Модели интеграции дошкольного и начального образования
статья по теме
Интеграция дошкольного и начального образования - это связь и согласованность всех компонентов образования, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное воспитание и обучение на данных ступенях образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
МОДЕЛИ ИНТЕГРАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Хочется напомнить замечательные слова В.А. Сухомлинского: « От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям»
Интеграция дошкольного и начального образования - это связь и согласованность всех компонентов образования, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное воспитание и обучение на данных ступенях образования
Для реализации на практике идеи интеграции дошкольного и начального образования потребуется разработка комплекса организационных мер, новых нормативных актов, приведение в соответствие со стандартами образования большого количества учебно-методических пособий разного рода, совершенствование подготовки и переподготовки педагогических кадров, т.к. интеграция (в переводе означает «объединение») понятие более широкое, чем просто осуществляемая преемственность между детским садом и школой
Обеспечение такой интеграции, создающей общий благоприятный фон для физического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка в ДОУ и начальной школе, прежде всего, будет способствовать сохранению и укреплению его физического и психического здоровья. Последнее составляет важнейшую задачу образования и его основной результат.
Взаимодействие ДОУ и школ может осуществляться в нескольких вариантах. Первый вариант состоит в том, что образовательное учреждение, имея соответствующие лицензии, реализует как дошкольную, так и школьную образовательные программы. В этом случае действует Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации и Типовое положение об образовательном учреждении в Российской Федерации. Такой опыт в нашей стране имеет место с 1984 г., когда преимущественно в сельской местности, стали создаваться учебно-воспитательные учреждения "Школа — детский сад". Их возникновение было обусловлено отсутствием необходимого для открытия дошкольного образовательного учреждения контингента детей дошкольного возраста или отсутствием дошкольных учреждений и наличием свободных площадей в общеобразовательном учреждении. Такой вариант интеграции реализуется в настоящее и в нашем районе. Многолетняя практика работников учебно-воспитательных учреждений "школа-детский сад" позволяет сделать вывод, что реализация в образовательном учреждении нескольких программ, включая и дошкольную, оправдана лишь в случае наличия в нем соответствующих условий для воспитания и обучения детей как дошкольного, так и школьного возраста.
Второй вариант предполагает размещение начальных классов школы на учебных площадях ДОУ. Между образовательными учреждениями при этом заключается договор. В последнее время на пути такого варианта преемственности возникли некоторые законодательные препятствия. Дело в том, что дети должны бесплатно получать только школьное образование. Все же прочие услуги (в том числе и работа воспитателя в их группе после окончания 3-4 уроков) должны оплачиваться бы родителями учащихся отдельно. Эта проблема пока еще требует своего изучения и пока это новшество не реализуется.
Третий вариант взаимодействия образовательных учреждений представляет собой так называемый «комплекс». Комплекс имеет собственную юридическую базу функционирования, т.е. является юридическим лицом, но не лишаются этих прав и организации, в него входящие, в том числе и ДОУ. Обычным требованием в этом случае является то, что в соответствии со статьей № 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" общеобразовательные программы дошкольного и начального школьного образования должны быть преемственными. Несмотря на то, что образование строится в предметной логике, неправомерно осуществлять преемственные связи на основе классно-урочной системы (т.е. преемственность по предметам). На этапе дошкольного образования целесообразно основной акцент делать на интеграции предметных областей знаний. Не может осуществляться преемственность отдельно "по математике", "по русскому и литературе", "по музыке" и т.д. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка — формирования базовой культуры его личности (базиса личностной культуры). Это позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования.
Вместе с тем следует выделить основания интеграции, которые обеспечивают общую (психологическую) готовность детей к освоению программ 1 ступени, являются ориентирами образовательного процесса на этапе дошкольного образования и в то же время исходным ориентиром начального общего образования.
Итак, основаниями интеграции являются:
- Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика: познавательная активность выступает не только необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает его интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.
- Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной. Формирование способностей — обучение ребенка пространственному моделированию (кодированию), использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей.
- Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр — драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.
- Развитие коммуникативности — умения общаться со взрослыми и сверстниками — как одно из необходимых условий успешности учебной деятельности детей и взрослых, которая по своей сути всегда совместна, и в то же время является важнейшим направлением социально-личностного развития. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнерских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучение детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом.
Средством обеспечения преемственности являются педагогические технологии непрерывного (дошкольно-начального общего) образования, в обязательном порядке включающие в себя обозначенные основания преемственности (развитие любознательности, способностей, творческого воображения, коммуникативности). При этом обучение детей дошкольного возраста строится на основе специфичных для данного возраста видов деятельности (игра, лепка, конструирование, рисование и др.), в рамках, которых к 6 — 7 годам происходит становление предпосылок учебной деятельности.
Обучение детей младшего школьного возраста происходит на основе все более развитой учебной деятельности. Вместе с тем получают свое дальнейшее развитие и специфичные виды деятельности ребенка дошкольного возраста, так как они все еще играют важную роль в его развитии.
Интеграция педагогической деятельности воспитателя и учителя рождает качественно новые свойства их совместной деятельности, что способствует достижению оптимальных результатов в вопросах преемственности.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» с. Саблинского
Районный семинар – практикум по теме: «Создание условий для выравнивания стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста при поступлении в школу»
Выступление подготовила
учитель начальных классов
Топоркова Светлана Анатольевна
Март, 2012 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Роль интеграции в системе начального образования".
Вся система начального обучения и воспитания традиционно базируется на идее интеграции. Основные педагогические задачи, стоящие перед начальной школой, носят явно выраженный интеграц...
Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка.Непрерывное образованиепонимается как связь,...
Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий непрерывного образования
Материал предназначен для обобщения опыта при организации приемственности в учреждении типа начальная школа-детский сад...
Выступление на Межрегиональном научно-практическом семинаре «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» на тему: «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»
Для учащихся начальных классов заниматься творческой проектно-исследовательской деятельностью самое время, хотя у них нет достаточных знаний и навыков для этого. Младшие школьники - это будущие исслед...
Материалы региональной НПК "Качество дошкольного и начального образования в условиях реализации приоритетного национального проекта "Образование"
Слагаемые успеха: творчество+инициатива...
презентация к докладу "Преемственность между дошкольным и начальным образованием в процессе введения ФГОС начального общего образования» "
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития проделанную ребёнком». Л. С. Выготский С 1 сентября 2011-2012 ...
Роль интеграции в системе начального образования
Интеграция ресурсов в начальном образовании...