Выступление на МО "Формы и приемы в работе над смысловым чтением."
учебно-методическое пособие

Кузнецова Людмила Николаевна

Работа с текстом на различных уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formy_raboty_s_tekstom.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Сосьвинская СОШ

Выступление на методическом объединении начальных классов.

Учитель Кузнецова Л.Н.

Самообразование учителя «Смысловое чтение  в начальных классах»

Формы, методы и приемы работы с текстом в начальной школе.

1. Чтение и маркировка в тексте слов, значение которых не понятно (простым карандашом)

2. Лексическая работа – определение значения слов. (работа со словарем)

3. Нахождение части (частей) текста к готовому рисунку.

4. Рисование иллюстрации к прочитанному тексту (создание мини-мультфильма, книжки – малышки)

5. Рисование обложки к рассказу, сказке, повести.

6. Деление текста на части, озаглавливание частей прочитанного текста.

7. Составление картинного плана.

8. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на поставленный вопрос.

9. Составление вопросов к прочитанному абзацу (тексту).

10. Пересказ части текста своими словами.

11. Определение ключевых слов в различных частях текста.

12. Определение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.

13. Определение в тексте слов, из которых можно собрать пословицу/поговорку.

14. Определение в тексте предложений/слов, которые стали крылатыми выражениями/словами, пословицами/поговорками.

15. Мобилизация к уроку. А ты веришь? Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено.

16. Чтение по ролям, чтение диалога, исключая слова автора.

17. Чтение с последующим инсценированием прочитанного отрывка.

18. Чтение предложений с использованием заменителей. Например, прочитайте и подумайте, каким символом, знаком можно изобразить говорящего. Нарисуйте символы слева от реплик.

19. Нахождение отрывка, который можно прочитать презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой и т.д.

20. Работа со словами-образами.

21. Подбор к различным словам из текста синонимов-антонимов.

22. Чтение с выписыванием слов на заданную тему. Например «зима».

23. Проверка осознанности чтения, например, при чтении текста с «пропусками», нужно отмаркировать слова, подходящие по смыслу к тексту.

24. Чтение и нахождение слов, которые устарели.

25. Чтение текста голосом героя.

26. Чтение стихотворения и пересказ его прозой.

27. Замена части текста одним-двумя предложениями.

28. Определение главной мысли текста одним-двумя словами (предложениями).

29. Определение в тексте слов – признаков.

30. Дописывание предложений словами из текста.

31. Выделение рифм, обращений; слов и выражений, которые придают тексту торжественность.

32. Разгадывание (составление) кроссворда.

33. Заполнение (составление) кластера (схемы) с характеристиками главных героев.

34. Маркировка зеленым и красным цветом героев (поступков, событий).

35. Заполнение таблицы словами из текста.

36. Составление своего текста (абзаца) по первому или последнему предложению.

37. Раскрашивание иллюстраций к тексту.

38. Пересказ прочитанного произведения с помощью жестов, мимики.

39. Пересказ текста от первого (третьего) лица.

40. Представление и описание героя произведения.

41. Изменение хода событий в тексте. Например, Иван-Царевич не сжег лягушачью кожу и тогда…

42. Придумывание продолжения рассказа.

43. Придумывание другого заголовка к произведению.

44. Чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу.

45. Проведение следственного эксперимента. Например, кто мог сказать такие слова…

46. Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

47. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное

48. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:

Н. Носов «На горке»

49. Нахождение в рассказе самого длинного слова.

50. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.

51. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:

а) существительное-прилагательное;

б) существительное +глагол;

в) местоимение + глагол (можно наоборот).

52. Комбинированное чтение (учитель — учащиеся хором). Такое задание дает «ситуацию успеха» слабым ученикам.

53. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения, (позже предложение можно заменять логически законченным отрывком.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Работа над смысловым чтением на уроках в начальной школе"

В презентации представлены упражнения, направленные на формирование смыслового чтения на всех уроках в начальной школе....

Тезисы к выступлению по теме : " Современный подход к формированию навыков смыслового чтения"

Тезисы к выступлению по теме : " Современный подход к формированию навыков смыслового чтения"...

Презентация к выступлению. Работа над смысловым чтением. «Мастер-класс» для молодых учителей начальных классов.

Оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся в соответствии с  требованиями ФГОС помогают написание ВПР и РДР. Но не всегда успешно обучающиеся выполняют эти работы, потому что не в...

Приемы и методы развития смыслового чтения в начальных классах

Сегодня каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость организации деятельности по формированию смыслового чтения в образовательном процессе. Нам необходимо воспитать грамотного читателя....

Приемы работы над смысловым чтением

Большое внимание уделяется читательской грамоте. В данном материале представлены некоторые приемы работы над формирующего оценивания на уроках литературного чтения....