План самообразования 2019г.
учебно-методический материал (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7»
Проект самообразования
Формирование навыков смыслового
чтения у учащихся
через организацию работы с текстом
учителя начальных классов
Редька Татьяны Ивановны
2019-2020 гг
Пояснительная записка
Тема: Формирование навыков смыслового чтения у учащихся
через организацию работы с текстом
Обоснование выбора темы исследования, актуальность проекта | Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете модернизации образования. В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению. В школе необходимо обучать и чтению, и пониманию текста. И это заключается не только в освоении учащимися алфавита, овладении техникой чтения. Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст. Необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. |
Проблема | В настоящее время уже общепризнанным является факт снижения у детей интереса к чтению. Читать умеют, но процесс этот неинтересен, скучен, утомителен. Чтение «из-под палки» ни к чему хорошему не приводит: ребенок становится раздражителен, агрессивен и по отношению к тексту, к предмету, к которому относится данный текст, и, как результат, к процессу обучения вообще. Ученик должен читать без принуждения, поскольку насилие и давление могут навсегда отбить тягу к чтению. Проблема 1: |
Цель | Сформировать у учащихся навыки смыслового чтения через организацию работы с текстом |
Задачи | -изучить теорию вопроса смыслового чтения; - совершенствовать приемы понимания текста, которые обучающийся сможет применять тогда и в том порядке, какой будет задавать конкретный текст - активизацию в процессе чтения психических процессов, участвующих в понимании (внимание, память, воображение, мышление, эмоции и т.д.), формировать навыки самоконтроля, развитие интеллектуальной самостоятельности, эстетических чувств, волевых качеств; -растить читателя, который понимает текст, открыт его эмоциональному воздействию, может проявить и обосновать свою нравственную позицию при восприятии читаемого, свободно владеет речью. |
Гипотеза | Если у учащихся сформируем навыки смыслового чтения, то получим личность, способную размышлять, расширять свои знания и возможности. |
Объект исследования | Уровень овладения учащимися смысловым чтением. |
Предмет исследования | Способы и приёмы смыслового чтения |
Предполагаемый эффект от реализации проекта | Школьники будут относиться к тексту не только как формальному источнику информации, но и будут любить читать, любить и сам процесс работы с текстом. |
Теоретическая база .
Современное общество является информационным обществом и очень важно научить школьников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Единицей информации является текст – по сути, законченное, устное, письменное, мысленное высказывание. Умение грамотно работать с текстом является одним из основополагающих умений для человека.
Работа с текстом предполагает развитие следующих универсальных учебных действий
В сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Ведущим способом решения этой задачи является формирование способности к проектированию.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
• формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
• практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации;
• развитию речевой деятельности, приобретению опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.
При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
Обучающиеся получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.
Таблица сопоставления содержания ключевых компетентностей и умений, формируемых технологией РКМЧП
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сопоставив умения, формируемые технологией РКМЧП, с содержанием ключевых компетентностей, можно прийти к выводу, что технология РКМЧП является средством формирования ключевых компетентностей школьников. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
Учащиеся усовершенствуют технику чтения и приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением. Они овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.
Формирование читательской компетентности происходит на всех учебных предметах.
Состав и характеристики читательской компетентности обучающихся.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условия, обеспечивающие реализацию проекта.
Основными задачами обучения учащихся в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся, формирование общеучебных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие речевой культуры, обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме, приобщение учащихся к искусству слова, развитие эстетического вкуса учащихся как основы читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора, воспитание учащихся, развитие их логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания. Для решения поставленных задач мною была выбрана в качестве базовой технология развития критического мышления через чтение и письмо.
В ней синтезированы идеи и методы русских отечественных технологий коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной, проникающей, применимой в любых программе и предмете.
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех стадий. Каждая из них имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление, обобщение и осознание приобретенных знаний.
Первая стадия – «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой происходит непосредственная, осмысленная работа ученика с текстом. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Третья стадия – «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Рефлексия является наиболее значимым этапом, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание вновь приобретенной информации. Причем рефлексия должна быть не только содержательной, эмоциональной, но и процессуальной. Учащиеся на каждом уроке отмечают, что они сделали, как сделали, почему не сделали. Такое отношение вызывает уважение к своему труду, труду одноклассников и педагога.
Функции трех стадий технологии РКМЧП
|
|
|
|
|
|
|
|
Применяя стратегии и приемы технологии РКМЧП, учитель акцентирует свое внимание на субъектной позиции ученика. Такая позиция возникает преимущественно тогда, когда на уроке создана атмосфера доверия, сотрудничества в системе «учитель-ученик-класс», когда созданы условия, в которых проявляется потребность и готовность ученика к самообразованию и самовоспитанию, когда им осуществляется деятельность по самосовершенствованию. У детей меняется отношение к уроку (после изучения той или иной темы ученики идут в библиотеку, в компьютерный класс и продолжают самостоятельно знакомиться с учебным материалом); повышается познавательное отношение к прочитанному (учащиеся учатся показывать свое исследовательское отношение, желание глубже вникать в суть произведения); развивается положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-поискового характера; изменяется у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы (они стали восприниматься ими более спокойно, возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца); у школьников вырабатывается осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, формируется собственное отношение к информации. Кроме того, технология РКМЧП предоставляет возможность учащимся постепенно переходить от освоения отдельных методов и приемов технологии обучения к восприятию их в целостной системе; усвоив ряд приемов, учащиеся начинают их использовать без помощи учителя, модифицировать их и находить новые приемы, тем самым дети учатся учиться самостоятельно
Так как популярным методом демонстрации процесса мышления в технологии является графическая организация материала: модели, рисунки, схемы, отражающие взаимоотношения между идеями, показывающие учащимся ход мыслей, - процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение. Ребятам проще оценить свою работу на уроке, проследить ход решения задач занятий.
В результате анализа методической литературы и педагогических наблюдений, исследований удалось выстроить систему приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо, направленную на формирование ключевых компетентностей учащихся.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Технология обеспечивает развитие критического мышления, формирование ключевых компетенций и способностей к сотрудничеству. Использование разнообразных приёмов ведёт к развитию деятельностной личности, способной к самостоятельной поисковой, исследовательской и творческой деятельности. Уроки продуктивны и интересны детям, что создаёт благоприятную для сотрудничества атмосферу на уроке. Применение приёмов РКМЧП способствует развитию у ребёнка умения графически оформить текстовой материал, творчески интерпретировать и ранжировать информацию по степени новизны и значимости. Ученики становятся активны в своей внутренней позиции. Интерактивные стратегии РКМЧП помогают детям легко адаптироваться к вузовской системе обучения, предполагающей большую самостоятельность.
Предполагаемый результат
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Обучающийся научится:
• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
• находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
— формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Выпускник получит возможность научиться:
• анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом — мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Форма отчета по проделанной работе: сообщение на заседании ППС учителей начальных классов.
Форма самообразования: индивидуальная.
Перспективный план самообразовательной деятельности
Этапы | Мероприятия | Сроки |
Диагностический | 1. Анализ профессиональных затруднений. 2. Определение целей и задач темы. 3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования. 4.Подписка на методическую литературу 5. Изучение технологии смыслового чтения 6. Диагностика уровня сформированности навыков смыслового чтения 7. Анкетирование родителей «Домашнее чтение» | 2019 |
Прогностический | 1. Изучение опыта работы педагогов по выбранной теме. 2. Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме. 3 .Корректировка работы. | 2020 |
Практический | 1. Открытые уроки на школьном и городском уровне. 2. Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 3. Посещение уроков учителей школы, города. 4. Посещение семинаров. 5.Самоанализ и самооценка своих уроков. 6.Апробация разработанной модели на практике. Внесение необходимых корректив. 7. Организация внеурочной деятельности, направленной на поддержание интереса к чтению у детей. | 2020-2021 |
Обобщающий | 1 Диагностика уровня сформированности навыков смыслового чтения. Анализ результатов диагностики. 2.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования. Подведение итогов. 3.Открытые уроки на школьном и городском уровне. 4. Выступление на педсовете школы по теме самообразования. 5.Анализ участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях и результативности данной работы 6.Консультативная помощь учителям и учащимся. 7.Оформление и презентация результатов работы. | 2021-2022 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план самообразования
представлен план работы над методической темой " Обучение решению задач в начальной школе" и план самообразования...
План самообразования учителя
Самообразование по теме "приобщение учащихся к русской культуре"...
План самообразования
В плане отражены основные направления самообразования,обозначены сроки и примерные источники самообразования....
план самообразования
формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельность...
Индивидуальный план самообразования
Индивидуальная тема самообразования: "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников"...
план самообразования; план работы со слабыми и с одаренными детьми;
Татар теле фәнен авыр үзләштерүче укучылар белән эшләү планы...
План и анализ плана самообразования "Развитие устойчивого интереса учащихся к предметам через использование занимательного материала на уроках"
План и анализ плана самообразования "Развитие устойчивого интереса учащихся к предметам через использование занимательного материала на уроках"...