Мастер-класс «Технология формирования школьного коллектива».
консультация
выступелние на конкурсе "Учитель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchitel_goda_master-klass_rech.docx | 37.17 КБ |
master_klass_velichkovskaya_t._v_mou_sosh_19.pptx | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
Видеоролик.(20 сек)
Презентация 1 слайд.
Здравствуйте, коллеги, гости, уважаемые судьи. Согласитесь, что всем знакома подобная ситуация. Наличие конфликтов в школьном коллективе не редкость, и это значительно усложняет процесс обучения. Психологический климат в классе очень важен. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Поэтому темой своего мастер-класса я выбрала «Технологию формирования школьного коллектива».
Презентация 2 слайд.
Зачастую, стараясь избежать лишних конфликтов, мы, учителя, стараемся минимизировать контакты между обучающимися, негативно настроенными по отношению друг к другу. Но это не решает проблемы. С чего же начать? Для начала нужно изучить внутригрупповые связи в коллективе. Для этого отлично подходит методика социометрии Якоба Леви Морено ( на ней я не буду останавливаться подробно). Начиная с 1 класса я провожу ее для своих учеников, и она помогает мне верно определить ребят наиболее нуждающихся в поддержке с моей стороны.
Презентация 3 слайд.
Коротко по каждому классу.
Презентация 4 слайд.
1 класс – начало формирование коллектива. Ребята еще не знают имен друг друга, выделяются микро-группы, дети держатся обособленно.
Презентация 5 слайд.
2 класс – детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время. Выделяются дети, непринятые коллективом.
Презентация 6 слайд.
3 класс – отношения детей между собой уже основаны на личном опыте, становятся все более осознанными.
Но, выявляя лидеров, предпочитаемых изолированных и игнорируемых, мы также можем отследить и отношения внутри этих статусных групп. Так, лидеры в классе могут быть соперниками, и это не редкость.
Презентация 7 слайд.
Организуя групповую работу,
Презентация 8 слайд.
мы чаще объединяем либо тех, кто сидит рядом, либо планируем работу «сильный+слабый».
Презентация 9 слайд.
Но, если ставить в пару ребят, которые заведомо не хотят контактировать друг с другом, не умеют этого делать, то это со временем дает свои плоды. Уровень сложности в данной работе должен быть довольно высоким. И, вынужденные достигнуть общую цель, дети начинают по-другому смотреть друг на друга – «закадычным врагам» приходится временно забывать о своей неприязни (оговорюсь, это срабатывает эффективнее в младшем школьном возрасте, когда обиды почти всегда не имеют серьезных оснований). При достижении цели ситуации успеха объединяет и сплочает ребят. И, если делать такую работу регулярно, то результат не заставит себя ждать.
Презентация 10 слайд.
Конфликтующим детям, безусловно, трудно включаться в коллективную или групповую работу. Но есть и другие ребята, которые периодически появляются в каждом классе, это – новенькие. Им также сложно сразу включиться в работу класса.
Для демонстрации мастер-класса мне понадобятся добровольцы из зала – 4 человека (четверо наших новеньких). Деятельность, которой будут объединены ребят класса со вновь поступившими, должна быть близка и понятна обоим. Уровень сложности должен быть невысоким, но работа должна быть такой, чтобы она мотивировала к сотрудничеству.
Для максимальной наглядности технологии сегодня команды будут выполнять следующее задание: четыре группы «новенький + старенький» должны будут за 5 минут приготовить блюдо по заданным рецептам. Перед каждой парой находится конверт, в котором они найдут карточки с названиями продуктов и карточку с рецептом блюда. Но не все необходимые ингредиенты есть в конверте, некоторые нужно найти, обратившись в соседнюю команду. Кто будет искать, а кто останется на месте, решает жребий, в конверте у каждой команды 2 фишки.
Презентация 11 слайд.
И так правила:
1) Спрашивать недостающие продукты можно только по часовой стрелке (это правило убегает от хаоса)
2) Обращаться друг к другу нужно обязательно по имени и сначала здороваться, использовать САМЫЕ вежливые слова при общении и в конце в любом случае говорить «спасибо»
Презентация 12 слайд.
Для удобства общения у участников будут бэйджи. Каждая команда получает рецепт:
1 группа: компот – яблоко, груша, сахар, персик.
2 группа: каша дружба – масло, молоко, пшено, рис
3 группа: пюре – сливки, картофель, соль, зелень
4 группа: рагу - морковь, перец, кабачок, лук
Продукты распределены таким образом, что только в последней команде ищущий сможет найти искомое. В итоге, он пройдёт по кругу и должен будет поздороваться и пообщаться с каждой группой.
Распределение «продуктов».
1 группа: компот – яблоко, соль, пшено, лук
2 группа: каша дружба – масло, перец, груша, картофель
3 группа: пюре – сливки, кабачок, персик, рис
4 группа: рагу - морковь, сахар, молоко, зелень
Во время работы
Понятно, что здесь у нас цель задания приготовить блюдо по рецепту. Но на уроках это тоже вполне применимо:
на уроке математики это может быть поиск уравнения с заданным корнем или примера с определенным результатом;
если говорить о русском языке - это может быть поиск слова с определенным значением или предложение какого-то определенного состава;
окружающий мир - изображение какого-то определённого животного или растения;
на чтение - это может быть рифма к какому-то слову.
Презентация 13 слайд.
Если говорить о возрастных особенностях,
Презентация 14 слайд, 15 слайд
то в 1 классе очень хорошо подходит Методика «Рукавички». Соблюдаются все необходимые условия – работа для 7летнего ребенка сложная, результат зависит от обоих, как бы они друг к другу не относились и это интересно. И, что важно для этого возраста, результат можно подержать в руках.
2 класс
Презентация 16 слайд
Дети уже хорошо умеют писать. Игра «Умники и умницы», в которой распределены роли между всеми членами команды. Ее можно проводить на любом уроке, уровень сложности также может быть любым.
3 класс
Презентация 17 слайд, 18 слайд
Игра «Поиск клада». В этом году в нашем классе много новеньких, поэтому она была больше направлена на знакомство и общение. В принципе, можно ее проводить и на более сложном уровне, тогда она может иметь и обучающее значение.
Посмотрите, получилось, что все члены команды пообщались друг с дружкой, узнали имена друг друга, в итоге пришли к общей цели и остались довольны. Правда, же?
Диалог, который создается на вынужденных условиях, не вызывает при этом негатива и, напротив, сплочает коллектив. Если коллектив способен выполнить все более сложные задачи, то это значит, что он растёт. Антон Семёнович Макаренко считал Закон движения коллектива одним из ведущих на пути организации коллективной деятельности.
Каждый ребенок приходит в коллектив со своими целями, притязаниями на определенное место в группе, своими представлениями и ценностными ориентациями. Своей задачей, как учителя, я считаю помочь ему занять это место. И, если на начальном этапе занять так называемую открытую педагогическую позицию: определить членов группы, то в дальнейшем группа начинает функционировать более самостоятельно, остается наблюдать и направлять со стороны. Дети, умеющие найти контакт внутри класса с малознакомым ребенком или с ребенком, который им откровенно неприятен, учатся очень важному универсальному умению – умению общаться. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. И это умение, полученное еще в начальной школе, пригодится им и дальше и даже вне школьных стен.
Презентация 19 слайд
Закончить свое выступления я хочу словами Артура Шопенгауэра. «Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон; лишь в обществе с другими людьми он может сделать многое».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Технология формирования школьного коллектива».
Методика социометрии Якоба Леви Морено - лидеры - предпочитаемые - игнорируемые - изолированные
Ярко прослеживалось, какие дети пришли из одного детского сада или живут рядом.
Начинает наблюдаться группирование детей по общим интересам.
В ответах на вопросы чаще прослеживается взаимный выбор, как в позитивном, так и в негативном отношении.
Лидеры
*Сидим вместе* *Сильный + Слабый*
Трудно включаться в коллективную или групповую работу Конфликтующим детям Детям, недавно появившимся в коллективе
Правила : Спрашивать недостающие продукты можно только по часовой стрелке Обращаться друг к другу нужно обязательно по имени и сначала здороваться , использовать вежливые слова при общении
1 группа: компот – яблоко, груша, сахар, персик. 2 группа: каша дружба – масло, молоко, пшено, рис 3 группа: пюре – сливки, картофель, соль, зелень 4 группа: рагу - морковь, перец, кабачок, лук
Математика: - уравнения с заданным корнем примера с определенным результатом … Русский язык: - слово с определенным значением предложение определенного состава … Окружающий мир: - изображение животного или растения Заданное историческое событие … Чтение: рифма к слову автор определённого произведения …
Артур Шопенгауэр «Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон; лишь в обществе с другими людьми он может сделать многое».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер – класс на тему: Формирование навыков здорового образа жизни посредством новых педагогических технологий.
Мастер – класс на тему: Формирование навыков здорового образа жизни посредством новых педагогических технологий....
Родительское собрание. Диспут для родителей на тему: Роль семьи и школы в формировании школьного коллектива
Роль семьи и школы в формировании школьного коллектива...
Мастер - класс "Образовательные технологии обучения учащихся с рисками школьной неуспешности"
Материал предназначен для педагогов....
Мастер класс Тема: «Технология квиллинг, как одно из средств развития мелкой моторики и речи детей младшего школьного возраста»
Развитие связаной речи детей с ОНР с помощью нетрадиционной технологии квиллинг...
презентация к мастер-классу Тема: «Технология квиллинг, как одно из средств развития мелкой моторики и речи детей младшего школьного возраста»
познакомить с техникой квиллинг, научить изготавливать базовые формы, составлять из них различные композиции;-проследить положительное влияние использования техник...
Мастер-класс «Интерактивные технологии обучения как основа формирования познавательного интереса у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС»
Материал для проведения мастер-класса...
родительское собрание "Роль семьи и школы в формировании школьного коллектива"
Родительское собрание на тему: Роль семьи и школы в формировании школьного коллектива...