Социально-педагогическое сопровождение детей раннего возраста.
статья

В этой статье пойдет речь о социально-педагогической адаптации детей раннего возраста к дошкольной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponimanie_sotsialno.docx17.56 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-педагогическое сопровождение детей раннего возраста.

В статье рассматривается сущность процесса социально-педагогической адаптации детей раннего возраста, анализируются факторы, влияющие на успешность адаптации ребенка

дошкольного возраста к образовательной организации.

Ключевые слова: адаптация; социализация; социально-педагогическая адаптация.

Адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на

разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов,

способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться. Поэтому адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным или негативным результатам. Адаптацию в условиях до-

школьного учреждения нужно рассматривать, как процесс вхождения ребенка в новую для

него среду и болезненного привыкания к ее условиям, то есть, происходит социализация.

Существуют три фазы адаптационного процесса:

1. Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом

состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным

заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в

среднем один месяц);

2. подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги

уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного тем-

па развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами

(длится 3-5 месяцев);

3. фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети,

к концу года преодолевают указанную выше задержку темпов развития. На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние

здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а

также уровень тревожности и личностные особенности родителей.

Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым макросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая

к нарушению здоровья. Для профилактики подобных реакций необходима организация медико-психолого-педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации

к пребыванию в дошкольном образовательном учреждении. В этой работе выделяются следующие направления:

• подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему;

• организация жизнедеятельности детей в период адаптации;

• контроль состояния здоровья детей в период адаптации и минимизация возникающих

нарушений.

Психологическая готовность ребенка к ДОУ - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.

Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание,

его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям.

Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского са-

да. Как показывает анализ случаев консультативной практики - дети далеко не всегда обла-

дают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации. Ран-

ний возраст - это период от одного года до трех, когда интенсивно созревают сенсорные и

моторные зоны головного мозга, отчетливо проявляется взаимосвязь физического и нервно-

психического развития, происходит дифференциация предметно-практической и игровой деятельности, то есть, особый период для развития и социализации.

Социализация и социальная адаптация – оба эти явления выражают процесс взаимодействия личности и общества. Они взаимосвязаны и тесно переплетены между собой. Вместе с

тем, эти два процесса существенно отличаются друг от друга. Социализация – это, по утверждению И. А. Коробейникова, динамическая психосоциальная структура, обеспечивающая

интеграцию и отражение различных влияний на ребенка в процессе его развития это длительный, постепенный процесс эволюционного характера, включающий узнавание, накопление и усвоение новых знаний, умений и навыков, процесс превращения социальных ценностей и норм во внутренние механизмы регуляции собственной деятельности (процесс интериоризации).

Процесс адаптации имеет более сжатые временные границы, это, скорее, революционный процесс, в ходе которого необходимо в относительно короткие промежутки времени

устранить или усвоить создавшиеся социальные изменения и проблемы. В ходе социальной

адаптации усваиваются не все, а относительно стабильные и значимые элементы социальной

среды и наиболее типичные формы и способы решения социальных проблем. Социализация

ребенка одна из важнейших задач взрослого, ведь развитие зависит от социальных условий

его жизни.

Для успешной социально-педагогической адаптации детей раннего возраста необходимо знать и учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка. Успешная адаптация создает внутренний комфорт (эмоциональную удовлетворенность) и внешнюю адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования окружающей среды). Будет очень хорошо, если приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения перед поступлением ребенка в детский сад. Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом коррекционной работы с детьми раннего возраста является игровая терапия, проводимая как в индивидуальной, так и в групповой форме.

Дети раннего возраста любят играть с игрушками, бытовыми предметами. В процессе

игры они приобретают новые знания и навыки, познают окружающий мир, учатся общаться.

Поэтому акцент в выборе игр для детей раннего возраста мы делаем на сенсорные и мотор-

ные игры. Наша группа очень хорошо и содержательно оснащена развивающей средой, каж-

дый день для детей открыты все центры развития. Сенсорные игры дают ребенку опыт рабо-

ты с самыми разнообразными материалами: песком, глиной, бумагой. Они способствуют

развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительно-

сти. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима "пища".

Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических

функций: восприятия, памяти, внимания, мышления, речи. Сенсомоторное развитие возмож-

но лишь при взаимодействии ребенка с взрослым, который обучает его видеть, ощущать,

слушать и слышать, т.е. воспринимать окружающий предметный мир.

Задачами плодотворной работы с детьми в период социально - педагогической адапта-

ции являются:

- создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;

- понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;

- предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.

При проведении занятий мы учитываем специфику работы с маленькими детьми: все-

гда делаем к ребенку общий и индивидуальный подход, исходя из индивидуальных особен-

ностей детей. Ребёнок раннего возраста не способен самостоятельно заявить о своих пробле-

мах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризность,

агрессивность и т.д. Это обусловливает необходимость активности со стороны педагога,

психолога по выявлению психологических проблем у детей, в т.ч. и в период адаптации. В

адаптационный период, который может продолжаться от недели до трех, пребывание ребен-

ка в детском саду мы укорачиваем, и смотря как адаптируется ребенок, это время увеличива-

ется, и в результате он остается на весь день. Ребенок может сам выразить желание спать и

обедать вместе с детьми. В этот период особенно важно создать атмосферу доброжелатель-

ного взаимообщения, обогащающего чувственную сферу, обеспечить каждому ребенку эмо-

403

циональный комфорт. Учитывая, что в адаптационный период для ребенка общение со

взрослыми и сверстниками - необходимое условие эмоционального и социального развития,

в своей практике мы старались обогатить положительный опыт общения ребенка с окружа-

ющими людьми, чтобы стремился к общению, игре, приобретал гибкость и пластичность в

социальном поведении и развитии. Развивали и формировали навыки поведения в коллекти-

ве и умение контактировать в нем.

Таким образом, сущность социально – педагогической адаптации детей раннего возрас-

та к дошкольной образовательной организации должна сводиться к следующему: в обеспе-

чении процесса развития личности: создание эмоционально – доброжелательной атмосферы

в группе и благополучные условия, для того, чтобы ребенок безболезненно и легко прошел

процесс социально – педагогической адаптации; Формирование в ребенке навыки успешной

личности, для его дальнейшего развития и взаимодействия с обществом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Успешная адаптация детей раннего возраста как фактор физического и психического здоровья"

Статья, рассказывающая о решении такой важной задачи, как адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада......

Использование здоровьесберегающей техногогии в группе детей раннего возраста.

В нашей группе для укрепления здоровья детей проводится ряд мероприятий....

Пальчиковые игры в развитии речи детей раннего возраста

Развитие речи тебёнка раннего возраста через пальчиковую игру....

«Развивающее влияние мелкой моторики на речь детей раннего возраста»

Данная статья расскажет о влиянии движений пальцев на развитие речи ребёнеа....

Рабочая программа по развитию у детей раннего возраста художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Рабочая программа составлена для дополнительного образования детей (ШРР) 5-6 летнего возраста на 1 год....

«Психологические особенности обучения иностранным языкам детей раннего возраста»

Цель данного реферата – выявление психологических особенностей обучения иностранным языкам детей младшего школьного возраста посредством изучения работ различных авторов: И.А.Зимней, А.Н.Леонтьева, Н....

Праздники для детей раннего возраста в семье

Праздники для детей в семье раннего возраста...