Доклад на МО
статья
"Планирование,формы и методы проведения лассных часов. Анализ и самооценка проведенного кассного часа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад на МО | 23.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Классные часы, которые еженедельно проводятся в школе, являются важным элементом в воспитании гражданина страны. При этом большое значение имеет как их тематика, так и методы, применяемые педагогом при работе с учащимися. В связи со множеством изменений в российском образовании, в обществе произошла смена ценностных ориентиров. Эти изменения и привели к появлению существенных разногласий внутри общества, в восприятии и переосмыслении основ поведения и ценностей жизни, и, как следствие, требований к образованию в школе. Итак, вопросы, на которые мы должны сегодня ответить: как планировать классный час, есть ли какие-то методические модели проведения классных часов и как провести самооценку классного часа? Опросы учителей показывают, что большинству из них мало знакомы модели интерактивных кл.часов. Также учителя отмечают, что традиционные кл.часы часто воспринимаются школьниками как потеря времени. Дети скучают, им не интересна зубрёжка дополнительных стихотворений к праздникам. Так как же сделать так, чтобы классный час был интересен и для учителя и для учеников, как пробудить интерес учащихся? Успешный опыт организации проведения воспитательных мероприятий, к которым интерес учащихся высок, показывает, что это происходит тогда, когда ученик активно взаимодействует на протяжении всего урока с учителем, одноклассниками, источниками информации. Такие занятия получили названия интерактивных. Различия между традиционными и интерактивными кл.часами представлены на экране. (2 сл)
Чтобы гарантированно добиться результатов от своего занятия, рекомендуется проводить классный час в строгом соответствии с алгоритмом действий. Этот простой и эффективный алгоритм проектирования классного часа:
ВВЕДЕНИЕ В ЗАНЯТИЕ – ОСНОВНАЯ ИНТЕРАКИВНАЯ ЧАСТЬ- ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ( 3 сл.) Итак, шаг первый : определите воспитательные задачи, стоящие перед вами. Шаг второй: ознакомьтесь с ожидаемыми результатами выбранного классного часа и определите, совпадают ли они с теми задачами, которые вы ставите перед собой и учащимися. Шаг третий: прочтите предлагаемый проект классного часа, обращая внимание на три его основных этапа. Каждый план кл.часа рассчитан на 45 минут и имеет следующую структуру: (4 сл) этап первый : « Введение в занятие» - разминочные упражнения, информация и вопросы, направленные на выявление уже имеющихся у уч-ся знаний и опыта по данной теме и провоцирующих интерес.
Этап второй: «Основная интерактивная часть»- раскрытие темы через представление новой информации, создание игровых ситуаций и задания, направленные на осмысление новой информации и опыта. Этап третий :«Обратная связь»- вопросы и задания позволяющие привести эмоции детей в конструктивное русло и помогающие учащимся подвести итоги занятия: что нового узнали, чему научились, каковы перспективы применения новых знаний и умений в их повседневной жизни . Вернёмся к первому этапу: « Введение в занятие». Учебные игры, вопросы и задания, которые предлагаются для этого этапа классного часа, должны привести к следующим результатам: уч-ся смогут вспомнить и продемонстрировать имеющиеся у них знания или опыт, касающиеся темы и задач классного часа. По окончании первого этапа вы получите два важных результата ( 5 сл ) Ученики продемонстрируют уже имеющийся у них комплекс знаний , умений и отношений, и вы сможете более ясно представить себе их учебные потребности. У учащихся появится заинтересованность в дальнейшей работе над темой классного часа. Признаками этого интереса являются возникающие у них вопросы, эмоциональная вовлечённость и возникшие дискуссии. На втором этапе, «Основная интерактивная часть»-предлагаются учебные ситуации, в которых прежний опыт уч-ся сталкивается с новыми знаниями, ощущениями и отношениями. Эти ситуации создаются при помощи небольших текстов или рассказа учителя, анализа конкретных ситуаций. Задания разнообразны и предполагают активную вовлеченность каждого учащегося в осмыслении новой информации: ученики работают индивидуально, в парах и в малых группах. Роль учителя заключается в том, чтобы создавать и поддерживать ситуации, требующие активной мыслительной деятельности. И, самое главное, на этом этапе учитель выступает не как носитель « истины», а только как источник информации и « провокатор» творческого и активного мышления учеников. На третьем заключительном этапе : :«Обратная связь» - все вопросы и ситуации должны помочь вам и вашим ученикам увидеть результаты обучения и усвоения нового знания, полученного на занятии: уч-ся высказывают выводы, к которым они пришли в ходе выполнения заданий классного часа; уч-ся анализируют не только тему классного часа, но и процесс обучения, через который они прошли, изменения в своих эмоциональных ощущениях и делают выводы о том, как они учились. Все или некоторые из учеников захотят продолжить обсуждение данной темы, поставят перед собой задачи. Шаг четвёртый: обратите внимание на то, как сформулированы вопросы и задания и как эти задания позволяют достичь ожидаемых результатов. Для успешной реализации учебных целей и задач необходимы действия, направляемые вопросами и заданиями. Эти действия тесно взаимосвязаны друг с другом. Также, для достижения планируемых результатов важно не только дать задание, но также соблюдать временные рамки выполнения каждого задания. Например : « Индивидуально, в течении одной минуты, вспомните всё, что вам известно о…». Часто бывает несовпадение со временем данным на то, или иное задание. Это нормально, например, мы знаем, что работа в группе потребует 7-8 минут, но ученикам объявляем, что на выполнение этого задания есть только 5 минут – это позволяет сохранить высокий темп работы. И ещё, если уч-ся выполняют задание ,рассчитанное более чем на 3 минуты , обязательно напоминайте им об оставшемся времени. На данном этапе своего сообщения, я хотела бы на примере классного час показать вам, для того чтобы вы могли лучше понять элементы, взаимосвязь между ними, лучше представить то, что должно происходить в классе. Итак, в классном часе используются различные методы, о которых я расскажу и которые каждый из вас может применять на своих занятиях. «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» - термин происходит от английского слова «мозг» и «буря» , что в свободном переводе означает «мозговая атака», «мозговой штурм» Цель использования – свободное выражение идей, которые позже могут быть использованы для получения новых знаний, решения проблем, составления аргументов, дискуссии. «Мозговой штурм» применим при обсуждении различных проблем, решение которых не однозначно и позволяет высказывание разных точек зрения. Например, обсуждение тем с целью развития речи : «Каким должен быть хороший ученик?», « Что должно быть обязательно в классе , где ты будешь учиться?» Также, выявление причин какого-либо события или явления : «Что привело к началу войны?». Далее, поиск наиболее оптимального варианта решения задачи : « Как лучше всего измерить площадь земельного участка прямоугольной формы?» « Что нужно сделать чтобы война прекратилась?»
«ДУМАЙТЕ-ОБСУЖДАЙТЕ В ПАРАХ – ВЫСКАЗЫВАЙТЕСЬ» Этот метод используется на таких класных часах, как « Подготовка к празднику Победы», « Нет наркотикам», « Учись учиться», « Люди с ограниченными возможностями» и многих других. Это один из самых простых методов, помогающий стимулировать участие учащихся в обучении. С его помощью каждый ученик задумывается над изучаемым явлением, преодолевает неуверенность в своих знаниях, получает устойчивую мотивацию к изучению. Например: « Представьте себе хорошего и плохого человека. Какие слова и выражения вы могли бы использовать для их описания?»
«АКТИВНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ» (ГОЛОСОВАНИЕ «НОГАМИ») – используется на классных часах « Моя малая Родина». « Личные ценности», «Подготовка к празднику Победы». Суть этого метода в том, что учитель предлагает различные варианты решения проблемы, затем просит подумать уч-ся в течении минуты, какое решение они считают наиболее правильным. причём индивидуально каждого. Затем учитель подводит итог, суммируя количество того или иного ответа.полученная информация используется далее в процессе общего обсуждения.
«КЛАСТЕР» или «КАРТА ИДЕЙ» - используется на классных часах «День матери», «С насилием справляемся вместе». Название метода происходит от английского слова cluster-гроздь, пучок, которое применяется для обозначения связанных между собой элементов, каждый из которых является одновременно и частью целого, и отдельным предметом: ягоды составляют гроздь винограда, дома – квартал и т. п. Процесс поиска критериев объединения и графическогопостроения кластера получил название кластеринг. В основе этой техники лежат принципы “мозгового штурма”.В литературе встречается описание этого метода под названием “карта идей”, а многие учителя называют его простую форму “солнышко” или “паутина”.
“ИНСЕРТ” – интерактивная система пометок для повышения эффективности чтения и мышления – это метод, повышающий активность читателя , поскольку у него в процессе чтенияпостоянно возникают вопросы и он тщательно анализирует прочитанное. Перед тем,как проводить ИНСЕРТ,нужно с помощью «МОЗГОВОГО ШТУРМА»выявить то, что известно учащимся о том, что предполагается изучать.
РЕФЛЕКСИВНАЯ ДИСКУССИЯ – используется почти на каждом классном часе. Метод создаётусловия для понимания того,как мыслим, как принимаем решения и почему поступаем так или иначе.
СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ ПРИ АНАЛИЗЕ И САМООЦЕНКЕ ПРОВЕДЕННОГО КЛАССНОГО ЧАСА
Каждый творчески работающий учитель нуждается в эффективных инструментах, которые позволяют ему проверить, что из задуманного получилось,что не совсем так… Чаще всего преподаватели проводят оценку проведённого мероприятия на основании общего впечатления, складывающегося к его окончанию.Но далеко не каждый учитель способен ясно объяснить себе и другим, почему он ставит себе ту или иную оценку. И ещё меньше учителей могут извлечь уроки из приобретённого опыта оценки: что можно с успехом повторить в будущем, а что необходимо изменить. Существует три инструмента, которые призваны помочь учителю оценить, насколько эффективным был классный час.
Первый инструмент даст возможность определить,насколько достигнутые в ходе классного часа результаты соответствуют ожидаемым. Он представляет собой таблицу, в которую записываются ожидаемые результаты.
Ожидаемые результаты | Факты | Выводы |
Второй инструмент позволит определить, насколько ярко выражен каждый из этих критериев представленных ниже:
УРОВЕНЬ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВО КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Третий инструмент позволяет увидеть различия между отлично проведённым интерактивным классным часом и таким,в котором интерактивные формы работы применяются формально и неэффективно. ЧАСТИЧНО СООТВЕТСТВУЕТ (менее половины класса активны) ДОСТАТОЧНО СООТВЕТСТВУЕТ (более половины класса активны) СООТВЕТСТВУЕТ ПОЛНОСТЬЮ (все учащиеся активны).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Проектная деятельность в начальной школе"
Доклад о том, как я со своими учениками работаю над проектом "Океан"....
доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах»
Доклад на педагогическом совете «Использование интерактивной доски (Interwrite Board) на уроках в начальных классах». Варианты работы с интерактивной доской, плюсы и минусы. ...
конспекты уроков, доклады на темы самообразования
Открытые уроки по русскому языку и математике, доклады на темы самообразования ...
Доклад доклад на тему: «Формирование культуры семейных отношений».
Семья - один из шедевров природы (Дж. Сантаяна, философ)Семья - основанная на брак...
Доклад "Урок работы над ошибками". Русский язык. Приложение к докладу.
Краткое описание в чём состоит подготовка учителя и учащихся к уроку, где предстоит работа над ошибками. Из личного опыта и опыта коллег....
Доклад: "Использование ЭОР на уроках в начальной школе" + презентация к докладу
Актуальность использования ЭОР на уроках в начальной школе....
ДОКЛАД "Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС второго поколения" . ДОКЛАД НА ЗАСЕДАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА МКОУ «АРТЕЗИАНСКАЯ СОШ №2»
ДОКЛАД НА ТЕМУ : « Системно–деятельност...