Приёмы критического мышления в начальной школе на уроках литературного чтения.
презентация к уроку
В презентации представлены различные приемы критического мышления, которые можно использовать на уроках литературного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_kriticheskogo_myshleniya_v_nachalnoy_shkole.ppt | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
" Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребёнок сам "собирает" понятия о предмете". Л. Выгодский
Технология развития критического мышления. В основе этой технологии лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: Фаза вызова Фаза реализации смысла (осмысление) Фаза рефлексии
Рефлексия Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Методические приемы критического мышления на стадии рефлексии - Прием «Кластер» - Прием «Синквейн» - Прием «Эссе» - Прием «Ромашка Блума» - Прием « Шесть шляп» - Прием «Диаманта» - Прием «ПОПС - формула» - Прием «Уголки» - Прием «Рюкзак» - Прием «РАФТ»
Приём «Диаманта» - стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением. Такой прием эффективен для работы с понятиями, противоположными по значению. 1, 7 строчки – существительные антонимы; 2 – два прилагательных к первому существительному; 3 – три глагола к первому существительному или 3 причастия; 4 – два словосочетания с существительными; 5 – три глагола ко второму существительному или 3 причастия; 6 – два прилагательных ко второму существительному.
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Старуха злая, жадная бранится, капризничает, издевается корыто, сеть, рыба, желание поймал, отпустил, просит добрый, послушный старик.
Приём «ПОПС-формула » П озиция - «Я считаю, что…», О боснование- «Потому что…» или «Так как…». П ример - «Например…», «Я могу доказать это на примере…». С ледствие - «Таким образом…», «Исходя из сказанного, я делаю вывод о том, что…».
Приём «Уголки» Главная цель приема — научить ребенка вести конструктивный диалог, дискуссию, отстаивать сою точку зрения, приводя аргументы, научить культуре общения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста.
Приём «Рюкзак» Данный прием чаще используется на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе. Можно использовать картинку, которая переходит от одного ученика к другому. Каждый ученик говорит о том, что он положит в этот рюкзак. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Прием «РАФТ» Р оль – от имени кого этот текст; А удитория – кому адресован текст; Ф орма – письмо, записка, частушка … Т ема – о чем текст.
Приём «РАФТ» включает в себя: 1. Выбор темы, роли, аудитории, формы. 2. Обсуждение в группе (паре) 3. Письмо (текст) 4. Правка 5. Читка в читательском кресле.
Преимущества приёма «РАФТ» Прием можно адаптировать к любой предметной области. Школьники начинают писать охотнее, если видят, что у них это получается. Этот прием для учащихся более привлекателен, чем простые ответы на вопросы в письменном виде. Ученикам дается структура их письменной работы, они точно представляют, какую точку зрения описывают и чего от них хотят. Получая возможность для творчества, школьники приобретают дополнительную мотивацию для обучения.
Применение данных приемов помогает: - развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика; -учить учащихся самостоятельно добывать знания; - развивать интерес к предмету; - активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....
УМК «Перспективная начальная школа» Разработка урока литературного чтения в 3 классе.
УМК «Перспективная начальная школа»Разработка урока литературного чтения в 3 классе.А.С. Пушкин "Зимнее утро"...
Упражнения, направленные на развитие скорочтения в начальной школе на уроках литературного чтения
1. Упражнения, связанные со зрительным восприятием. Они направлены на выработку правильности чтения, внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа чтения вслух и про себя.1 классКт...
«Как развивать творческие способности у обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения» .
Стандарты нового поколения ставят перед российским образованием новую цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного...
Учебно-методическое пособие по изучению народных сказок в начальной школе на уроках литературного чтения.
Постепенное изучение учащимися сказок (народных, литературных) строится по определенной системе, основанной на постепенном освоении конкретных читательских умений. Изучение может происходить по-разном...
Учебно-методическое пособие по изучению сказок в начальной школе на уроках литературного чтения. I часть - теоретическая.
Постепенное изучения ребенком сказок (народных, литературных) может быть организовано по-разному: В процессе самостоятельной работы, на любых школьных занятиях, на занятиях по внеурочной работе, в общ...
Формирование навыков сознательного чтения обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения
Актуальность работы состоит в том, что навык чтения формируется как сложный комплекс умений и навыков, которые носят обучающий и развивающий характер при изучении всех школьных предметов. Сформировать...