Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы
статья
Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна.
Школа не может и не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник информации, знаний, образовательного развития подростка и его оценивания.
Всякая оценка предполагает измерение того, что есть и его сравнение с тем, что должно быть. В данной статье вы можете познакомиться с технологией оценивания образовательных достижений обучающихся НОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_otsenivaniya_obrazovatelnyh_dostizheniy.docx | 389.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Мардашева Г.Р.
учитель начальных классов
МОУ «Еленинская СОШ»
Технология оценивания образовательных достижений
учащихся начальных классов
Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна.
Школа не может и не должна рассматривать себя как единственный, монопольный источник информации, знаний, образовательного развития подростка и его оценивания.
Всякая оценка предполагает измерение того, что есть и его сравнение с тем, что должно быть.
Ошибки оценивания:
- Строгость - оценка ниже заслуженной.
- Мягкость – оценка выше заслуженной.
- Центризм – усреднение, сведение к середине диапазона.
Оценка мотивирует, когда:
- Ученик уверен в ее объективности;
- Ученик воспринимает ее как полезную для себя;
- Знает, что нужно сделать для того, чтобы достигнуть более высоких показателей;
- Уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;
- Уверен в том, что для достижения высоких результатов есть условия, (например, места для проведения рейтинговых испытаний и т.д.)
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного
процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующим формированию ключевых компетентностей учащихся.
- Оцениваться может только работа учащегося, а не его личность.
- Разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку.
- Оцениваться может только то, чему учат, поэтому критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей.
- Общие учебные цели по предмету являются критериями оценивания достижений учащихся по данному предмету и позволяют обобщать результаты, выявленные отдельными работами учащегося.
Задачи технологии критериального оценивания
- Повысить учебную мотивацию учащихся, снять эмоциональный негатив с оценки, активность в обучении, в обсуждении и анализе ответов.
- Развивать познавательные способности, критическое мышление, внимание и память, мобилизовать учащихся на выполнение учебно-познавательной деятельности.
- Управлять процессом усвоения знаний учащихся в процессе обучения, полно, точно и оперативно получать обратную информацию посредством: обеспечения надежной обратной связи; определения качества усвоения материала; выявления трудностей, ошибок и их причин; предупреждения пробелов знаний.
- Обеспечить прочность запоминания, тренировать учащихся в выдержке и самообладании.
- Систематизировать, углублять, закреплять знания учащихся.
По ходу обучения |
Дает обратную связь |
Помогает ученикам скорректировать свою работу |
Помогает учителям планировать свою работу |
Обычно в конце темы, раздела |
Дает заключительное суждение |
Дает возможность ученикам показать, чему они смогли научиться |
Формирующее оценивание
Текущий уровень усвоения знаний и навыков
Повседневная работа
Устранение пробелов и недочетов
Количество вне регламента
Без учета при итоговой отметке
- Отметки за формативные работы не учитываются при оценивании констатирующих работ и итоговых за четверть и год.
- За невыполнение ряда формативных работ, систематические пропуски занятий учитель имеет право не допустить учащегося к констатирующей контрольной работе.
- Используется пятибалльная шкала.
Этапы разработки системы критериального оценивания
1 шаг Изучение экспериментальной интегрированной учебной программы, постановка целей и задач по предмету.
2 шаг Разработка общих критериев оценивания учебных достижений учащихся.
3 шаг Разработка критериальной шкалы оценивания.
4 шаг Реализация критериального оценивания по конкретным темам предмета.
1 шаг: постановка целей и задач по предмету «Познание мира»
Цель учебного предмета: подготовить обучающихся уровня начального образования к последующему образованию в области окружающей среды в рамках обществоведческих и естествоведческих дисциплин и сформировать у них стремление познавать окружающий мир самостоятельно.
2 шаг: общие критерии оценивания учебных достижений учащихся по предмету «Познание мира»
Критерии | Максимальный уровень достижений учащихся | |
A | Знание и воспроизведение | 4 |
B | Понимание и применение | 5 |
C | Анализ и синтез | 6 |
Д | Коммуникация | 6 |
ИТОГО | 21 |
Шкала перевода баллов в отметку
19-21 баллов- отметка «5» (100%-89%)
18-16 баллов – отметка «4» (75%-88%)
15-13 баллов- отметка «3» (61%-74%)
12 и менее баллов- отметка «2» (60% и менее)
3 шаг: Разработка критериальной шкалы
Описание
Учащийся:
- Знает виды растений
- Умеет определить различия между типами растений
- Воспроизводит информацию, полученную из источников
Критерии
А (4 max)
- Знание и воспроизведение
4 шаг: Реализация по конкретным темам предмета
Тема: Разнообразие растений
Учебные задачи:
- Расширить представление учащихся о разнообразии растений
- Сформировать понятие о разных видах и типах растений
- Дать знания о продолжительности жизни растений, их среде обитания
- Определить значение растений в жизни человека
- Развивать коммуникативные качества учащихся при работе в группе
- Учить исследовательской деятельности, умениям делать выводы, выражать свои умозаключения
Как создать критериальную работу
критерии | задание | Максимальный балл | |
А | Знание и понимание | тест | 4 |
В | Применение | Проверочная работа в дневнике наблюдений | 5 |
С | Анализ и синтез | Исследовательская работа | 6 |
Д | Коммуникация | Работа в группе | 6 |
Критериальное оценивание
«ЗА» | «ПРОТИВ» |
Прозрачность | Трудоемкость (на первом этапе) |
Объективность | |
Снижение тревожности | |
Сравнение собственных достижений с эталоном | Издержки адаптационного периода |
Возможность самооценки, самоанализа, самоконтроля | |
Единство требований |
«В моих знаниях есть пробелы, потому что я стеснялся задавать вопросы людям, стоявшим ниже меня. Поэтому я хочу, чтобы мои ученики не считали для себя зазорным обращаться по всем вопросам и к тем, кто стоит ниже их. Тогда их знания будут более полными и совершенными»
Абу-ль-Фарадж
Литература
1. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе: система заданий: в 2-х ч.: ч.1/под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2010.
2. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов). Д.Д. Данилов.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО учителей начальных классов. "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов"
Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна. Школа не может и не должна рассматривать себя как единственны...
Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов.
В данной статье представлен доклад-выступление на МО на тему "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов."...
Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов
Особенности технологии оценивания обучающихся....
Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов
Технология оценивания...
Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС
Система оценивания образовательных достижений учащихся начальной школы в соответствии с ФГОС...
«Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов» 2021г.
Технология оценивания...