«Как развивать творческие способности у обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения» .
учебно-методический материал по чтению (1 класс) по теме

Удовыченко Людмила Николаевна

         Стандарты нового поколения ставят перед российским образованием новую цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Начальное образование должно гарантировать «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "СОШ №2 ст. Архонская" РСО-Алания

                                                         Удовыченко Л.Н. -  учитель                                                                                          начальных классов


«Как развивать творческие   способности у обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения» .

(из опыта работы)

         Стандарты нового поколения ставят перед российским образованием новую цель - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Начальное образование должно гарантировать «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития».

         Что же такое творчество? В «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» написано следующее: «Творчество, деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности». Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности. А вот этого то и нам, и нашим детям порой не хватает.

        В пояснительной записке Нестеренко А. А., к материалу «Проблемы развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий», написано: «Возможности творческого развития учащихся, заложенные в содержании современных программ, не используются в полной мере педагогами начальной школы. Результаты проведенного тестирования учащихся начальных классов показали низкий уровень развития таких способностей, как творческое мышление, творческое воображение, применение методов творчества. 60% учащихся либо отказались выполнять творческое задание, либо выполнили его на низком уровне; 80% учащихся, выполнивших творческое задание, не смогли объяснить, почему именно так его выполнили. Полученные данные свидетельствуют о недостаточном внимании к проблеме развития креативных способностей младших школьников в организации учебного процесса начальной школы».  Такова статистика. Как уйти от этой проблемы?

       Нам учителям начальных классов повезло, мы работаем с детьми такого возраста, где желание творить, фантазировать пока ещё не исчезает. У детей особое творчество - практическое. Они не осознают связи между конкретными действиями - только результат.  В наших классах учатся не гении, а обычные дети и они все без исключения обладают теми или иными ТВОРЧЕСКИМИ способностями. Просто у одних они выражены ярче и их легко заметить. Это чаще проявляется в танцевальном, музыкальном, изобразительном искусстве, в умении сочинять сказки, стихи, особенно фантазировать, играть, перевоплощаясь в образы своих любимых героев.

Сухомлинский писал: «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. А от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям». Каждому учителю хочется, чтобы учёба для их учеников была «погружением» в мир фантазии, добра, красоты. Но и учителю самому надо приложить  максимум фантазии, смекалки и выдумки, чтобы увлечь ребятишек, развивая их творческие способности.

       Развивать творческие способности мы можем на любых предметах, начиная с 1-го класса. Остановимся на литературном чтении.

       Литературное чтение – один из основных предметов в системе начального образования. Вместе с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. К развивающим целям литературного чтения относится развитие художественно-творческих способностей учащихся, формирование у них эстетического отношения к искусству слова. Л.Н.Толстой считал: «Если ученик в школе не научиться сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели делать самостоятельное приложение этих сведений». Проведение уроков с использованием разнообразных упражнений и творческих заданий приводит к более осознанному и прочному усвоению учебного материала, раскрытию и развитию литературно-творческих способностей младших школьников.

      Творчество для ребенка - процесс многообразный. Ребенок участвует в творческом процессе задолго до того, как он научился читать. Творчество начинается с игры. Играя, выступая в самых разных ролях, ребёнок избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверенность в себе, боязнь публичного выступления. Играя самые разные роли, ребенок тем самым самовыражается, у него появляется стойкое желание придумывать и фантазировать. Младший школьный возраст это, когда дети очень любят играть. Предлагаю обратить внимание на такие  игры: 

       Речевая игра - это стихи, с которыми и в которые можно играть. Прежде всего, это те стихи, в которых есть сюжет и есть действие. Важно, чтобы было кого и что показывать. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), обжора Робин Бобин, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин»), и др. Хорошо, если стихи будут веселые. Они особенно нравятся ребятам и легко запоминаются в ходе игры. Придумывая вместе с ребенком движения, сопровождающие текст, мы помогаем ему развивать фантазию, воображение, пластику, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя ребенка с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем ему интерес к художественному слову, а позже – желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры также помогают развивать мышление и речь ребенка, они помогают преодолеть те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь ребенка интонационно богатой и выразительной.

        Игра в словотворчество не только увлекательна, но и развивает чувство слова и воображение. Например, игра «Кто где живет?»: в улье —улитки, в зубах — зубило, раки—в ракушках и т. д. Или «Что из чего делают?»: из мака — макароны, из дуба — дубленки, из липы — липучки... Работает воображение и в случае, когда надо придумать, и в случае, когда придуманное будило воображение слушателей.

   Игра в рифму - тоже работа воображения. Называем фразу, а дети продолжают, подбирая рифму: удил рыбу король — на крючок попалась фасоль, удил рыбу король — сказал сразу пароль. Это смешно, потому что невпопад, но это тоже творчество, потому что играют в смешную игру, развивающую и воображение, и чувство слова, и чувство ритма.

      Импровизированное устное сочинительство развивает эстетическое чувство, воображение и языковую культуру. Ну, например, попросить детей рассказать о чём-нибудь так, чтобы стало жалко (трогательно), или весело, или скучно, или торжественно. Такое упражнение развивает чувство интонации, необходимое для восприятия художественного произведения и воображение, эмоциональность речи. Для того чтобы дети почувствовали различие не только в интонации, но и в лексике, хорошо прочитать им несколько образцов, в которых представлена торжественная речь, лирическая проза или поэзия, юмористическая нелепица (перевертыш).

  Ассоциативные загадки (по методике А. Нестеренко, экспериментальный курс по развитию мышления детей с элементами ТРИЗ). Широкий круг аналогий делает ум изобретательней. Работу надо начинать с использования таблички-опоры.

На что похоже?

Чем отличается?

 

 

Последовательность работы:

  1. Выбрать объект (например расчёска).
  2. Заполнить левую часть таблицы (3-4 сравнения) (например: на забор, пилу, траву...)
  3. Заполнить правую часть (чем расчёска отличается от забора? (нельзя лазить); от пилы (не пилит), от травы (не растёт)
  4. Вставить слова связки (как, но)

В результате появляется таблица:

Расчёска

На что похоже?

Чем отличается?

как

но

забор

нельзя лазить

пила

не пилит

трава

не растёт

5. Составляем загадку:

Как забор, но нельзя лазить,

Как пила, но не пилит,

Как трава, но не растёт. (расчёска)

Примечание: учитель организует работу, придерживаясь алгоритма; выбор объекта, подбор аналогий и отличий осуществляют сами дети.

После коллективной работы желательно организовать работу по группам. Каждой группе даётся лист бумаги с заранее начерченной таблицей. Объект для загадки предлагает учитель. Дети коллективно придумывают загадку, кто-то из детей заполняет таблицу (время заполнения -  5 мин.) После этого листочки с загадками сдаются учителю, который зачитывает их без отгадок, предлагая другим группам отгадать.

      Сочинение загадок по алгоритму «На что похоже?»

Работы детей:

Круглое, но не колобок.

Жёлтое, но не репа.

Светит, но не лампа.

Греет, но не печка.  

(солнце)

Маленький, но не мышь.

Серый, но не заяц.

Фыркает, но не кот.

Колючий, но не ёлка.  

(ёж)  

     Рассмотрим и другие способы развития ассоциативности.

     Прием «Отстройка от образа». Обычно аналогии придумывают к исходному предмету, и чаще всего они у большинства людей похожи (круг похож на мяч, солнце, арбуз...). Можно сделать наоборот: вначале найти совершенно далекий от исходного предмет (например: крокодил, молоток, окно), потом под него подобрать признаки, ситуации, когда сравнение оказывается действительно верным (например: круг похож на крокодила, который кусает себя за хвост; на молоток, если смотреть сбоку на торец ручки; на окно, если это окно самолета...). Из множества признаков, которыми обладает предмет, дети при подборе аналогии обычно используют только форму. Поэтому полезно специально обучать их поиску аналогий и по другим признакам. Например, кукла похожа: по форме - на ребенка, по цвету - на солнце, по размеру - на портфель, по назначению - на машинку, по веществу - на ручку.

Последовательность работы:

1.        Учитель демонстрирует любой предмет. Например:  гвоздь, кубик, т.д.

2.        Предлагает назвать разные признаки, которыми обладает этот предмет.

Например: форма, размер, цвет, вещество и др.

3.        Просит придумать аналогии по указанным признакам. Например, гвоздь: по форме - как гриб; по размеру - как палец; по цвету - как уголь; по веществу - как машина; по назначению - как клей.

4.        Составляет загадку:
По форме - как гриб,
По размеру - как палец,
По цвету - как уголь,

По веществу - как машина, По назначению - как клей. (Гвоздь)

      Приём «аналогия по рифме». Учитель выбирает любые созвучные пары слов (день - пень, весна - красна...) и вместе с детьми анализирует их: чем они похожи, чем отличаются. Для объяснения задания можно использовать стихотворение С.Миллигана: «Рифмы»

Яйцо рифмуется с лицом,

И это неспроста:

В них много-много общего,

К примеру - круглота.

И если курочка горда

Сияющим яйцом,

Она взлетает на крыльцо

С сияющим лицом.

Рифмуются компот и кот,

И это не случайно:

Сокрыт в компоте сухофрукт,

В коте сокрыта тайна.

Но все же очень вас прошу:

Чтоб избежать промашки,

В кастрюлях

Не держать котов,

Не разливать их в чашки.

Да, кстати, надо уделить

Внимание и кошкам,

Хотя они, на первый взгляд,

Рифмуются с окошком.

Не надо кошку протирать

До блеска мокрой тряпкой!

Она умоется сама

Язычком и лапкой.

       Подбери слово (антонимы). Это задание начинается с известной игры «Наоборот».

Тебе скажу я: "Далеко!",

А ты ответишь: "Близко!",

Тебе скажу я: "Высоко!",

А ты ответишь: "Низко!",

А потом учитель предлагает свои слова.

Тебе скажу я: "Потолок ",

А ты ответишь:...

''Пол", - отвечали дети.

Тебе скажу я: "Босиком ",

А ты ответишь:...

"В ботиках", - отвечали дети.

Затем эту игру можно поменять на  игру  «Хорошо - плохо». Дети сами, в занимательной форме, «открывали» «священную тайну двойственности», передававшуюся из уст в уста еще древнеегипетскими жрецами. Вот она, тайна: «В каждом действии, предмете, явлении есть что-то хорошее и что-то плохое...»

         Синквейн - в переводе с французского слово означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам.

Правила написания синквейна

№ строки

Количество слов

Форма слов

Примечание

1.

Одно

Существительное

Тема синквейна

2.

Два

Прилагательные

Раскрывают тему синквейна

3.

Три

Глаголы

Описывают действия, относящиеся к теме синквейна

4.

3 – 8

Предложение

Характеризует тему в целом – фраза, цитата, высказывание

5.

Одно

Произвольно

Резюме, новая интерпретация темы, отражает личное отношение составителя к теме синквейна

                                                        Работы детей (синквейн)

«Самое дорогое»

(русская народная сказка)

Лесной Дед

Мохнатый, волосатый

Любит и следит за лесом

Правильно делает!

      Хозяин.

«Про Ленивую и Радивую»

(русская народная сказка)

Девочка

Трудолюбивая, приветливая

Всякое дело спорится, получается

За доброту ей все помогают

     Умница!

«Укрась слово» - подобрать к существительному как можно больше прилагательных, не повторяться (например) А. С. Пушкин «Няне»:                              

                                                                   добрая

            ласковая

              душевная

            любимая

   НЯНЯ       гостеприимная

        родная

                   единственная

      умная

              заботливая

        нежная

        Все учителя знают, что любая программа литературного чтения может быть реализована на уроках разного типа. Урок чтения зависит от учебного материала, от его жанровых и образно-эмоциональных особенностей, от учебных задач. Кроме традиционных уроков особое место отводит нетрадиционным: урок-сказка, урок-утренник, урок-викторина, урок-игра, урок-путешествие, урок-творчества, на которых «лучше всего проявляется интерес ребёнка и его читательские умения». Особо хочу отметить, среди нетрадиционных уроков, урок-творчества. Это своеобразный интегрированный урок технологии, изобразительного искусства, чтения. Ребятишкам очень нравятся такие уроки. Например с урока-творчества по произведению Г. Скребицкого «Осень». Класс разбивается на две группы. Каждая группа выбирает для исполнения на ватмане свой сюжет, используя краски и природный материал. После выполнения первой части задания, дети, подбирают строки из рассказа, которые подходят к их работе и защищают у доски свой проект.    

        Литературное чтение теснейшим образом связано с изобразительным искусством. Возьмите в руки любую книгу, и вы обязательно найдёте в ней иллюстрации, которые служат дополнительной расшифровкой авторских фантазий. Только единицы авторов иллюстрируют свои произведения, такие как Е. Чарушин и В. Сутеев. Их иллюстрации наполнены жизнью, светом, добрым юмором и душевным теплом. Большинство же писателей и поэтов, не иллюстрируют свои произведения, поручая эту работу профессионалам-художникам. Другое дело дети, которым в этом возрасте свойственно раскованное свободное творчество им чужды условности. Не зная букв, они свои фантазии могут легко перенести на бумагу, в виде рисунка. Детское творчество, может быть не совсем умело, но очень  красиво. Детские работы буквально  светятся  трогательной детской логикой рассуждения. Дети моментально реагируют на события, отдавая рисункам удивление, радость, обиду. Нет ничего ослепительней, чем детская радость, брызжущая в рисунках цветом. Только в рисунках детей вы можете увидеть на карусели, мирно  катающихся детей, собак, кошек, львов и жирафов.  Ребёнок видит то, что, мы взрослые, утрачиваем с годами. Об этом  Жак Превер  так сказал:

Он видит что-то такое красивое

Такое действительно настоящее.

Очень немногим дано это знать.

И очень не многим дано это видеть.

«Связь»    литературного чтения с изобразительным искусством может «вылиться»  в совместное изготовление книжек-малышек, проектов.

        Говоря о изобразительном искусстве в литературе, можно говорить о эстетической, познавательной и нравственной пользе, о том, на сколько оно хорошо развивает творческие способности детей. Графика детской книги хороша, но статична.  А вот рисунки движущиеся, оживающие, говорящие, поющие привлекают детей очень рано. Мультипликация - вот, что оказывает сильное впечатление на  детей. Краткость фильма, который соответствует детскому восприятию, занимательный характер, просматриваемого фильма, всё это увлекает ребёнка. Наши старые мультфильмы вобрали в себя множество сюжетов, взятых из всемирного фольклора, из книг детских писателей. И этим они ценны. Уже говорилось о том, насколько В. Сутеев любил иллюстрировать свои детские книги, но он же, как хороший детский художник пришёл и в мультипликацию. Как пример, можно взять его творческую работу (сценарий), мультфильм «Кто сказал мяу?».  Для детей фильм ценен воспитанием симпатии, гуманной сущностью  к маленькому животному, Познавательная, нравственная сила мультфильмов неоспорима. Средствами этого вида искусства можно говорить обо всём: о дружбе, добре, зле, красоте, героизме.

         Работая над развитием творческих способностей, понимаешь, что рамки урока не позволяют в полной мере выполнить всё, что ты задумываешь. Но всегда есть выход, так называемая, внеурочная деятельность, т. е. кружковая работа. И вот на кружке, например «Риторика» можно использовать  мультфильмы или их отрывки, а после просмотра, кроме всплеска чувств (что тоже важно), связного рассказа об их впечатлениях, необходимо делать словесные зарисовки, пытаться самим придумывать мультики, миникадры с озвучанием и рисунками. «Детские мультфильмы характеризуются ясностью мысли, чёткостью и динамичностью сюжета, реалистической точностью, лиризмом, органическим юмором. Всё это делает мультфильм действенным средством воспитания» и развития творческие способности детей.  

       В  современном мире – динамичном и разнообразном – человеку просто необходимо творческое мышление, способность находить нестандартные решения  и умение быстро реагировать на постоянно изменяющуюся ситуацию. Такой человек с легкостью может найти несколько выходов из одной ситуации и несколько ответов на один вопрос. 

   Природа щедро наградила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться. И каждый ученик может подняться на самые высокие ступени творческой деятельности. И именно мы должны создать определенные условия для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться и ввести ребёнка в настоящую творческую деятельность.

  

Литература:

1. Чернявская  И. С. Эстетическое воспитание школьников и культура слова.  М., 1982.

2. Спиваковская А. С. Игра это серьёзно.  –  М., 1981.  

3. Бегак Б. Воспитание искусством. М., 1981.

4. Нестеренко А. А. Проблемы развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий. М., 2004.

5. Сухомлинский С. Сердце отдаю детям.  – М., 2002.

6. Гин  А. Чтоб и волки были сыты, и поросята целы...  Начальная школа. – 1997. – № 25.

7. Гин С. На свете всё на всё похоже...  Начальная школа. – 1997. – № 26.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии»

«Творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации творческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствова...

Методическая работа по теме "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения"

Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения. ...

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка,  математики и технологии....

Статья "Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения"

Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения...

Формирование навыков сознательного чтения обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения

Актуальность работы состоит в том, что навык чтения формируется как сложный комплекс умений и навыков, которые носят обучающий и развивающий характер при изучении всех школьных предметов. Сформировать...