«Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры младших школьников на уроках обучения грамоте»
методическая разработка

Иркабаева Елена Александровна

      Качество знаний по русскому языку - это система знаний, умений, навыков по фонетике, лексике, фразеологии и синтаксису, которыми учащийся владеет в совершенстве. А без этих знаний, без хорошего развитого речевого навыка, без умения выражать свои мысли, быстро и правильно воспринимать, чужие учиться в современной школе невозможно, так же как и стать полноценными членами общества . Все вышесказанное говорит о том, что в настоящее время очень серьезной проблемой является качество знаний по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл irkabaeva_e_a_doklad.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Иркабаева Е А

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 30

Г. Калининград

Доклад

Тема: «Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры младших школьников на уроках обучения грамоте»

      Качество знаний по русскому языку - это система знаний, умений, навыков по фонетике, лексике, фразеологии и синтаксису, которыми учащийся владеет в совершенстве. А без этих знаний, без хорошего развитого речевого навыка, без умения выражать свои мысли, быстро и правильно воспринимать, чужие учиться в современной школе невозможно, так же как и стать полноценными членами общества . Все вышесказанное говорит о том, что в настоящее время очень серьезной проблемой является качество знаний по русскому языку.

       Данной проблемой занимались и занимаются многие методисты и педагоги: И.И. Срезневский, Е.В. Шамарина, Ф.И. Буслаев и др. Кроме того, наблюдается снижение интереса к изучаемому на уроках русского языка учебному материалу, а значит, они безынициативны в ходе выполнения заданий, не активны, не стремятся к познанию новых, ранее неизвестных языковых явлений, что приводит к снижению уровня качества знаний по русскому языку. Чтобы повышать качество знаний по предмету, необходимо, чтобы уроки русского языка вызывали у детей интерес. А как этого добиться?

      Для того чтобы детям хотелось получать знания по русскому языку, чтобы учащимся младших классов было интересно работать на уроках, нужно выбирать различные формы и приемы организации уроков русского языка, использовать занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают познавательный интерес, а значит, и воспитывают интерес к русскому языку, что способствует повышению качества знаний по предмету.

    Учебно-воспитательный процесс - это целостная система организации усвоения материала учебного предмета в школе. Система школьного образования, исходя из принципов целостности обучения и воспитания, обеспечивает: усвоение основного учебного материала; углубление и развитие знаний по отдельным вопросам; развитие интереса учащихся к предмету .

    Интерес учащихся к предмету развивается особенно активно, если используются такие формы организации обучения: творческие задания, факультативные занятия для учеников старших классов, а для младших школьников - это использование на уроках игровых методов обучения. Значительное большинство учителей правильно считают, что для ребенка младшего школьного возраста игра остается очень важной деятельностью. Именно она помогает формироваться новой ведущей деятельности - учебной, поэтому ученые, методисты, передовые учителя всегда рекомендовали внедрять игровые методы обучения, но при обучении грамоте игровые методики используются не достаточно.

    Сухомлинский отмечал, что у каждого ученика должен быть любимый предмет. Именно учитель пробуждает интерес к знаниям, раскрывает таланты.

Основные характеристики интереса:

-положительная эмоция по отношению к деятельности;

-наличие познавательной стороны этой эмоции, то есть радости познания;

-наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, то есть деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо о т других мотивов .

    Как рождается интерес? Сначала возникает любопытство - срабатывает ориентировочно-исследовательский рефлекс, который есть даже у животных. Для того, чтобы любопытство переросло в любознательность, необходима интеллектуальная активность. Любознательность стимулирует потребность в познавательной деятельности, которая вызывает интерес к предмету или явлению. Чтобы не потерялось ни одно из этих звеньев, взрослые должны поддерживать ребенка на каждом этапе его развития.

     Как отмечал В.В. Давыдов, именно в младшем школьном возрасте закладываются основы осознанной познавательной деятельности: развивается произвольность, внутренний план действий, анализ, рефлексия, саморегуляция. Учебно-познавательная деятельность является, как известно, ведущим видом деятельности младшего школьника. Основным условием, способствующим формированию активной познавательной позиции, является гуманистический, творческий, позитивный, эмоциональный, комфортный характер образовательной среды в школе.

    Несомненно, очень важно соблюдать эти условия и на уроках обучения грамоте. Овладение грамотой требует от первоклассников сложных умственных операций, большого умственного напряжения, поэтому учитель должен в занимательной форме раскрывать перед учащимися сложные вопросы.

Сознательное усвоение чтения, письма, некоторых простейших грамматических правил - значительный этап в общем культурном развитии учащихся 1 класса. Для формирования и развития познавательных интересов школьников в процессе обучения есть множество разнообразных средств, среди которых не последнее место принадлежит его занимательности. Однако не следует забывать, что в применении занимательности на уроке надо знать меру, чтобы это важное дидактическое средство не сыграло в учебном процессе отрицательную роль.

     По мысли К.Д. Ушинского, нужно уметь правильно сочетать занимательное и незанимательное, «не наклоняя ни в ту, ни в другую сторону» . Помогут в этом различного вида дидактические игры, которые по-разному влияют на младших школьников. Средства, обеспечивающие занимательность обучения, могут применяться на разных этапах обучения грамоте в начальной школе, в том числе при обобщении и закреплении знаний, умений и навыков учащихся по отдельной теме или разделу изучаемого предмета. Различные занимательные игры помогают развивать познавательный интерес и при обучении первоклассников русскому языку, особенно грамоте.

     Среди приемов активизирующих познавательную деятельность учащихся можно выделить:

1) Речевые разминки - «Спросите друг у друга», «Минутка Почемучки», диалог-драматизация стихотворения, формулировка вопросов к рисунку, разыгрывание диалогов (диалогов реальных лиц, диалогов растений и животных, диалогов оживших предметов), разыгрывание пантомимических сцен.

2) Логические задачи - отгадывание загадок; чтение логического рассказа - загадки и ответ на вопрос; подбор загадок, решение проблемных вопросов, вопросов-тестов; решение логической задачи в виде рисунка-загадки, ребуса.

3) Творческие задания:

    Творческие рассказы - сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия, сюжетный и описательный рассказ на основе обобщенных знаний, описательный рассказ на основе сравнения разных явлений, рассказ-этюд, рассказ - сочинение, рассказ-диалог. Их отличительные особенности - передача собственного мнения школьника, содержание выходит за рамки изученного, тема рассказа требует размышления.

    Творческие задания с использованием музыки и живописи - сопоставление музыкального произведения с настроением пейзажа, определение характера и настроения музыкального произведения, создание воображаемой картины к нему, определение характера произведения живописи и создание воображаемого музыкального произведения к нему;

Учебно-ролевые игры - создание воображаемой ситуации и ее разыгрывание, игры - диалоги с использованием кукол, переделывание сказок и их разыгрывание.

      Создание проблемных ситуаций.

При использовании занимательности в процессе обучения следует учитывать степень трудности вопросов и заданий, индивидуальные особенности учащихся, их отношение к предмету. Учителю надо тщательно подходить к отбору занимательного материала, учитывать в практике работы, что одни занимательные задания воздействуют на воображение ребенка, образные представления, чувства, другие - обостряют и углубляют наблюдательность, требуют сообразительности, умения привлекать изученный материал, пользоваться справочной и другой литературой.

Активизация познавательной деятельности становится выше в том случае, когда педагоги целенаправленно организуют взаимодействие учащихся в познании, предметно-практической деятельности, игре и общении, то есть организуют познавательную деятельность на уроке так, чтобы каждый имел возможность и стремление стать ее субъектом. Нужно, чтобы содержание и формы создавали условия для удовлетворения тех потребностей, которые являются источниками активности личности.

      В процессе работы над некоторыми разделами программы по русскому языку широко используются:

- Игры - соревнования (конкурсы сказок, загадок «Кто верней и быстрей?», «Не зевать!» и др.);

- Игры-задачи («Найди…»);

- Игры-предположения («Что произойдет если…»);

- Сюжетно-ролевые игры (Отличаются наличием определенной роли, которую берет на себя каждый из учащихся и учитель, заданного сюжета и действий участников, обусловленных ролью).

Дидактические игры и занимательные упражнения применяются для повышения эффективности учебного процесса.

     Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, моменты неожиданности, удивления, загадочности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности.

      Ценность дидактических игр заключается и в том, что дети в значительной мере самостоятельно учатся, активно помогая друг другу и взаимно себя проверяя.

Таким образом, можно подвести итог: эффективным средством активизации познавательной деятельности и исследовательской культуры младших школьников на уроках обучения грамоте являются дидактические игры.

При их использовании значительно повышается познавательный интерес младших школьников к обучению грамоте;урок становиться более ярким, необычным, эмоционально насыщенным; активизируется учебно-познавательная деятельность младших школьников.

     Приемы и формы работы на уроках обучения грамоте возможны самые разнообразные. Все зависит от профессионализма и творчества учителя. Использование игр в процессе обучения превращает их в категорию дидактических, где процесс образования погружен в процесс общения, а активность обучающихся сравнима или даже превосходит активность педагога.

Литература:

1.Александрович, Н.Ф. Внеклассная работа по русскому языку. - Минск.: Народная АСВЕТА, 2003. - 116 с.

2.Блехер, Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения в первом классе. - М.: Эксмо,- 2008.-184 с.

3.Ушаков, Н.Н. Занимательные материалы к урокам русского языка в начальных классах. 2-е издание.- М. - Аст, 2006. - 83 с.

4.Панов, Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. - М.: Педагогика, 2009. - 264 с.

5. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М.: Просвещение, 1971. - с. 32-38.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных интересов младших школьников на уроках обучения грамоте

Материал из опыта работы по учебнику Р.Н. Бунеева "Моя любимая азбука"...

Прект "Активизация познавательнойй деятельности и развитие самостоятельности младших школьников на уроках математики"

Активизация познавательной деятельности и развития самостоятельности  являются  объективными  условиями сознательного  и прочного усвоения школьниками  знаний, умений и навыко...

Доклад "Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры младших школьников на уроках математики по ФГОС."

Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. И это закономерно, т.к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе к...

Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках математики по ФГОС НОО

Проблемы активизации познавательной  деятельности и исследовательской культуры младших школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. И ...

Использование проектной деятельности на уроках, как средство активизации познавательной деятельности и повышение мотивации младших школьников ( из опыта работы)

Метод проектов – это одно из средств активизации познавательной деятельности школьников. Обучение школьников проектной деятельности является актуальным, так как метод проектов - одно из инноваци...

Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры младших школьников на уроках математики

Вопросы активизации познавательной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффект...

Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках математики по ФГОС НОО

Активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель....