«Технология смыслового чтения».
методическая разработка (1, 2, 3 класс)
«Технология смыслового чтения».
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
Ученые установили, что на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые остальные факторы. Без чтения – нет учения. Перед учителем стоит задача эффективного использования приемов смыслового чтения на уроках.
Смысловое чтение - умение воспринимать текст как единое смысловое целое.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.Для работы с текстом читатель выбирает свои стратегии.
Стратегии смыслового чтения - это комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Стратегиальный подход учит анализировать, отбирать, интегрировать и воспитывает независимого, мыслящего читателя. В случае успеха ученик запоминает свои способы и переносит их в другие ситуации, что делает стратегию универсальной.
Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.
Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
- в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения. К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:
- выделение главного в тексте;
- составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
- умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
- грамотно пересказать прочитанный текст.
- умение составить план прочитанного;
- воспроизводить текст по предложенному плану;
- умение пользоваться образцами решения задач;
- запоминание определений, формул, теорем.
- работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
- использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;
- подтверждение научных фактов;
- конспектирование новой темы.
Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения или предтекстовые задания.
II этап. Работа с текстом во время чтения или текстовые задания
III этап. Работа с текстом после чтения или послетекстовые задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_smyslovogo_chteniya.docx | 104.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технология смыслового чтения».
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».
Ученые установили, что на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые остальные факторы. Без чтения – нет учения. Перед учителем стоит задача эффективного использования приемов смыслового чтения на уроках.
Смысловое чтение - умение воспринимать текст как единое смысловое целое.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.Для работы с текстом читатель выбирает свои стратегии.
Стратегии смыслового чтения - это комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей. Стратегиальный подход учит анализировать, отбирать, интегрировать и воспитывает независимого, мыслящего читателя. В случае успеха ученик запоминает свои способы и переносит их в другие ситуации, что делает стратегию универсальной.
Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.
Составляющие смыслового чтения входят в структуру всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
- в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Одним из решений этой проблемы является организация систематической работы на каждом уроке и дома: до чтения, во время чтения и после чтения. К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом относят следующие:
- выделение главного в тексте;
- составление примеров, аналогичных приведенным в тексте;
- умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
- грамотно пересказать прочитанный текст.
- умение составить план прочитанного;
- воспроизводить текст по предложенному плану;
- умение пользоваться образцами решения задач;
- запоминание определений, формул, теорем.
- работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами);
- использование новой теории в различных учебных и жизненных ситуациях;
- подтверждение научных фактов;
- конспектирование новой темы.
Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения или предтекстовые задания.
II этап. Работа с текстом во время чтения или текстовые задания
III этап. Работа с текстом после чтения или послетекстовые задания.
1 этап. Работа с текстом до чтения.
Предтекстовые стратегии (приемы) нацелены на постановку задач чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, а также на создание мотивации к чтению. Если раньше, согласно традиционной методике, на этапе предчтения текста давалось лишь одно задания «Прочитать текст», а основное внимание уделялось контролю понимания прочитанного, то теперь мы знаем, что чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат. К наиболее распространенным приёмам, которые используются мной, относятся стратегии «Мозговой штурм», «Ассоциативный куст», «Лови ошибку», « Антиципация»
Главная задача педагога: заинтересовать ребёнка так, чтоб он захотел прочитать рассказ или книгу.
«Мозговой штурм»
Цель - актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.
Алгоритм реализации приема:
- Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
- Ассоциации записываются на доске.
- Педагог может добавить различную информацию.
- Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.
Целью стратегии « Лови ошибку» является формирование умений читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации.
Заранее подготавливаю текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагаю учащимся выявить допущенные ошибки. Ребята анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Например, учащимся 3 класса при изучении темы «Правописание приставок и предлогов» было предложено задание выявить в тексте допущенные ошибки.
Далее предлагаю изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
«Антиципация»
Цель – смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.
Алгоритм реализации приема:
Предлагается прочитать заглавие текста. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте? (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения, предшествующей тексту иллюстрации).
«Ассоциативный куст»
Например, перед анализом стихотворения Д.Хармса, С. Маршака «Весёлые чижи» ученикам было предложено записать (назвать) свои ассоциации к слову «Весёлый». Так мы создали «Ассоциативный куст». Ребята назвали такие слова, как улыбающийся, добряк, смешной и т.д. Затем прочитали текст стихотворения и посмотрели, адекватна ли информация, данная ими тому, что мы узнали из текста.
Приём «Верные и неверные утверждения»
Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-».
Приём «Верите ли вы…»
Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.
Проводится в начале урока, после сообщения темы.
2этап. Работа с текстом во время чтения.
Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений).
Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.
К приемам текстовой деятельности относятся:
- «Чтение вслух»
- «Чтение про себя с вопросами»
- «Чтение с остановками»
- «Чтение про себя с пометкой»
«Чтение вслух»
Цель - проверка понимания читаемого вслух текста.
«Чтение про себя с вопросами»
Цель - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.
«Чтение с остановками»
Цели - управление процессом осмысления текста во время его чтения.
«Чтение про себя с пометками»
Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.
Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.
На этом этапе многие используют приём «Инсерт»
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие. Чтение индивидуальное.
Читая, ученик делает пометки в тексте: Уже знал (V);Узнал новое; (+)Думал иначе; (–)Не понял, есть вопросы (?)Работа с незнакомыми словами.
Развитие читательского воображения.
Конечно же, огромную роль играет и работа с иллюстрациями художников, их рассматривание и анализ.
Кроме этого, конструирование из бумаги или пластилина литературных персонажей, элементов интерьера будет также способствовать «пробуждению» воображения.
Не следует забывать о значении таких приемов, как инсценирование как отдельных эпизодов, так и всего произведения. При этой работе детям придется не раз перечитать текст,
3этап. Работа с текстом после чтении.
Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной
Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.
Первым и важным этапом становится определение типа и предмета книги ориентировочно по названию и титульному листу.Затем нужно научиться находить основную мысль текста. Хорошие тексты, как правило, имеют четкую и очевидную структуру.Ознакомившись с сутью и структурой произведения, читателю следует выяснить, какие проблемы затрагивает автор.
На этом этапе применяются многю такие приёмы:
«Тонкие» и « толстые» вопросы
«Учимся задавать вопросы разных типов» – « Ромашка Блума»
Отношения между вопросом и ответом»
«Тайм-аут»
«Вопросы после текста»
«Отношения между вопросом и ответом»
Цели - обучение пониманию текста.
Один из самых эффективных послетекстовых приемов. От остальных она отличается тем, что обучает процессу осмысления текста, а не контролирует результат (понял – не аонял), показывает необходимость поиска места нахождения ответа.
Рассмотрите схему «Где ответ?»
Ответ на вопрос может быть в тексте или в слове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении текста) или в нескольких его частях.
«Тайм-аут»
Цели - самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.
Алгоритм реализации приема:
1. Чтение первой части текста. Работа в парах.
2. Задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.
«Вопросы после текста»
Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к:
- фактической информации текста, изложенной вербально;
- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;
- концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста.
К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных, рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста.
Восстановите последовательность сказки, расставив номера.
5. Рефлексия.
«АНКЕТА-ГАЗЕТА»
На листе бумаги я предлагается выразить свое отношение, дать оценку состоявшегося взаимодействия в виде рисунков, дружеских шаржей, карикатур, стихотворных строк, небольших прозаических текстов, пожеланий, замечаний, предложений, вопросов и т.п.
Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовый).
«Мозговой штурм»Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
« Лови ошибку» Заранее подготавливаю текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагаю учащимся выявить допущенные ошибки. Ребята анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.Этот приём исподьзую и до новой темы и после(выявить пробелы).
«Антиципация»
Цель – смысловая догадка о возможном содержании текста на основе анализа его заглавия.
Предлагается прочитать заглавие текста, просмотр иллюстрации. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?
«Ассоциативный куст»
Например, стихотворение Д.Хармса, С. Маршака «Весёлые чижи» ученикам было предложено записать (назвать) свои ассоциации к слову «Весёлый». Так мы создали «Ассоциативный куст». Ребята назвали такие слова, как улыбающийся, добряк, смешной и т.д. Затем прочитали текст стихотворения и посмотрели, адекватна ли информация, данная ими тому, что мы узнали из текста.
Приём «Верные и неверные утверждения»
Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-».
Приём «Верите ли вы…» Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.
Проводится в начале урока, после сообщения темы.
II этап. Работа с текстом во время чтения или текстовые задания
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений).
Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.
К приемам текстовой деятельности относятся:
- «Чтение вслух»
- «Чтение про себя с вопросами»
- «Чтение с остановками». Приём«Тайм-аут»
Цели - самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.
Алгоритм реализации приема:. Чтение первой части текста. Работа в парах. Задают друг другу вопросы уточняющего характера.
4.«Чтение про себя с пометкой» Учащиеся при чтение делают пометки: понял, не понял, надо обсудить. Могие используют приём «Инсерт»
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.Читая, ученик делает пометки в тексте: Уже знал (V);Узнал новое; (+)Думал иначе; (–)Не понял, есть вопросы (?)Работа с незнакомыми словами.
III этап. Работа с текстом после чтения.
«Тонкие» и « толстые» вопросы
«Учимся задавать вопросы разных типов»
«Вопросы после текста»
«Восстановите последовательность сказки, расставив номера»
Итак, правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.
Можно сказать, что постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете научит ребёнка максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными, деловыми текстами при работе на уроках по разным школьным предметам.
Я согласна со словами известного педагога В.В. Давыдова, что «Школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственные задатки...
Литература
Адлер М. Как читать книги. – М.: 2011. – 344 с.
Галактионова Т.Г., Казакова Е.И., Гринева М.И. и др. Учим успешному чтению. – М.: Просвещение, 2011. – 88с.
Граник, Г.Г.Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М. : Педагогика, 1991. – 256 с.
Дерновский И. Инновационные педагогические технологии
Королева Г.В. Технология эффективного чтения. – Ростов-на-Дону: 2009. – 307 с.
Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005.
Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Сметанникова Н.Н. Стратегия воспитания лидеров чтения. / Н.Н. Сметанникова // Homo Legens. – 3 – М.: ШБ, 2006.
Сметанникова Н.Н. «Описание стратегий смыслового чтения». [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: sites.google.com .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по произведению Н.Н. Носова "На горке" ( с презентацией). Тип урока: урок открытия новых знаний (технология смыслового чтения).
Цель моего урока: познакомить ребят с новым литературным произведением, используя приёмы смыслового чтения. Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигаетс...
Мастер - класс "Технология смыслового чтения"
Мастер - класс "Технология смыслового чтения"....
Технология смыслового чтения "Облако слов"
Данная презентация поможет познакомиться с технолигией смыслового чтения "Облако слов", просмотреть примеры использования на различных уроках в начальной школе...
Статья "Реализация технология смыслового чтения в начальной школе"
Технология продуктивного чтения - это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приём чтения полноценное воспр...
Презентация «Применение технологии смыслового чтения на уроках в начальной школе»
«Применение технологии смыслового чтения на уроках в начальной школе» ...
Мастер класс "Технология смыслового чтения"
Мастер класс "Технология смыслового чтения"...
Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".
Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...