочить уверенность в необходимости работы с детьми и своем успехе в данной работе. Такую поддержку может дать взаимодействие с учителями, другими семьями и собственными детьми.
3. Использовать новые пути для привлечения семей. Иногда родители не могут понять подхода учителей и психолога к воспитанию и обучению или предлагаемых ими методов и, кроме того, не имеют привычки к долговременному (в течение недель или месяцев) общению с профессионалами. В этом случае необходимо использовать методы, позволяющие им понять Друг друга и долговременно общаться:
- попросить такую семью быть ассистентами в какой-либо программе, организованной в школе (например, родительском клубе, вечерних курсах по обучению детей или родителей и др.);
- развивать контакты с семьями, уже имеющими подобный опыт;
- использовать «союзников» - людей, знающих семью и способных убедить ее в необходимости принять помощь со стороны классного руководителя, учителя или психолога;
- использовать с этой целью радио, телевидение, газеты и пр.;
- распространять информацию на понятном для родителей языке через стенную печать, буклеты и листки с адресной доставкой;
- контактировать с организациями, обслуживающими соответствующие социальные группы.
4. Привлекать семьи для участия в организации и проведении любых форм школьной активности (не только вечера и экскурсии, но и работа с другими семьями, проверка работы классов, различного вида конкурсы и др.).
5. Организовывать тренинги и оказывать поддержку как педагогам, так и семьям. Совместная работа требует новых навыков как от классного руководителя, так и от родителей. Обучение новым навыкам и поддержка в выполнении новых ролей - основной залог успеха в данной работе. Перед тем как приступить к новой работе, семьи обязательно должны иметь достаточную информацию (не только непосредственно относящуюся к работе, но и о культуре, традициях и особенностях школы в целом) и знания. Новые участники обязательно должны работать с более опытными, что поможет их адаптации. Кроме того, необходимо обеспечить участие всех в тренингах общения, решения конфликтов, развития навыков совместной работы.
6. Преодолевать барьеры для участия семьи полностью и творчески. Они могут быть самого разного рода (наличие в семье маленьких детей, отсутствие транспорта, занятость в данное время другими делами, неумение общаться с людьми, особенно из других социальных групп, отсутствие поддержки и заинтересованности и др.). Классному руководителю необходимо учитывать барьеры и преодолевать их по возможности максимально полно и творчески. Добровольное участие должно компенсироваться в любой приемлемой форме (благодарность, моральная поддержка, возможность общения, чаепитие, ответная помощь в случае необходимости, подарки, забота о маленьких детях, пока родители заняты школьной деятельностью, и др.).
7. Предупреждать эмоциональное «выгорание» родителей. «Выгорание» - эмоциональная усталость и стресс, возникающие при работе с другими людьми. Оно может быть не только у педагогов, но и у родителей при воспитании детей. Чтобы предотвратить его возникновение, можно:
- разделять заботы по воспитанию между родителями или несколькими семьями, а также привлекать несколько семей к участию в какой-либо работе в школе;
- убедиться в том, что семьи получили необходимую подготовку к данной работе;
- в случае необходимости давать родителям возможность отдыхать или какое-то время не принимать участия в работе школы;
- обеспечивать общение семей друг с другом с целью отдыха, оказания помощи и поддержки.
8. Классный руководитель, учителя, психолог должны верить в важность и необходимость участия семьи в воспитании и обучении детей и работе школы. Только тогда они будут способны помочь семьям преодолеть все сложности этой работы.
О новых формах взаимодействия, а именно, опыт взаимодействия в сети нам представит Соколова Елена Анатольевна.
В основу любого общения педагога с родителями необходимо включать пять обязательных элементов.
1. Выражение позитивного отношения к учащемуся: «что хорошего я могу сказать...», т.е. перечень положительных черт характера, хороших тенденций в развитии учащегося, позитивных явлений в классе, характеристика пусть еле заметного или значительного продвижения в учебе, нравственных поступках, духовном развитии учащегося, преодоление негативных явлений прошлого.
2. Определение проблемы, которая может быть выражена в словах педагога: «но меня беспокоит...». И дальше - суть того негативного, ради чего встреча задумана. Причем важно выражать свое недовольство в форме беспокойства (ведь мы оба любим, уважаем, ценим Вашего ребенка и в равной степени заинтересованы в решении его проблем). Такой подход обеспечивает атмосферу взаимоуважения, доброжелательности, заинтересованности в решении проблемы и принятие родителями информации о негативном в их сыне (дочери).
3.Выявление и анализ причин неприемлемого поведения учащегося. Необходимо проанализировать те обстоятельства, в которых имел место поступок, следствием каких других явлений и процессов является. Ведь процесс воспитания - процесс многофакторный. И для его нормального протекания необходимо создание гармоничной воспитывающей среды - усиление позитивных факторов и устранение отрицательных. Здесь важен союз педагогов и родителей, их взаимная расположенность и доверительность, полная откровенность.
4. Поиск возможных вариантов решения возникшей проблемы. Выбор наиболее эффективных мер воспитательного воздействия на учащегося, класс в целом. Здесь педагог проектирует целую систему воспитательных мероприятий: классных часов, диспутов, встреч, походов и др. - для формирования устойчивого адекватного отношения учащегося к явлениям и проблемам, волнующих и учащихся и родителей.
5.Выработка единого стиля и тона, педагогического такта, общих критериев оценки поступков и личности учащегося или группы. Например, «Давайте не будем унижать его (ее) подозрением (недоверием, мелочной опекой)»; «Надо дать ему (ей) больше самостоятельности»; «К вашему сыну нужно повышать требования и в учебном заведении, и дома»; «Нужно переменить тактику строгости и уличения в мелочных проступках на доверие и незаметный для учащегося контроль» и т.
Если контакты педагога и родителя приносят сторонам обоюдно удовлетворение, то можно говорить о том, как организовать более широкомасштабную совместную работу, которая относится к формам непосредственного взаимодействия и позволяет родителям заботиться не только об интересах своего ребенка, но и о развитии всего образовательного учреждения в целом.
Опыт реализации глобального мероприятия продуктивного взаимодействия в рамках отношений «педагог-ребенок-родители» нам представят Жданова И.И. и Старикова Н.А. по теме «Фестиваль творческих идей «Свет в окнах моего дома».
От успешного развития взаимодействия выигрывают все стороны. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации, большая удовлетворенность своей работой, более творческий подход к ней. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, повышается уровень родительской компетентности и получение одобрения своей роли родителей, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для детей выигрыш очевиден. Он проявляется в лучшем отношении к школе, к учебе, в развитии их знаний и умений, успешном социальном становлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы взаимодействия педагогов и родителей в процессе организации учебной деятельности
В помощь к родительскому собранию...
Формы взаимодействия педагога и родителей.
В младшем школьном возрасте закладывается фундамент человеческой личности. Правильное воспитание ребенка в этот период жизни в условиях семьи имеет исключительную значимость. Увы, не все родители это ...
Взаимодействие педагогов и родителей по коррекции множественных нарушений речи у детей с ЗПР при реализации коррекционно-развивающего обучения в условиях школы-интерната
Опыт взаимодействия учителя, логопеда и родителей по развитию речи, коррекции нарушений звукопроизношения у учащихся с задержкой психического развития. Работа с зеркалами на уроках, речевая зарядка, з...
Статья "Взаимодействие педагогов дошкольных учреждений и школ в современных условиях образования"
Статья для выступления на конференции, посвященной преемственности ДОУ и начальной школы...
Совершенствование работы педагога с родителями ребенка-инвалида
Обеспечение максимально полного охвата детей - инвалидов качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в условиях надомного обучения реализуетс...
Семинар – практикум для педагогов. «ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ОУ»
Способствовать преодолению трудностей взаимодействии с родителями период адаптации ребенка в детском саду...
Выступление на педсовете. «Тема: "Проблемы и трудности во взаимодействии педагога с родителями, воспитывающими детей с тяжелой и глубокой УО, поиск путей взаимоотношений с ними"»
В данном материале рассмотрены проблемы, возникающие при общении с родителями детей с ОВЗ и предлагаются пути их решения....