Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы
статья
Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна.
Школа не может и не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник информации, знаний, образовательного развития подростка и его оценивания.
Всякая оценка предполагает измерение того, что есть и его сравнение с тем, что должно быть. В данной статье вы можете познакомиться с технологией оценивания образовательных достижений обучающихся НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 389.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Мардашева Г.Р.
учитель начальных классов
МОУ «Еленинская СОШ»
Технология оценивания образовательных достижений
учащихся начальных классов
Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна.
Школа не может и не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник информации, знаний, образовательного развития подростка и его оценивания.
Всякая оценка предполагает измерение того, что есть и его сравнение с тем, что должно быть.
Ошибки оценивания:
- Строгость - оценка ниже заслуженной.
- Мягкость – оценка выше заслуженной.
- Центризм – усреднение, сведение к середине диапазона.
Оценка мотивирует, когда:
- Ученик уверен в ее объективности;
- Ученик воспринимает ее как полезную для себя;
- Знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей;
- Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;
- Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия, (например, места для проведения рейтинговых испытаний и т.д.)
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного
процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся.
- Оцениваться может только работа учащегося, а не его личность.
- Разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку.
- Оцениваться может только то, чему учат, поэтому критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей.
- Общие учебные цели по предмету являются критериями оценивания достижений учащихся по данному предмету и позволяют обобщать результаты, выявленные отдельными работами учащегося.
Задачи технологии критериального оценивания
- Повысить учебную мотивацию учащихся, снять эмоциональный негатив с оценки, активность в обучении, в обсуждении и анализе ответов.
- Развивать познавательные способности, критическое мышление, внимание и память, мобилизовать учащихся на выполнение учебно-познавательной деятельности.
- Управлять процессом усвоения знаний учащихся в процессе обучения, полно, точно и оперативно получать обратную информацию посредством: обеспечения надежной обратной связи; определения качества усвоения материала; выявления трудностей, ошибок и их причин; предупреждения пробелов знаний.
- Обеспечить прочность запоминания, тренировать учащихся в выдержке и самообладании.
- Систематизировать, углублять, закреплять знания учащихся.
По ходу обучения |
Дает обратную связь |
Помогает ученикам скорректировать свою работу |
Помогает учителям планировать свою работу |
Обычно в конце темы, раздела |
Дает заключительное суждение |
Дает возможность ученикам показать, чему они смогли научиться |
Формирующее оценивание
Текущий уровень усвоения знаний и навыков
Повседневная работа
Устранение пробелов и недочетов
Количество вне регламента
Без учета при итоговой отметке
- Отметки за формативные работы не учитываются при оценивании констатирующих работ и итоговых за четверть и год.
- За невыполнение ряда формативных работ, систематические пропуски занятий учитель имеет право не допустить учащегося к констатирующей контрольной работе.
- Используется пятибалльная шкала.
Этапы разработки системы критериального оценивания
1 шаг Изучение экспериментальной интегрированной учебной программы, постановка целей и задач по предмету.
2 шаг Разработка общих критериев оценивания учебных достижений учащихся.
3 шаг Разработка критериальной шкалы оценивания.
4 шаг Реализация критериального оценивания по конкретным темам предмета.
1 шаг: постановка целей и задач по предмету «Познание мира»
Цель учебного предмета: подготовить обучающихся уровня начального образования к последующему образованию в области окружающей среды в рамках обществоведческих и естествоведческих дисциплин и сформировать у них стремление познавать окружающий мир самостоятельно.
2 шаг: общие критерии оценивания учебных достижений учащихся по предмету «Познание мира»
Критерии | Максимальный уровень достижений учащихся | |
A | Знание и воспроизведение | 4 |
B | Понимание и применение | 5 |
C | Анализ и синтез | 6 |
Д | Коммуникация | 6 |
ИТОГО | 21 |
Шкала перевода баллов в отметку
19-21 баллов- отметка «5» (100%-89%)
18-16 баллов – отметка «4» (75%-88%)
15-13 баллов- отметка «3» (61%-74%)
12 и менее баллов- отметка «2» (60% и менее)
3 шаг: Разработка критериальной шкалы
Описание
Учащийся:
- Знает виды растений
- Умеет определить различия между типами растений
- Воспроизводит информацию, полученную из источников
Критерии
А (4 max)
- Знание и воспроизведение
4 шаг: Реализация по конкретным темам предмета
Тема: Разнообразие растений
Учебные задачи:
- Расширить представление учащихся о разнообразии растений
- Сформировать понятие о разных видах и типах растений
- Дать знания о продолжительности жизни растений, их среде обитания
- Определить значение растений в жизни человека
- Развивать коммуникативные качества учащихся при работе в группе
- Учить исследовательской деятельности, умениям делать выводы, выражать свои умозаключения
Как создать критериальную работу
критерии | задание | Максимальный балл | |
А | Знание и понимание | тест | 4 |
В | Применение | Проверочная работа в дневнике наблюдений | 5 |
С | Анализ и синтез | Исследовательская работа | 6 |
Д | Коммуникация | Работа в группе | 6 |
Критериальное оценивание
«ЗА» | «ПРОТИВ» |
Прозрачность | Трудоемкость (на первом этапе) |
Объективность | |
Снижение тревожности | |
Сравнение собственных достижений с эталоном | Издержки адаптационного периода |
Возможность самооценки, самоанализа, самоконтроля | |
Единство требований |
«В моих знаниях есть пробелы, потому что я стеснялся задавать вопросы людям, стоявшим ниже меня. Поэтому я хочу, чтобы мои ученики не считали для себя зазорным обращаться по всем вопросам и к тем, кто стоит ниже их. Тогда их знания будут более полными и совершенными»
Абу-ль-Фарадж
Литература
1. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе: система заданий: в 2-х ч.: ч.1/под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2010.
2. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Д.Д. Данилов.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей начальных классов. "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов"
Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна. Школа не может и не должна рассматривать себя как единственны...

Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов.
В данной статье представлен доклад-выступление на МО на тему "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов."...

Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов
Особенности технологии оценивания обучающихся....

Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС
Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС...

«Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов» 2021г.
Технология оценивания...