Роль интеграции в системе начального образования
учебно-методический материал
Интеграция ресурсов в начальном образовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsii_resursov_v_nachalnom_obrazovanii.pptx | 652.45 КБ |
rol_integratsii_v_sisteme_nachalnogo_obrazovaniya.docx | 185.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И нтерес к учёбе Н овые методы Т ёплая семейная атмосфера Е динство учителей и учеников Г осударственный аттестат Р ациональная организация А вторские программы Ц елостная система воспитания И ндивидуальный подход Я ркие личности
«Интеграция-это глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области».
Объединение элементов учебных предметов Чтение – ИЗО – музыка, например:
Ресурс (образовательный) - запас, источник, средство, возможность для осуществления процесса (образовательного)
Информационные образовательные ресурсы (ИОР) Печатные издания Картографические объекты на печатной основе Электронные образовательные ресурсы(ЭОР) Цифровые образовательные ресурсы(ЦОР) Интернет-ресурсы Информационные ОР объединяют электронные и цифровые ОР
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) Текстографические – электронная форма учебника с иллюстрациями . Элементарные аудивизуальные – простой компьютерный файл, содержащий фотографию, видеозапись, музыкальный фрагмент. Они чаще играют роль электронных наглядных пособий. Они «добавляют красок» в образовательный процесс. Мультимедийные – одновременное воспроизведение на экране компьютера и в звуке согласованно совокупности текстовых и аудиовизуальных элементов, представляющих различными способами изучаемые объекты и процессы. Характерное свойство – интерактивность.
Основными направлениями использования ЭОР в образовательном процессе являются: контроль знаний учащихся; самообразование как учащихся, так и педагогов; иллюстративное сопровождение элементами ЭОР процесса объяснения нового материала для повышения наглядности и изобразительности; возможность доступа учителей к методическим разработкам, учебным программам и т. п.; возможность доступа учащихся к интернет- коллекциям рефератов; обучение с помощью автоматизированных систем (информационных, моделирующих и обучающих); обучение предметному или профессиональному применению ИКТ в избранной сфере деятельности и т. д.
Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) Цифровые о бразовательные р есурсы - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеурочной деятельности.
Цифровые образовательные ресурсы - ЦОР ЦОР ресурсы, размещенные в Интернет ресурсы, размещенные на оптических носителях (ЭУИ) Комбинированные продукты сеть/диск электронное учебное издание
Самым главным признанием вашего творчества будут горящие глаза детей, их бескрайняя радость от тех маленьких открытий, которые они совершат на ваших интегрированных уроках.
Предварительный просмотр:
1Роль интеграции в системе начального образования.
СЛАЙД 2
Интерес к учёбе
Новые методы
Тёплая семейная атмосфера
Единство учителей и учеников
Государственный аттестат
Рациональная организация
Авторские программы
Целостная система воспитания
Индивидуальный подход
Яркие личности
Это все что связанно с интеграцией.
СЛАЙД 3
«Интеграция-это глубокое взаимопроникновение, слияние в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области».
У детей рано складывается своя «картина мира».При всём своём несовершенстве она имеет важное преимущество-целостность. С приходом в школу эта целостность разрушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретённые детьми, мало связаны между собой. Знание целостно, таким оно и должно предстать перед учеником. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечить осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями, и в то же время- сформировать умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
В.А.Сухомлинский считал, что детство-это каждодневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием природы, человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, по величие и ни с чем не сравнимая красота природы и Отечества. Он считал, что в окружающем мире знакомить детей с каждым предметом надо в его связях с другими, «открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги».Этим восстанавливается естественно-природный процесс познания мира учащимися.Познавательная деятельность ребёнка возможна лишь там, где созданы определённые условия для её развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса.
Я думаю, что применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать два значения:
Во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).
Вся система начального обучения и воспитания традиционно базируется на идее интеграции. Основные педагогические задачи, стоящие перед начальной школой, носят явно выраженный интеграционный характер. Данное положение проявляется и в общих методологических подходах, которые применяет учитель в процессе обучения, а самое главное – сама роль учителя начальных классов по своей сути в высшей степени интегративна. Это объясняется тем, что учитель начальных классов является своеобразным интеграционным центром всего учебно-воспитательного процесса в начальной школе.
Интегративный характер традиционно носит и само содержание обучения в начальной школе. Подтверждение этого факта следует искать не только в тесных межпредметных связях, имеющих место в системе начального обучения, но, прежде всего, и в том общем методологическом подходе, основанном на философском учении о единой научной картине мира, который и формирует это содержание. При этом на всех уровнях (от постановки цели до разработки конкретных методических приемов) учитывается тесная связь изучаемых понятий и их свойств с реальной действительностью, а полученные знания и умения служат удобным инструментом познания окружающего мира.
Конечно, для того, чтобы грамотно и качественно выполнять интеграционную функцию в процессе становления личности ребенка, учитель, прежде всего, сам должен четко ее понимать и быть подготовлен к ее реализации в профессиональном плане. Он обязан дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить его с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиски, открытия. Ученик получает право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск. Учителю интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения и творчества. Этому способствует специфика методики подготовки и проведения интегрированного урока: СЛАЙД 4
Интеграция также направлена на развитие эрудиции обучающего, она должна соединять полученные знания в единую систему. Например, объединение элементов учебных предметов таких как
Математика – информатика
Математика – окружающий мир
Русский язык – чтение
Технология – элементы геометрии
Окружающий мир – музыка – ИЗО
Чтение – ИЗО – музыка,
например:
СЛАЙД 5
№ | Чтение | ИЗО | Музыка |
1. | С. Есенин «Закружилась листва золотая» | И.И. Левитан «Золотая осень» | П.И. Чайковский «Октябрь» |
2. | К. Паустовский «Первый снег» | И.И. Шишкин «Первый снег» | А. Филиппенко «Танец снежинок» |
3. | А.Н. Плещеев «Весна» | И.И. Левитан «Март» | С.С. Прокофьев «Фея весны» |
4. | И. Бунин «Матери» | Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна» | Ф. Шуберт «Аве Мария» |
Что же касается количества интегрированных уроков, то здесь однозначного ответа быть не может. Всё зависит от умения учителя синтезировать материал, органично связать между собой и проводить интегрированный урок без перегрузки для детей. Пока не созданы в достаточном количестве интегрированные учебники, отбор и систематизация материала - нелёгкая задача учителя.
Современные педагоги постоянно ищут новые формы "оживления" процесса объяснения материала и обратной связи, которые помогут активизировать всех учащихся, повысить их интерес к занятиям и вместе с тем обеспечат быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала. А если дети получают знания в интересной яркой форме, то это запоминается надолго.
СЛАЙД 6 Интеграция образовательных ресурсов является необходимой и неотъемлемой частью при разработке и проведении интересного, динамичного и познавательного урока. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы создать наилучшие условия для овладения теми или иными знаниями. Для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения.
Я считаю, что для реализации таких целей необходимо, использование информационно-образовательных технологий .
СЛАЙД 7 (читаю)
Электронные образовательные ресурсы, в отличие от книг и звукозаписей, слайдов и видеофильмов, дают возможность «попробовать». Иными словами, содержание (контент) ЭОР может быть интерактивными: учебный объект можно приблизить, рассмотреть со всех сторон, переместить; на изучаемый процесс можно повлиять, изменив исходные условия, и т.д.
Пожалуй, это наиболее важное, уникальное свойство электронных учебных материалов, открывающее необозримый простор для применения наиболее эффективных, активно – деятельностных форм обучения. ЭОР с интерактивным мультимедиа контентом способны решить проблему межпредметных связей.
Принципиальным различием электронных образовательных ресурсов от цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) является наличие в первом случае компонента интерактивности.
В настоящее время известно три основных типа ЭОР:
СЛАЙД 8 (читаю)
В интерактивных ЭОР содержание предметной области представлено конкретными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться (например, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами и т.д.).
Основными направлениями использования ЭОР
СЛАЙД 9
Но, хочу отметить, что использование ЭОР в образовательном процессе не отвергает ценность учебника, который, в силу доступности, остается пока главным методологическим инструментом преподавателя.
СЛАЙД 10
Под Цифровыми Образовательными Ресурсами понимаются представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, графика, текстовые документы и иные учебные материалы.
СЛАЙД 11
ЦОР - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного учителя, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеурочной деятельности. Один из самых востребованных способов использования ЦОР – это применение непосредственно при объяснении нового материала или закреплении уже пройденного. ЦОР помогает учителю наглядно и доходчиво изложить материал, причем ЦОР могут быть применены как на уроке, так и при подготовке к нему, особенно если учитель использует, например, презентации. Также ЦОРы могут быть полезны при подготовке раздаточного материала, подготовка которого почти всегда является для учителя достаточно трудоемким процессом.
Уроки с использованием ЦОРов являются одним из самых важных результатов инновационной работы в школе, а так же влияют на рост профессиональной компетентности учителя, что способствует значительному повышению качества образования.
Подготовка к такому уроку становится настоящим творческим процессом, а яркость, зрелищность и новизна компьютерных элементов, в сочетании с другими методическими приемами, делают урок увлекательным и запоминающимся.
Заключение.
С введением новых законов ФГОС, в школе появилась новизна современного урока. Перед каждым педагогом встает задача не только дать детям знания, но и научить своих учеников искать их и осваивать самостоятельно. Если до принятия новых стандартов уроки проходили в традиционной форме, то сейчас необходимо усилить мотивацию ученика к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
В заключение, мне бы хотелось призвать моих коллег отбросить все сомнения, пробовать, творить, интегрировать. СЛАЙД 9 (читаю)
Самым главным признанием вашего творчества будут горящие глаза детей, их бескрайняя радость от тех маленьких открытий, которые они совершат на ваших интегрированных уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Роль интеграции в системе начального образования".
Вся система начального обучения и воспитания традиционно базируется на идее интеграции. Основные педагогические задачи, стоящие перед начальной школой, носят явно выраженный интеграц...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной статье раскрыта важность здоровьесберегающих технологий и предложены ряд упражнений для снятия напряжения глаз. А также здесь вы можете найти различные игры, используемые на физминутках...
Доклад на тему:«Формирование здоровьесберегающей среды в системе начального образования»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа п. Шатурторф Доклад на МО классных руководителей «Формиров...
Значение урока по краеведению в системе начального образования петербуржца
Материал по краеведению...
Primary schools in Great Britain and in Russia (Система начального образования в России и Великобритании)
В презентации предоставлена информация о системе начального образования в Великобритании и России. Также презентация содержит в себе увлекательные упражнения для учащихся начальной школы....
Модели интеграции дошкольного и начального образования
Интеграция дошкольного и начального образования - это связь и согласованность всех компонентов образования, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребе...
Развитие творческих способностей одаренных детей в системе начального образования.
Одаренность означает, прежде всего, внутренние предпосылки развития ребенка. Она проявляется в познавательной потребности ребенка, в его активности. Такой ребенок постоянно ищет новую информацию, хоче...