Адаптированная рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
рабочая программа (2 класс)
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающиеся по программе с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.1) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru-2_klass.docx | 70.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная рабочая программа
по окружающему миру
2 класс
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обучающиеся по программе с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 7.1) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2017, рабочей программы. Окружающий мир. Москва. «Просвещение» 2011, автор А. А. Плешаков- УМК «Школа России», Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, 2017г.
АООП НОО обучающихся с ЗПР реализуется через УМК «Школа России».
Адаптированная рабочая программа обучающихся с ОВЗ предполагает, что обучающиеся с задержкой психического развития (ЗПР) получат образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 - 4 классы).
Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР - обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР предусматривает решение следующих основных задач:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
• достижение планируемых результатов освоения адаптированной программы, целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья;
• становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
• обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
• обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
• выявление и развитие возможностей и способностей, обучающихся с ЗПР, через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
• использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы.
В основу разработки и реализации адаптированной программы, обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты адаптированной программы обучающихся с ЗПР создаются и реализуются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ к:
• структуре адаптированной программы;
• условиям реализации адаптированной программы;
• результатам освоения адаптированной программы.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
-прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей учащихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности учащегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• принцип преемственности, предполагающий при проектировании адаптированной программы начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования учащихся с задержкой психического развития;
• принцип целостности содержания образования.
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения учащимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающихся к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР
Обучающиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация АООП НОО с ЗПР соотносится с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК.
АООП НОО адресована обучающимся, достигшим к моменту поступления в образовательную организацию уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально – научного познания и эмоционально – ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально – гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально – гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно – научных и социально – гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально – гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать свое место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико – ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно – следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно – нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно – ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально – научному и эмоционально – ценностному постижению окружающего мира.
Содержание программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального образования, поэтому изменения и дополнения в программу не внесены.
Рабочая программа рассчитана на 68 ч, 2 часа в неделю.
Срок реализации программы – 1 год.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея целостности мира;
- идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно – научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе. Её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру – это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно – поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно – образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа – определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого – этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Курс рассчитан на 270 ч:1 класс - 66 ч (33 учебные недели), 2 – 4 классы – по 68 ч. (34 учебные недели).
В ходе реализации данной программы применяются следующие
Формы: урок, групповая работа, работа в парах, коллективная и индивидуальная работа.
Методы: наглядно-образный, словесный, проблемный, аналитико-синтетический.
Формы контроля: самостоятельная работа, тест.
На уроках используются следующие технологии: игровые, технология проектного обучения. Неотъемлемой частью уроков является использование новых информационных технологий. Использование применяемых в учебном процессе ИКТ ставит своей целью реализацию следующих задач:
- поддержка и развитие системности мышления обучаемого;
- поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений;
- реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности;
Формами и средствами контроля являются индивидуальный и фронтальный опросы, пересказы, проверочные работы, тесты.
Ценностные ориентиры содержания курса
● Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
● Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её формы.
● Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
● Человечество как многообразие народов, культур, религий.
● Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
● Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
● Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
● Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
● Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно – и социально – нравственное.
● Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко – культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Содержание тем учебного предмета «Окружающий мир», 2 класс
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и представлены в программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество».
Человек и природа.
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, ветер, дождь, гроза.
Звёзды и планеты. Созвездия. Географическая карта и план. Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте. Ориентирование на местности. Компас.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края.
Водоёмы (водные богатства), их разнообразие (океан, река, море, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы (водные богатства) родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека.
Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники и травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей. Растения родного края.
Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, деревья). Бережное отношение человека к растениям.
Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных, занесённых в Красную книгу.
Общее представление о строении тела человека. Характеристика отдельных внутренних органов человека. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Номера телефонов для вызова экстренной помощи. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
Человек и общество.
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом.
Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент РФ – глава государства.
Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др.
Россия на карте; государственная граница России.
Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору).
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.
Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; учреждения культуры, спорта и образования, музеи, театры. Особенности труда людей родного края, их профессии. Важные сведения из истории родного края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Основы правильного питания.
Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года.
Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Тематическое планирование, 2 класс
№ п/п | Раздел | Количество часов | Проекты |
1. | Где мы живём | 4 | |
2. | Природа | 20 | «Красная книга или Возьмем под защиту» |
3. | Жизнь города и села | 10 | «Профессии» |
4. | Здоровье и безопасность | 9 | |
5. | Общение | 7 | «Родословная» |
6. | Путешествия | 18 | «Города России», «Страны мира» |
Итого: 68 часов 6ч.
Экскурсии (заочные)
1. «В гости к осени».
2. «В гости к зиме».
3. «В гости к весне».
УМК «Школа России»
Для учителя:
- «Примерные программы по учебным предметам». /Составитель: Е.С. Савинов, член-корреспондент; РАО А.М. Кондаков, академик Л.П. Кезина.
(Стандарты второго поколения). М.: Просвещение, 2015г.
- Сборник рабочих программ «Школа России».
Окружающий мир. 1 – 4 кл.
(авт. А. А. Плешаков)
М.: Просвещение, 2015 г.
- Итоговая аттестация. Окружающий мир: типовые тестовые задания. 2кл.
(авт. О. Н. Крылова)
М.: «Экзамен», 2015 г.
Литература для учащихся.
- Учебник. Окружающий мир в 2- х частях. 2 класс, (авт. А. А. Плешаков)
М.: Просвещение, 2011 г.
- Окружающий мир. Рабочая тетрадь в 2-х частях, (авт. А. А. Плешаков) М.: Просвещение, 2017 г.
- От земли до неба. Атлас - определитель, (авт. А. А. Плешаков)
М.: Просвещение, 2013 г.
- Зелёные страницы (пособие для учащихся) (авт. А. А. Плешаков) М.: Просвещение, 2013 г.
Основные требования к знаниям, умениям и
навыкам для учащихся ОВЗ к концу 2 класса
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
- неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы: животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес: виды транспорта; наиболее распространенные профессии:
- строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
- основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
-названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (но нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя: выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
- приводить примеры достопримечательностей родного края. Москвы, Санкт-Петербурга.
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
Окружающий мир
Во 2-4 классах отметки выставляются по пятибалльной шкале. В целях проверки уровня достижений планируемых результатов проводятся текущие проверочные и итоговые контрольные работы. Текущие проверочные работы проводятся сразу после изучения важных и крупных тем программы. Итоговые контрольные работы являются способом проверки достигнутых планируемых результатов, обеспечивающих дальнейшее обучение по предмету.
В 1-4 классах в конце года предусматривается выполнение комплексных контрольных работ.
Особенности организации контроля по окружающему миру
Специфичность содержания предмета "Окружающий мир", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Контроль за уровнем достижений, обучающихся по окружающему миру, проводится в форме устной оценки и письменных работ: контрольных и проверочных работ, тестовых заданий.
Контрольные и проверочные работы направлены на контроль и проверку сформированности знаний, умений и навыков. Тексты работ подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Задания повышенной сложности оцениваются отдельно и только положительной отметкой.
Тесты в области метапредметных умений дают возможность проверять овладение обучающимися такими универсальными способами деятельности, как наблюдение, сравнение, выбор способа решения учебной задачи (верного варианта ответа), контроль и коррекция, оценка, распознавание природных объектов, определение истинности утверждений и умение делать вывод на основе анализа конкретной учебной ситуации.
Учёт ошибок и оценка устных ответов, письменных и практических работ
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки:
Грубые ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Негрубые ошибки:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Оценка "5" - ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4"- ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" - ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" - ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Тест
Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий
Оценка "4" ставится за 70% правильно выполненных заданий
Оценка "3" ставится за 50% правильно выполненных заданий
Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 40% заданий
Оценивание тестов
Для обработки тестов учитель может пользоваться пятибалльной системой оценки.
За правильное выполнение всех заданий (с первого по десятое) ставится отметка «5»,
за правильное выполнение 9-7 заданий ставится отметка «4»,
за правильное выполнение 6-7 ставится отметка «3»,
если выполнено заданий меньше 8 – отметка «2».
Задание 11 оценивается отдельно и только отметка «5» за правильное выполнение задания.
Исправления, сделанные ребёнком, ошибкой не считаются.
Особенностью проведения тестовых работ является полная самостоятельность учащихся. Учитель не должен помогать учащимся выполнять тестовые задания. Если учитель видит, что ученик затрудняется в выполнении какого – либо задания, нужно предложить ему перейти к следующему заданию.
Пересказ (устный опрос)
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 1-4 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
Оценка проектов
- Актуальность темы, практическая направленность и значимость работы
- Уровень творчества, оригинальность темы, подходов, предлагаемых решений
- Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов
- Объем и полнота разработок, законченность
- Сложность и трудоемкость выполнения (изготовления)
- Применение новых информационно-конструкторских технологий
- Культура оформления (соответствие стандартным требованиям, качество эскизов, схем, рисунков)
8. Качество защиты (презентация).
Оценка
Каждый из критериев оценивается по 0,1,2, 3 балла
средняя арифметическая величина:
77-81 балл - «отлично»
61-76 баллов - «хорошо»
39-60 баллов - «удовлетворительно»
Менее 38 баллов - «неудовлетворительно»
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ТЕСТОВ:
Окружающий мир
Каждое верно выполненное задание уровня:
А оценивается в 1 балл, В - в 2 балла, С - в 3 балла.
80-100% от максимальной суммы баллов – оценка «5»;
70-80% - оценка «4»;
40-60% - оценка «3»;
0-39 - оценка «2».
Тест
Оценка "5" ставится за 100% правильно выполненных заданий
Оценка "4" ставится за 70 -90 %- правильно выполненных заданий
Оценка "3" ставится за 50 – 70 % правильно выполненных заданий
Оценка "2" ставится, если правильно выполнено менее 40% заданий
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 2 класс: В 2 ч.
Рабочие тетради
Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 2 класс: В 2 ч.
Проверочные работы, дополнительная литература.
1.Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 1-4 классы.
2.Крылова О.Н. Типовые тестовые задания по окружающему миру. Итоговая аттестация. 2-4 классы.
3.Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель. Книга для начальной школы.
4.Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики.
Методические пособия.
1.Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК Плешакова А.А. 1-4 классы.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 1-4 классы.
Технические средства обучения
-персональный компьютер
Экранно-звуковые пособия видеофильмы (в том числе в цифровой форме) по окружающему миру.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
термометры для измерения температуры воздуха, воды термометр медицинский лупа компас
муляжи овощей, фруктов.
Натуральные объекты
коллекции полезных ископаемых, коллекции плодов и семян растений, (гербарии) культурных и дикорастущих растений, живые объекты (комнатные растения).
Календарно – тематическое планирование
Окружающий мир, 2 класс
Дата | По факту | Кол -во уроков | Тема урока | Формируемые УУД |
Где мы живём (4 ч). | ||||
1. | Родная страна. | познавательные, личностные, регулятивные | ||
2. | Город и село. | познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные | ||
3. | Природа и рукотворный мир. | познавательные, личностные, регулятивные | ||
4. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем». | личностные, регулятивные, коммуникативные | ||
Природа (20 ч). | ||||
5. | Неживая и живая природа. | познавательные, личностные, регулятивные | ||
6. | Явления природы. Практическая работа № 1. Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. | познавательные, личностные, регулятивные | ||
7. | Что такое погода? | познавательные, личностные, регулятивные | ||
8(4). | «В гости к осени» (заочная экскурсия). | познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные | ||
9(5). | «В гости к осени» (урок). | познавательные, личностные, регулятивные | ||
10(6). | Звездное небо. | познавательные, личностные, регулятивные | ||
11(7). | Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа №2. Знакомство с горными породами и минералами. | познавательные, личностные, регулятивные | ||
12(8). | Про воздух… | познавательные, личностные, регулятивные | ||
13(9). | И про воду. | познавательные, личностные, регулятивные | ||
14(10). | Какие бывают растения? | познавательные, личностные, регулятивные | ||
15(11). | Какие бывают животные? | познавательные, личностные, регулятивные | ||
16(12). | Невидимые нити. | познавательные, личностные, регулятивные | ||
17(13). | Дикорастущие и культурные растения. | познавательные, личностные, регулятивные | ||
18(14). | Дикие и домашние животные. | познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные | ||
19(15). | Комнатные растения. Практическая работа № 3. Приёмы ухода за комнатными растениями. | познавательные, личностные, регулятивные | ||
20(16). | Животные живого уголка. Практическая работа № 4. Правила ухода за животными живого уголка. | познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные | ||
21(17). | Про кошек и собак. | познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные | ||
22(18). | Красная книга. | познавательные, личностные, регулятивные | ||
23(19). | Будь природе другом! Проект «Красная книга» или «Возьмем под защиту». | познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные | ||
24(20). | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | личностные, регулятивные, коммуникативные | ||
Жизнь города и села (10 ч). | ||||
25(1). | Что такое экономика? | познавательные, личностные, регулятивные | ||
26(2). | Из чего это сделано? | познавательные, личностные, регулятивные | ||
27(3). | Как построить дом? | познавательные, личностные, регулятивные | ||
28(4). | Какой бывает транспорт? | познавательные, личностные, регулятивные | ||
29(5). | Культура и образование. | познавательные, личностные, регулятивные | ||
30(6). | Все профессии важны. Проект «Профессии». | познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные | ||
31(7). | «В гости к зиме» (заочная экскурсия). | познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные | ||
32(8). | В гости к зиме (урок). | познавательные, личностные, регулятивные | ||
33(9). | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | личностные, регулятивные, коммуникативные | ||
34(10). | Защита проектов «Красная книга или Возьмем под защиту», «Профессии». | личностные, регулятивные, коммуникативные | ||
Здоровье и безопасность (9 ч). | ||||
35(1). | Строение тела человека. | познавательные, личностные, регулятивные | ||
36(2). | Если хочешь быть здоров. | познавательные, личностные, регулятивные | ||
37(3). | Берегись автомобиля! | познавательные, личностные, регулятивные | ||
38(4). | Школа пешехода. Практическая работа № 5. Правила безопасности на дороге. | познавательные, личностные, регулятивные | ||
39(5). | Домашние опасности. | познавательные, личностные, регулятивные | ||
40(6). | Пожар! | познавательные, личностные, регулятивные | ||
41(7). | На воде и в лесу. | познавательные, личностные, регулятивные | ||
42(8). | Опасные незнакомцы. | познавательные, личностные, регулятивные | ||
43(9). | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | личностные, регулятивные, коммуникативные | ||
Общение (7 ч). | ||||
44(1). | Наша дружная семья. | познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные | ||
45(2). | Проект «Родословная». | познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные | ||
46(3). | В школе. | познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные | ||
47(4). | Правила вежливости. | познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные | ||
48(5). | Ты и твои друзья. | познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные | ||
49(6). | Мы – зрители и пассажиры. | познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные | ||
50(7). | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | личностные, регулятивные, коммуникативные | ||
Путешествия (18 ч). | ||||
51(1). | Посмотри вокруг. | познавательные, личностные, регулятивные | ||
52(2). | Ориентирование на местности. Практическая работа № 6. Определение сторон горизонта по компасу. | познавательные, личностные, регулятивные | ||
53(3). | Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта по местным признакам. | познавательные, личностные, регулятивные | ||
54(4). | Формы земной поверхности. | познавательные, личностные, регулятивные | ||
55(5). | Водные богатства. | познавательные, личностные, регулятивные | ||
56(6). | «В гости к весне» ( заочная экскурсия). | познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные | ||
57(7). | В гости к весне (урок). | познавательные, личностные, регулятивные | ||
58(8). | Россия на карте. | познавательные, личностные, регулятивные | ||
59(9). | Проект «Города России». | познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные | ||
60(10). | Путешествие по Москве. | познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные | ||
61(11). | Московский Кремль. | познавательные, личностные, регулятивные | ||
62. | Город на Неве. | познавательные, личностные, регулятивные | ||
63. | Путешествие по планете. | познавательные, личностные, регулятивные | ||
64. | Путешествие по материкам. | познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные | ||
65. | Страны мира. Проект «Страны мира». | познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные | ||
66. | Впереди лето. | познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные | ||
67. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | личностные, регулятивные, коммуникативные | ||
68. | Защита проектов «Родословная», «Города России». | личностные, регулятивные, коммуникативные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России для детей с овз
адаптированная рабочая программа для детей с овз 3 класс Школа Росии + КТП...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа учебного предмета «Живой мир» для обучающегося 4 класса, учебный план, которой реализует адаптированную общеобразовательную программу для детей с ограниченными возможност...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"
Адаптированная рабочая программа составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК "Школа России"
Адаптированная рабочая программа предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс 2019-2020 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 4 класс 2017-2018 учебный год
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 4 класс 2017-2018 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру 3 класс
Адаптированная рабочая программа начального общего образования по окружающему миру 3 класса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ДЦП)...