Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов
статья
Особенности технологии оценивания обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy_uchashchihsya_nachalnyh_klassov.docx | 30.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов
Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Как учитель, так и ученик имеют право изменить оценку и отметку, если они могут доказать, что она завышена или занижена.
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности.
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
Новая система оценки ставит ряд конкретных вопросов: что оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты? Кто должен осуществлять оценивание? Как определять итоговую оценку?
Где найти время для развития умения самооценки?
Урочная деятельность, где формируется умение оценивать результаты учебной деятельности. На каждом уроке невозможно уделять время на развитие умения оценивать свои результаты.
Внеурочная деятельность, где формируется умение оценивать действия и поступки вне учебной деятельности – это и кружки и классные часы и др.
В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию:
учитель у себя в таблице результатов ставит «+»,
ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или закрашивает кружок.
В последующих классах при появлении балльных отметок правило используется целиком: отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания).
Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».
Отметки в таблицы результатов выставляются:
в 1-м классе в виде «+» (зачёт, решение задачи, выполнение задания) или отсутствие «-» (задача не решена, задание не выполнено),
в 2−4 классах отметки ставятся по5-балльной шкале, которая принята в нашей школе. Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).
Что делать в 1-м классе, где ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок?
1.На первых уроках. Обозначаем своё настроение.
Например, смайлики или кружки с цветами светофора.
2.Через 2–4 недели. Учимся сравнивать цель и результат.
3.Примерно через месяц. Устанавливаем порядок оценки своей работы.
4. Учимся признавать свои ошибки.
5. Учимся признавать свою неудачу.
6. Используем умение самооценки.
Технологии оценивания на уроках литературного чтения.
Внедрять данную технологию можно начать с 1 го класса, поэтапно. Самооценка первоклассника выглядела следующим образом: «Задание было такое... (учащийся кратко рассказывал задание). Я выполнил его самостоятельно, без помощи учителя, без ошибок. Значит, с заданием справился успешно» или: «Задание было такое... (учащийся кратко рассказывал задание). Я выполнил его самостоятельно, без помощи учителя, с ошибками. Значит, с заданием справился не совсем успешно». Таким образом, в 1м классе у учеников при самооценке было только два вывода: «успешно» или «не совсем успешно». Во 2м классе, при введении оценок, добавились критерии для разных отметок. Об этих критериях с детьми договаривались заранее, до выполнения задания. Например: «Пересказ должен быть кратким, состоящим из 5–6 предложений, без повторов, слов паразитов, без искажения смысла, эмоциональным», –это на отметку «пять»; на «четыре»допускаются 1–2 ошибки, но без искажения смысла, и т.д. Ребята сами стали добавлять, что необходимо сделать, чтобы в следующий раз ответ был лучше: «При подготовке мне надо было 2 раза пересказать», «Быть внимательнее, следить за речью». Внедряя технологию оценивания на уроках, мы вели активную работу и с родителями, которые сами проигрывали на собраниях алгоритм самооценки, выполняя различные задания. Родители учились не ругать детей за плохие отметки, а грамотно выстраивать диалог с ребёнком, чтобы помочь ему проанализировать ответ и определить, что ещё не получается при выполнении того или иного задания. Кроме того, используя алгоритм самооценки, ребёнок дома мог аргументировано объяснить, за что именно он получил ту или иную отметку, например, читая стихотворение наизусть.
Приведу ещё несколько примеров использования технологии оценивания на уроках литературного чтения. Все дети любят и с удовольствием выразительно читают стихи, но слушать несколько раз одно и то же стихотворение неинтересно. Мотивировать младших школьников на неоднократное прослушивание может именно технология оценивания: мы не просто слушаем, а помогаем оценить.
Перед чтением договариваемся с детьми о критериях оценивания, ведь словосочетание «выразительное чтение» включает в себя многое, что без труда перечисляют ученики: это значит читать целыми словами, останавливаясь на знаках препинания, голосом выделяя важные моменты, в зависимости от содержания и смысла произносить текст медленно, быстро, громко, тихо. После прочтения стихотворения обучающийся оценивает себя сам, а учитель или одноклассник может согласиться или не согласиться с его самооценкой
Среди требований к заданиям в новой системе оценивания одно из них формулируется как необходимость делать акцент на общеучебные навыки (на анализ текста, рисунков, графиков, таблиц, на использование справочной литературы: на понимание прочитанного путем выявления несоответствий или неаргументированных утверждений, установления неполноты или неоднозначности условий, подбора подходящего по контексту термина или связки, оценки правдоподобия высказывания и пр.), а не на специализированные предметные умения (типа: дать определение, изобразить схему предложения, решить усложненную задачу).
В процессе формирования оценочной деятельности младшего школьника между учителем и учеником складываются отношения сотрудничества, понимания. Оценка не является орудием психологического давления, которое направлено на ребенка и его родителей. Ответственность за выставленную отметку несут обе стороны, это обоюдное решение.
Таким образом, ученик становится равноправным участником процесса оценивания. А учитель не вправе брать на себя главенствующую роль.
Технология оценивания – это технология действия в ситуациях оценивания. Поэтому она описывается в виде правил действия для каждого вида случаев: «что оценивать», «кто оценивает», «когда оценивать», «где фиксировать результаты», «по каким критериям оценивать».
1-е правило.
Оцениваем результаты − предметные, метапредметные и личностные.
Результаты ученика − это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в 5-балльной системе).
Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
2-е правило.
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
Для реализации этого правила учащиеся осваивают порядок действий по самооценке.
Алгоритм самооценки (вопросы, на которые отвечает ученик)
1-й шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3-й шаг. Выполнил полностью верно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с чьей - то помощью (кто помогал, в чем)?
Со 2-го класса, после обучения детей использованию таблицы требований
(см. 4-е правило), к этому алгоритму может быть добавлен новый шаг.
5-й шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?
Начиная с 3-го класса, после введения правила уровней успешности (см. далее) к этому алгоритму могут добавляться новые шаги для оценивания учеником своих успехов и определения своей отметки в баллах.
6-й шаг. Каков был уровень задачи, задания?
– Такие задачи мы решали уже много раз, понадобились только давно полученные знания? (Необходимый уровень.)
– В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны прежние знания в новой ситуации, либо нам нужны новые только сейчас получаемые знания)? (Программный уровень.)
– Такие задачи мы никогда не учились решать или же использовались правила и факты, которые мы на уроках не изучали? (Максимальный уровень.)
7-й шаг. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
8-й шаг. Исходя из продемонстрированного уровня успешности, определи отметку, которую ты себе поставишь.
3-е правило.
Число отметок. По числу решённых задач.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и ставится отдельная отметка.
4-е правило.
Накопление отметок. В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений».
Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Разрабатываются три группы таблиц:
таблицы предметных результатов;
таблицы метапредметных результатов;
таблицы личностных неперсонифицированных результатов по классу.
Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.
Отметки заносятся в таблицы результатов.
Обязательно (минимум):
• за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),
• за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).
По желанию и возможностям учителя (максимум):
• за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.
«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
5-е правило.
Выставление отметок. Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно.
За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.
Если ученика не устраивает полученная отметка (за задание проверочной работы), он имеет право пересдать соответствующий материал до контрольного срока (например, до конца четверти).
6-е правило.
Критерии отметок.
По признакам трёх уровней успешности.
Согласно уровневому подходу к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижения. за точку отсчёта принимается не «идеальный образец», отсчитывая от которого «методом вычитания» и фиксируя допущенные ошибки и недочеты, формируется сегодня оценка ученика, а необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений. Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им или ею требований ФГОС. А оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом «зоны ближайшего развития».
Реализация уровневого подхода к разработке инструментария и представлению результатов связана также с принятыми в теории и практике педагогических измерений требованиями к построению шкал оценивания и описанию результатов измерений.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
• либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы);
• либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (НЕобязательный) решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка «превосходно».
Особые ситуации при использовании уровней успешности:
- В курсе русском языке и математики некоторые важнейшие умения и навыки невозможно проверить через нестандартные задачи (например, орфографические умения или вычислительные навыки). Задания на выбор написания, например, являются заданиями, которые выполнялись много раз, и по этому признаку они являются заданиями необходимого уровня. Однако их полностью правильное выполнение рекомендуется рассматривать как повышенный уровень, чтобы не ущемлять интересы ученика, который иначе лишается возможности получить за такие задания оценку выше «хорошо» (4).
- Если ученик проболел, изучил материал самостоятельно и верно выполнил задание необходимого уровня, рекомендуется оценить его как задание программного уровня.
- Если материал не пройден до конца в силу объективных причин, а проверочная работа должна быть проведена по плану, то для учеников, которые верно выполнили задание по неизученному материалу, уровень также сдвигается на один в сторону увеличения.
Необходимо поощрять учеников, стремящихся выполнять задания на максимальном уровне, поддерживать их авторитет, не допускать неоправданной критики в их адрес со стороны других учеников.
7-е правило. КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ/ОТМЕТКИ?
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов. Способность к решению иного класса задач является предметом различного рода неперсонифицированных обследований.
Итоговая оценка за ступень начальной школы − это словесная характеристика достижений ученика, которая создаётся на основании трёх показателей:
- комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфелю достижений» − совокупность всех образовательных результатов);
- результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике (освоение опорной системы знаний – через решение задач);
- результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4-й класс и итоговой комплексной межпредметной диагностической работы (уровень метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями).
Содержание и процедуры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов уточняются по мере введения ФГОС и конкретизации состава и содержания планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по традиционной 5-балльной шкале (переосмысленной и доработанной с помощью плюсов).
Оценивание метапредметных и личностных результатов
Средства контроля метапредметных и личностных результатов:
Главное средство контроля – специальные диагностические работы:
- задания по отдельным универсальным учебным действиям;
- комплексные задания, требующие одновременного применения различных УУД.
Дополнительные средства контроля метапредметных и личностных результатов − это
- педагогическое наблюдение отдельных, прежде всего коммуникативных УУД;
- экспертная оценка по результатам многолетних наблюдений за деятельностью ученика (учитель, педагог-воспитатель);
- самооценка ученика и внешняя оценка педагогом отдельных материалов «Портфеля достижений».
Оценка диагностических работ по УУД
В специальных диагностических работах, направленных на выявление метапредметных и личностных результатов выполнение каждого задания состоит из нескольких действий.
Каждому действию в ключе оценивания соответствует определённый балл.
Каждое задание показывает овладение каким-то действием (умением). Соответственно по каждому действию (умению) можно сказать, на какую долю (%) оно продемонстрировано учеником (сформировано у него).
Описание этого состояния словами – это качественная оценка.
Цифра в виде % по данному действию – количественная отметка.
Эти оценки и отметки не переводятся напрямую в 5-тибалльную шкалу. Однако они соотносятся с качественными оценками по уровням успешности, если задания диагностических работ отнести к необходимому (базовому) или к повышенному (программному) уровням.
Технологический пакет
При оценивании результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования используется технологический пакет:
• рабочий журнал учителя (перечень правил, таблицы требований, процедура внедрения и т.д.);
• дневники школьника для начальной школы (включающий таблицы требований по основным предметам и материалы по развитию у учащихся организационных умений, умений самоконтроля и самооценки);
• сборники проверочных и контрольных работ по основным предметам, в которых задания соотнесены с уровнями успешности и умениями, входящими в таблицы требований;
• электронные приложения к учебникам, включающие электронные проверочные работы
Таким образом, школьная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение и на учение ребенка, должна, как минимум, позволять:
- осуществлять информативную и регулируемую (дозированную) обратную связь, давая ученику информацию о выполнении им программы, о том, насколько он продвинулся вперед, а на определенном этапе – и об общем уровне выполнения, и о слабых своих сторонах, с тем, чтобы он мог обратить на это особое внимание; учителю же обратная связь должна давать информацию о том, достиг он или нет поставленных им целей;
- использовать ее как форму поощрения, но не наказания, стимулировать учение, сосредотачиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают;
- отмечать с ее помощью даже незначительные продвижения учащихся, позволяя им продвигаться в собственном темпе и не используя фактор времени (поскольку скорость почти никогда не имеет отношения к качеству на учения);
- ориентировать ученика на успех и не способствовать наклеиванию ярлыков, в том числе, связанных с нереалистическими ожиданиями проверяющих;
- опираться на широкую основу, а не только на достижения ограниченной группы учащихся (класса), содействовать становлению и развитию самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Система оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов "Отметка"."
Презентация была создана для выступления на педагогическом совете в ноябре 2014г. Данный материал объясняет систему оценивания устных и письменных работ учащихся начальных классов, утвержденную на мет...
Выступление на МО учителей начальных классов. "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов"
Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна. Школа не может и не должна рассматривать себя как единственны...
Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов.
В данной статье представлен доклад-выступление на МО на тему "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов."...
Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы
Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна.Школа не может и не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник ин...
Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов
Технология оценивания...
«Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов» 2021г.
Технология оценивания...