Мониторинг уровня сформированности УУД в начальных классах.
методическая разработка (2, 3, 4 класс)
Мониторинг сформированности УУД в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_urovnya_sformirovannosti_uud_v_nachalnoy_shkole.docx | 51.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг уровня сформированности УУД по ФГОС в начальной школе.
Требования к результатам освоения общего образования структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Ориентация учебного процесса на достижение ожидаемых (планируемых) результатов освоения учебных программ является одним из важных отличительных особенностей ФГОС. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы (личностные, метапредметные и предметные) рассматриваются как механизм реализации требований стандарта к результатам обучающихся и служат основой объективности оценки уровня образования обучающихся.
Новые требования к результатам вносят определенные изменения в систему традиционного оценивания. Система оценки, определенная ФГОС нового поколения, должна быть направлена на определение уровня достижения не только предметных, но и метапредметных результатов, а также учитывать динамику личностного развития ребенка.
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА
уровня сформированности
коммуникативных УУД
2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
Коммуникация как кооперация | Отвечает на вопросы, участвует в диалоге, работает в паре | |||
Участвует в диалоге, слушает и понимает других | ||||
Выполняет различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении проблемы | ||||
Высказывает свою точку зрения, выслушивает других, участвует в работе группы, распределяет роли, договаривается с другими | ||||
Умеет договариваться, находить общее решение, умеет аргументировать свое предложение, убеждает и уступает | ||||
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликтов интересов. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | ||||
Коммуникация как интеракция | Соблюдать нормы речевого этикета .Понимать речевое обращение другого человека | |||
Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета и дискуссионной культуры. Понимать точку зрения другого. | ||||
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой- либо предмет или вопрос. Уважение позиции других людей , отличную от собственной. Учет разных мнений и умение обосновать собственное. | ||||
Слушать и понимать речь других | ||||
Коммуникация как интериоризация | Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно- популярных книг, понимать прочитанное. |
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА
уровня сформированности
личностных УУД
Нормативный показатель УУД | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||
Самопознание и самоопределение самооценка | Чувство необходимости учения | |||||
Формирование своей точки зрения | ||||||
Предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа, адекватное содержательное представление о школе, предпочтение социального способа оценки своих знаний | ||||||
Адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик» | ||||||
Адекватное представление о себе как личности и своих способностях, осознание способов поддержания своей самооценки | ||||||
Смыслообразование мотивация | Интерес к новому, сформированность учебных мотивов, стремление к получению высоких оценок | |||||
Сформированы учебные мотивы : желание учиться, желание выполнять согласно школьному распорядку | ||||||
Сформированность социальных мотивов(чувство долга, ответственность), сформированы познавательные мотивы и интересы | ||||||
Устанавливает связи между учеником и будущей профессиональной деятельностью | ||||||
Стремится к самоизменению – приобретению новых знаний и умений, мотивирован на высокий результат учебных достижений | ||||||
Нравственно – этическая ориентация | Ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости) | |||||
Учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости, Имеет начальное представление о нравственных нормах | ||||||
Может выделять морально-этическое содержание событий и действий, формируется система нравственных ценностей | ||||||
Имеет опыт осуществления личностного морального выбора, может оценивать события с точки зрения моральных норм | ||||||
Имеет позитивный опыт осуществления личностного морального выбора, может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм |
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА
метапредметных результатов обучения учащихся
2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Регулятивные УУД | |||
1.Самостоятельно формулирует задание | |||
2.Выбирает для выполнения определенной задачи различные средства | |||
3.Осуществляет итоговый и пошаговый контроль результатов | |||
4.Оценивает результаты собственной деятельности | |||
5.Адекватно воспринимает критику ошибок и учитывает ее в работе над ошибками | |||
6.Ставит цель собственной познавательной деятельности и удерживает ее | |||
7.Планирует собственную внеучебную деятельность с опорой на учебники и рабочие тетради | |||
8.Регулирует свое поведение в соответствии с моральными нормами и этическими требованиями | |||
9.Планирует собственную деятельность , связанную с бытовыми жизненными ситуациями | |||
Познавательные УУД | |||
1.Ориентируется в учебниках | |||
2.Самостоятельно предполагает , какая дополнительная информация будет нужна для изучения неизвестного материала | |||
3.Сопоставляет и отбирает информацию, полученную из разных источников | |||
4.Составляет сложный план текста | |||
5.Устанавливает причинно-следственные связи, строит логичные рассуждения, анализирует, сравнивает, группирует различные объекты | |||
6.Самостоятельно делает выводы, перерабатывает информацию, представляет информацию в виде схем, таблиц | |||
7.Умеет передавать содержание в сжатом, развернутом виде | |||
Коммуникативные УУД | |||
1.Владеет диалоговой формой речи | |||
2.Читает вслух и про себя тексты учебников, других книг, понимает прочитанное | |||
3.Оформляет свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций | |||
4.Отстаивает свою точку зрения, имеет собственное мнение и позицию | |||
5.Критично относится к своему мнению , учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в паре | |||
6.Участвует в работе группы , выполняет свою часть обязанностей , учитывая общий план действий и конечную цель | |||
7.Осуществляет самоконтроль , взаимоконтроль и взаимопомощь | |||
8.Адекватно использует речевые средства для решения коммуникативных задач |
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА
уровня сформированности познавательных УУД
Вид УУД | Нормативные показатели | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Общеучебные универсальные действия | Ориентироваться в учебнике отвечать на простые и сложные вопросы учителя самим задавать вопросы | |||
Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план | ||||
Находить необходимую информацию в учебнике, в словарях | ||||
Самостоятельно предлагать информацию которая будет нужна, отбирать источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. | ||||
Составлять сложный план сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников | ||||
Логические учебные действия | Сравнивать предметы, объекты : находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков | |||
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности ; самостоятельно продолжать их по установленному правилу | ||||
Анализировать, сравнивать группировать различные объекты, явления, факты | ||||
Ориентироваться в учебнике : определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела | ||||
Постановка и решение проблем | Определять умения, которые будут сформированы на основе данного раздела. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания. Наблюдать и делать простые выводы | |||
Извлекать информацию , представленную в разных формах (текст, таблица схема, модель) для решения проблем | ||||
Планировать свою работу по изучению незнакомого материала | ||||
Самостоятельно делать выводы перерабатывать информацию преобразовывать ее , представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений | ||||
Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде | ||||
Планировать работу по изучению незнакомого материала |
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ДИАГНОСТИКА
уровня сформированности регулятивных УУД
Нормативные показатели | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
Целеполагание –постановка учебной задачи | Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи, регулирует весь процесс выполнения. Определяет цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности под руководством учителя и самостоятельно | ||||
Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий, регулирует процесс выполнения | |||||
Четко осознает свою цель и структуру найденного способа решения новой задачи | |||||
Формулировать и удерживать учебную задачу | Столкнувшись с новой задачей , самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней | ||||
Выходит за пределы требований программы. Четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения | |||||
Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов действия | |||||
Контроль в форме сличения с эталоном | Высокий уровень ориентировки на заданную систему требований, может сознательно контролировать свои действия | ||||
Высокие показатели объема и концентрации внимания | |||||
Осознает правило контроля , ошибки исправляет самостоятельно | |||||
Контролирует процесс решения задачи другими учениками | |||||
Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно | |||||
Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения | |||||
Оценка –выделение и осознание того , что усвоено | Работает точно по образцу, может оценить действия других | ||||
Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнеся его со схемой деятельности | |||||
Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а так же границ их применения | |||||
Может оценить действия других учеников |
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ,ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ, ДЕЙСТВИЙ КОНТРОЛЯ,УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ, ДЕЙСТВИЙ ОЦЕНКИ,
СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КЛАССА,ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ.
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
учебно –познавательных интересов учащихся
Уро- вень | Название | Основные диагностические признаки | 2класс | 3класс | 4класс |
1 | Отсутствие интереса | Интерес практически не обнаруживается(исключение- положительная реакция на яркий и забавный материал) | |||
2 | Реакция на новизну | Положительные реакции возникают только на новый материал, касающийся только конкретных фактов, но не теории. | |||
3 | Любопытство | Положительные реакции возникают на новый теоретический материал, но не на способы решения задач. | |||
4 | Ситуативный учебный интерес | Возникает на способы решения новой частной единичной задачи, но не на системы задач. | |||
5 | Устойчивый учебно – познавательный интерес | Возникает на общий способ решения целой системы задач , но не выходит за пределы изучаемого материала. | |||
6 | Обобщенный учебно- познавательный интерес | Возникает независимо от внешних требований и выходит за рамки изучаемого материала .Непременно ориентирован на общие способы решения системы задач. |
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
целеполагания учащихся
Уро вень | Название | Основной диагностический признак | 2класс | 3класс | 4класс |
1 | Отсутствие цели. | Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично, не знает , что именно надо делать. | |||
2 | Принятие практической задачи. | Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических не ориентируется. | |||
3 | Переопределение познавательной задачи в практическую | Принимает познавательную задачу , осознает ее требование, но в процессе ее решения подменяет познавательную задачу практической. | |||
4 | Принятие познавательной цели | Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи. | |||
5 | Переопределение практической задачи в познавательную | Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действия в соответствии с ней. | |||
6 | Самостоятельная постановка новых учебных целей | Самостоятельно формулирует новые познавательные цели без какой- то стимуляции извне, в том числе и со стороны новой практической задачи; цели выходят за пределы требований программы. |
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
действий контроля учащихся
Уро вень | Название | Основной диагностический признак | 2класс | 3класс | 4класс |
1 | Отсутствие контроля | Учебные действия не контролируются, не соотносятся со схемой; допущенные ошибки не замечаются и не исправляются даже в отношении многократно повторенных действий. | |||
2 | Контроль на уровне непроизвольного внимания | В отношении многократно повторенных действий может, хотя и не систематически, неосознанно фиксировать факт расхождения действий и непроизвольно запомненной схемы; заметив и исправив ошибку не может обосновать своих действий. | |||
3 | Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания | При выполнении нового действия введенная его схема осознается , однако затруднено одновременное выполнение учебных действий и их соотнесение со схемой; ретроспективно такое соотнесение проделывает, ошибки исправляет и обосновывает. | |||
4 | Актуальный контроль на уровне произвольного внимания | Непосредственно в процессе выполнения действия ученик ориентируется на усвоенную им обобщенную схему и успешно соотносит с ней процесс решения задачи почти не допуская ошибок. | |||
5 | Потенциальный рефлексивный контроль | Решая новую задачу, успешно применяет к ней старую неадекватную схему однако с помощью учителя обнаруживает неадекватность схемы новым условиям и пытается внести в действие коррективы. | |||
6 | Актуальный рефлексивный контроль | Решая новую задачу, самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием схемы и новых условий задачи , и самостоятельно вносит коррективы в схему, совершая действия безошибочно |
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
учебных действий учащихся
Уро вень | Название | Основной диагностический признак | 2класс | 3класс | 4класс |
1 | Отсутствие учебных действий как целостных единиц деятельности | Не может выполнять учебные действия как таковые может выполнять лишь отдельные операции без их внутренней связи с другом или копировать внешнюю форму действий. | |||
2 | Выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем | Содержание действий и их операционный состав осознаются; приступает к выполнению действий, однако без внешней помощи организовать свои действия и довести их до конца не может; в сотрудничестве с учителем работает относительно успешно. | |||
3 | Неадекватный перенос учебных действий | Ребенок самостоятельно применяет усвоенный способ действий к решению новой задачи, однако не способен внести в него даже небольшие изменения чтобы приноровить его к условиям конкретной задачи. | |||
4 | Адекватный перенос учебных действий | Умеет обнаруживать несоответствие новой задачи и усвоенного способа; пытается самостоятельно перестроить известный ему способ, однако может это сделать только при помощи учителя. | |||
5 | Самостоятельное построение учебных действий | Решая новую задачу самостоятельно строит новый способ действия или модифицирует известный ему способ делает это постепенно, шаг за шагом и в конце без какой-либо помощи извне правильно решает задачу. | |||
6 | Обобщение учебных действий | Опирается на принципы построения способов действия и решает новую задачу « с хода», выводя новый способ из этого принципа а не из модификации известного частного способа. |
УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ
действия оценки учащихся
Уро вень | Название уровня | Основной диагностический признак | 2класс | 3класс | 4класс |
1 | Отсутствие оценки | Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий ни самостоятельно, ни даже по просьбе учителя. | |||
2 | Неадекватная ретроспективная оценка | Ученик не умеет ,не пытается оценить свои действия , но испытывает потребность в получении внешней оценки своих действий , ориентирован на отметки учителя. | |||
3 | Адекватная ретроспективная оценка | Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия. | |||
4 | Неадекватная прогностическая оценка | Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения , однако при этом учитывает лишь факт ее знакомости или незнакомости , а не возможности изменения известных ему способов действия. | |||
5 | Потенциальная адекватная прогностическая оценка | Приступая к решению новой задачи , может с помощью учителя , но не самостоятельно , оценить свои возможности в ее решении , учитывая возможное изменение известных ему способов действия. | |||
6 | Актуальная адекватная прогностическая оценка | Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая возможное изменение известных ему способов действия. |
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КЛАССА.
Уровень развития социальных качеств
учеников начальной школы
Качества личности учащегося | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Патриотизм | |||
Товарищество | |||
Уважение к старшим | |||
Дисциплинированность | |||
Трудолюбие | |||
Любознательность | |||
Любовь к прекрасному | |||
Стремление быть сильным, ловким |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
Учебно – исследовательские и проектировочные
умения, технологическая дисциплина
Учебно- исследовательские умения | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Выполнять инструкции при решении учебных задач | |||
Осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами | |||
Получать необходимую информацию об объекте деятельности , используя рисунки, схемы, чертежи, эскизы на бумажных и электронных носителях | |||
Изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, чертежу | |||
Выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам | |||
Соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия | |||
Создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов | |||
Осуществлять декоративное оформление и отделку изделий | |||
Выполнять домашний труд (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта) | |||
Соблюдать правила личной гигиены и безопасных приемов работы с материалами, инструментами и бытовой техники; средствами информационных и коммуникационных технологий | |||
Создавать различные изделия из доступных материалов по собственному замыслу | |||
Осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы | |||
Решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера | |||
Вести поиск информации с использованием простейших запросов | |||
Изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере | |||
Объяснять роль трудовой деятельности в жизни человека | |||
Ориентироваться в распространенных видах профессий ( с учетом региональных особенностей) | |||
Осознавать влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье | |||
Определять область применения и назначение инструментов , различных машин, технических устройств ( в том числе компьютеров) | |||
Ориентироваться в основных источниках информации | |||
Определять назначение основных устройств компьютера | |||
Понимать правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами , бытовой техникой ( в том числе компьютером) |
ХАРАКТЕРИСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ
КОМПОНЕТОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Фамилия, имя | Компоненты учебной деятельности | ||||
Учебный интерес | Целепо- лагание | Учебные действия | Контроль | Оценка | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа мониторинга уровня сформированности ууд в начальной школе
Программа мониторинга уровня сформированности УУД в начальной школе...
Программа мониторинга уровня сформированности УУД в начальной школе.
Программа содержит технологическую карту формирования УУД в начальной школе, а так же диагностические методики....
Программа мониторинга уровня сформированности УУД в начальной школе
Данный материал содержит основные аспекты программы мониторинга уровня сформированности УУД в начальной школе....
Программа мониторинга уровня сформированности УУД в начальной школе
Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но прежде всего, на формирование личности учащихся, ...
Программа мониторинга уровня сформированности УУД в начальной школе
Презентация Программы мониторинга уровня сформированности УУД в начальной школе на районном семинаре...
Программа мониторинга уровня сформированности УУД в начальной школе
Данный документ содержит материалы для определения уровня сформированности УУД у учащихся начальных классов...
Программа мониторинга уровня сформированности УУД в начальной школе
Программа формирования универсальных учебных действий – один из базовых документов, конкретизирующий требования к результатам начального общего образования и дополняющий содержание учебно-...