Тезисы к выступлению по теме : " Современный подход к формированию навыков смыслового чтения"
статья
Тезисы к выступлению по теме : " Современный подход к формированию навыков смыслового чтения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
galochkina_l.a._tezisy.docx | 19.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Современный подход к формированию навыков смыслового чтения
Галочкина Л. А., учитель начальных классов
МБОУ Школы № 155 г.о. Самара
Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. С введением новых ФГОС обучение ориентировано на универсальные учебные действия, которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных или практических задач. Важнейшую роль в обучении играют познавательные УУД, в том числе умение читать.
Смысловое чтение - неотъемлемый компонент читательской компетентности.
Что такое «смысловое чтение»?
В основной образовательной программе начального общего образования под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации» [2, с. 98].
Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих уровнях обучения.
Поэтому первостепенная задача учителя начальных классов: каждый ученик начальной школы должен овладеть прочным и полноценным навыком чтения. Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.
Смысловая:
• понимание содержания и смысла читаемого.
Техническая:
• способ чтения,
• темп чтения,
• правильность чтения,
• выразительность
Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую первой (смысловой), обслуживающей её.
Исходя из этого, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:
• умение осмысливать цели чтения;
• умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
• умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
• умение определять основную и второстепенную информацию;
• умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
• умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.
Когда учителю следует начинать работать над формированием навыка смыслового чтения?
Уже в период обучения грамоте следует уделять внимание и совершенствованию технической стороны чтения и параллельно работать над смысловой его стороной. Ребенок должен понимать, зачем он читает. На данном этапе учитель озвучивает ребенку цель чтения. Читаю, чтобы узнать новое слово, понять его смысл, построить с ним словосочетание. Понять смысл одного предложения, небольшого текста – это первые шаги по выработке навыка смыслового чтения. Обучение смысловому чтению проходит на всех учебных предметах.
Итак, мы видим, что смысловое чтение – фундамент всех обозначенных в стандарте результатов.
Моя задача, как учителя начальных классов, создать условия для перехода учащихся с уровня «обучения чтению» на новый уровень – «чтение для обучения», подготовив детей к обучению в основной школе.
Список литературы
- Образование для всех: видение ЮНЕСКО//Качественное образование – приоритет устойчивого развития. Материалы научно-практической конференции. – М: Этносфера, 2006.
- «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная Федеральным агенством по печати и массовым коммуникациям совместно с Российским Книжным Союзом. www.Library.ruАктуальные документы/Library,Ru
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования//[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/cataloq,aspx?CataloqId=959
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования.-М.:Просвещение, 2009.-201с.
- 2. Леонтьев Д. Расслоение чтения в эпоху массовой культуры / Д. Леонтьев // Библиотечное дело. - 2012. - №18.
- 3. Сокольская Л. Традиционная модель больше не действует. Об изменении способов чтения / Л. Сокольская // Библиотечное дело. - 2012. - № 18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный подход к формированию навыка смыслового чтения
«Люди перестают мыслить,когда перестают читать»(Д. Дидро). Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять...
Современный подход к формированию навыка смыслового чтения
Современный подход к формированию навыка смыслового чтения· Морозова Янина Сергеевна, учитель начальных классовРазделы: Преподавание в...
Современный подход к формированию навыка смыслового чтения.
Современный подход к формированиюнавыкасмыслового чтения....
Современный подход к формированию навыков смыслового чтения у младших школьников
1986 год… Результаты исследования PISA - Progress in International Reading Literacy Study (Прогресс в Международном исследовании по изучению грамотности чтения) Это международные исследования п...
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Формирование навыков смыслового чтения как основа умения работать с печатными источниками информации"
Виды упражнений по формирования навыков смыслового чтения....
«Современный подход к формированию навыка смыслового чтения на уроках в начальной школе»
Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов...
"Формирование навыков смыслового чтения у учащихся через организацию работы с текстом с использованием современных педагогических технологий"
В статье раскрывается опыт работы по формированию читательской грамотности младших школьников на уроках литературного чтения с применением современных педагогических технологий. ...