«Развивающее влияние мелкой моторики на речь детей раннего возраста»
статья по теме
Данная статья расскажет о влиянии движений пальцев на развитие речи ребёнеа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развивающее влияние мелкой моторики
на речь детей раннего возраста».
«Движения, особенно движения пальцев рук, сами по себе необыкновенно сильно стимулируют развитие мозга, разных его отделов. И чем раньше движения входят в жизнь ребёнка, тем больших высот можно достигнуть.»
(Б.Никитин)
Возраст 2-3 лет – это возраст интенсивного развития речи. За год активный словарь ребёнка от 300 слов растёт до 1500 слов и более. Важно подчеркнуть, что развитие речи – процесс сугубо индивидуальный. Некоторые малыши начинают сразу хорошо говорить, а другие сначала нарабатывают словарный запас.
Ребёнок первых лет жизни овладевает не только смыслом слов, но и звуками родного языка. Некоторые дети даже к 5-6 годам страдают недостатками речи. В чём коренятся причины речевых недостатков? Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих факторов. Большую роль здесь играет влияние окружающих, ребёнок учится на примере речи близких ему людей.
Но и сам ребёнок, так сказать, творец своей речевой деятельности. Одним из показателей интеллектуального развития является уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук.
Исследования наших физиологов подтверждает связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшать произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребёнка. И это потому, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, указательного – оказывает благотворное влияние на состояние желудка; среднего – на кишечник; безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце. Так что пальчиковая гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребёнка.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга было известно ещё во 2 веке до н.э. в Китае. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в оптимальном состоянии.
В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим эффектом. Регулярные упражнения с шарами, зажатыми в кисти руки, улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, нормализуют деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной системы, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.
Тонкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения требуют специального развития. Развитие тонкой моторики ребёнка связано с его общим физическим и нервно-психическим развитием, поэтому ребёнку необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.
Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учёбе. Тревожного состояния ребёнка в школе.
В определённом смысле подготовку к школе можно начинать с младенчества. И пальчиковые игры для этого незаменимы: есть много шансов, что ребёнок вовремя научится хорошо связно говорить, а затем читать.
Занятия с пальчиками лучше всего начинать с трёхмесячного возраста. Пока ребёнок сосёт грудь, мама берет его ручку и массирует каждый пальчик, гладит ладошку. Поглаживать следует в направлении от кончиков пальцев к запястьям, а каждый пальчик ребёнка сгибать и разгибать по очереди.(Рука – совершенное произведение природы, тут расположено огромное количество мелких сухожилий , мышц, костей и суставов. Кисть малыша очень чувствительная, она гораздо нежнее взрослой и очень бурно реагирует на внешние раздражители.) Эти занятия полезно проводить ежедневно в течении 2-3 минут. Такие простые упражнения благотворно скажутся на здоровье малыша, будут способствовать раннему развитию речи. Читаются всем известные стихотворения: «Сорока-белобока» и «Ладушки». Они и станут первыми пальчиковыми играми крохи.
Пальчиковые игры – это, как правило, инсценировка детских стихов. Они хорошо развивают произвольное внимание, координацию и мелкую моторику, которая тесно связана с речью и мышлением, подготовкой к письму. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и мышления добиться не удастся. Повторимся: в коре головного мозга отделы, отвечающие за тонкую ручную моторику и артикуляцию, находятся рядом и тесно связаны. Рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и её развитие как бы подталкивает формирование речи. Следовательно, тренируя тонкую ручную моторику у ребёнка, мы стимулируем его речь. А благодаря пальчиковым играм кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
Так же у детей вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Разучивая тексты с гимнастикой, малыш не только станет лучше говорить, но и разовьёт воображение и память.
В работе с детьми используется основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (т.е. количество упражнений и степень их сложности) варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Однако пальчиковые игры – это прежде всего весёлые занятия, а уж потом развитие и обучение. Основная деятельность дошкольника, как известно – это игра. А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения, то она полностью соответствует потребностям, присущим дошкольному возрасту, и нравится детям.
Сейчас существует множество пособий с описанием пальчиковых игр. Вероятно, абсолютно все они хороши. Но у каждого воспитателя есть любимые стихотворения, которые непременно вызывают восторг у детей.
«Моя семья», «Замок», «Этот пальчик хочет спать», «Сидит белка на тележке», «Мы капусту рубим», «Пальчик-мальчик, где ты был» и «Этот пальчик гриб нашёл». Многие пальчиковые игры базируются на русских народных потешках. Заучивая такие тексты, дети впитывают красоту русского языка.
А ведь, известно давно, что с помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребёнком. Что актуально в период адаптации детей к условиям ДОУ. Именно чаще всего через элементы фольклора мы доносим до ребёнка свою нежность, заботу. Любовь, веру в него.
Украшает пальчиковые игры – пальчиковый театр. Ребёнок надевает на пальчики игрушки – головки персонажей (зайка, мышонок, петушок, лисичка) и совершает с ними игровые действия. Стоит ли говорить, какое это имеет значение для развития творческих способностей!
Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают, кроме рисования и лепки, игры с предметами: мозаика, пазлы, пирамидки, шнуровки; застёгивание пуговиц, кнопок, липучек; нанизывание бус, игры с карандашами и крупой, игры с песком и водой, отрывание бумаги («салют»), игры со спичками, счётными палочками, прищепками; свернуть и развернуть «сюрприз» в фантики от конфет.
Задача воспитателя – поддержать у ребёнка интерес к этим предметам, организовывать общение малыша со сверстниками в процессе предметной и игровой деятельности, обогащать его словарь.
К работе по развитию моторики следует подключать родителей.
Пусть помогают ребёнку координировано и ловко манипулировать пальцами. Обращают внимание на то, чтобы малыш овладевал простыми, но жизненно важными умениями – правильно держал чашку, ложку, карандаш, умывался. Важны беседы, консультации, подборки упражнений, задания по изготовлению пальчикового театра. Будет чем занять малышей в долгих очередях, длительных поездках в транспорте, т.п.! Ведь, недостаток впечатлений и некоторые ограничения хорошо компенсируются тактильной стимуляцией. Пальчиковые игры расслабляют и успокаивают ребёнка, а также развивают речь, способствуют формированию познавательных процессов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности» Мастер-класс
Игры, направленные на развитие мелкой моторики хорошо вписываются в образовательную и совместную деятельность. Я их использую для развития математических представлений, обучению грамоте, ознаком...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/16/picture-1175962-1571195550.jpg)
Мастер класс Тема: «Технология квиллинг, как одно из средств развития мелкой моторики и речи детей младшего школьного возраста»
Развитие связаной речи детей с ОНР с помощью нетрадиционной технологии квиллинг...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/16/picture-1175962-1571195550.jpg)
презентация к мастер-классу Тема: «Технология квиллинг, как одно из средств развития мелкой моторики и речи детей младшего школьного возраста»
познакомить с техникой квиллинг, научить изготавливать базовые формы, составлять из них различные композиции;-проследить положительное влияние использования техник...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/15/picture-1227097-1584251280.jpg)
Консультация для родителей.Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста.
Консультация для родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/19/picture-1213593-1582085435.jpg)
Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста
Пальчиковые игры, как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/11/picture-1225974-1583901370.png)
Консультация для родителей «Влияние мелкой моторики на речь»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действит...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/03/picture-957926-1696339088.jpg)
Мастер-класс "Дидактические игры своими руками для развития мелкой моторики и сенсорики детей раннего возраста"
Одной из эффективных форм системы непрерывного образования педагогов дошкольного образования являются методические объединения.Методические объединения – специальный комплекс практических меропр...
Комментарии
Развивающее влияние мелкой моторики на речь детей раннего возрас
В своей статье Вы рассказали о вещах, которые известны многим педагогам. Мне кажется, если бы Вы поделились своим опытом работы с детьми, имеющими определённые речевые трудности,то мне, как читателю было бы более интересно.