Интерактивный плакат как возможность работы над смысловым чтением
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Интерактивный плакат как возможность работы
над смысловым чтением
Марущак Ольга Валерьевна,
учитель начальных классов
МБОУ г.Мурманска СОШ № 23
Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современной школе. Короткие сроки обучения, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям, умениям и навыкам школьника – вот современные условия образовательного процесса.
Необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии, в частности, на мультимедиа и интерактивные.
Преимущества интерактивного и мультимедийного образования.
Применение образовательных информационных технологий позволяет в значительной степени интенсифицировать учебный процесс и активизировать учеников.
Использование современных мультимедийных и интерактивных технологий в преподавании школьных предметов позволяет повысить наглядность и эргономику восприятия учебного материала, что положительно отражается на учебной мотивации и эффективности обучения.
Интерактивные и мультимедиатехнологии обогащают процесс обучения, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонент обучаемого.
Интерактивные и мультимедиатехнологии интегрируют в себе мощные образовательные ресурсы, они могут обеспечить среду формирования и проявления ключевых компетенций, к которым относятся в первую очередь информационная и коммуникативная.
Имеющиеся программные продукты, в том числе готовые электронные учебники и книги, а также собственные разработки, позволяют учителю повысить эффективность обучения.
Возможности интерактивного и мультимедийного образования
- Возможность индивидуализировать учебный процесс, приспособить его к личностным особенностям и потребностям учащихся;
- Возможность организовать учебный материал с учетом различных способов учебной деятельности;
- Возможность компактно представить большой объем учебной информации, четко структурированной и последовательно организованной;
- Возможность усилить визуальное восприятие и облегчить усвоение учебного материала;
- Возможность активизировать познавательную деятельность учащихся (использование элементов анимации, компьютерного конструирования позволяет школьникам получить не только знания, но и первоначальные учебные навыки при изучении конкретного предмета).
Мультимедиа технологии уже прочно вошли в нашу жизнь. Каждый день появляются все новые и новые способы их использования. Не обошла эта тенденция и сферу образования, позволив использовать в процессе обучения более наглядные, содержательные и эффективные материалы. Одним из наиболее интересных новшеств, стал интерактивный плакат.
Давайте же разберемся что такое интерактивный плакат, для чего он нужен, и какие виды плакатов бывают.
Что такое интерактивный плакат?
Плакат - это наглядное изображение, которое может быть использовано в самых различных целях: реклама, агитация, обучение и т.п. Важно то, что плакат по своей сути – это средство предоставления информации, то есть основная его функция – демонстрация материала.
Под интерактивностью понимается способность информационно-коммуникационной системы, активно и разнообразно реагировать на действия пользователя.
Таким образом, интерактивный плакат – это средство предоставления информации, способное активно и разнообразно реагировать на действия пользователя. Что из этого следует? Как минимум то, что интерактивный плакат не может представлять собой статичную иллюстрацию, либо набор мультимедиа компонентов – он должен обеспечивать взаимодействие контента (содержания плаката) с пользователем. Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей текстового или цифрового ввода и т.д.
Для чего он нужен?
В процессе обучения интерактивный плакат позволяет достичь двух очень важных результатов:
- за счет использования интерактивных элементов вовлечь обучаемого в процесс получения знаний;
- за счет использования различных мультимедиа и 3D объектов добиться максимальной наглядности информации.
Особенности интерактивных плакатов:
- высокая интерактивность – диалог между учителем и учеником посредством данной программы, это ещё один новый метод работы на уроке;
- простота в использовании – интерактивный плакат не требует инсталляций, имеет простой и понятный интерфейс;
- богатый визуальный материал - яркие анимации явлений и процессов, фотографии и иллюстрации, что дает преимущество над другими продуктами и средствами обучения;
- групповой и индивидуальный подход - позволяет организовать работу как со всем классом (использование на интерактивной доске, демонстрационном экране), так и с каждым отдельным учеником (работа за персональным компьютером, планшетом);
- учебный материал программ представлен в виде логически завершенных отдельных фрагментов, что позволяет учителю конструировать уроки в соответствии со своими задачами.
2. Структура интерактивного плаката может выглядеть так:
- иллюстрированный опорный конспект;
- многоуровневый задачник;
- набор иллюстраций, интерактивных рисунков, анимаций, видеофрагментов;
- конструктор (инструмент, позволяющий учителю и ученику делать пометки, записи, чертежи поверх учебного материала);
- навигация.
Главное условие: чтобы все эти составляющие были объединены в единое целое. То есть это может быть одна тема, один раздел и т.д.
3. Предлагаю фрагменты авторских интерактивных плакатов по литературному чтению, которые состоят из 3 блоков:
- “Аудитория” - где ученик (-и) знакомится (-ятся) с учебной текстовой информацией;
- “Задания” - в этом блоке сосредоточены задания для обучающихся, выполнив которые, ребята создадут собственный продукт деятельности, в той форме, которую предпочтут сами;
- “Навигация” (слайд, на котором расположена информация, облегчающая ученику или учителю возможность самостоятельно “передвигаться” по плакату).
Интерактивный плакат по рассказу А. Гайдара «Голубая чашка».
Представляю вам фрагмент интерактивного плаката по рассказу А. Гайдара «Голубая чашка». Данный плакат рассчитан на несколько уроков.
На первом уроке знакомимся с автором произведения, для этого открываем первый элемент навигации. И мы познакомимся с биографией автора, ведь не секрет, что детство, семья, события жизни серьезно влияют на творчество.
Для удобства, второй элемент навигации скрывает текст произведения.
Третий - ссылки на аудио, видео и мультипликационную версии рассказа.
На этапе работы над произведением мы можем воспользоваться элементом навигации ВОПРОС, где содержатся задания для учащихся, направленные на работу над смысловым чтением: например – составить картинный план рассказа, разгадай готовый кроссворд по рассказу, составить свой кроссворд, задание «корректор», при выполнении которого найти ошибки во фрагментах авторского текста. И обязательный элемент интерактивного плаката – подборка других произведений автора, для развития интереса к чтению.
Интерактивный плакат по сказке Г.Х. Андерсена «Ромашка».
Таким образом, автор данной работы пришла к следующему выводу:
1. Применение интерактивного плаката на уроке имеет рад преимуществ:
- повышается интерес учащихся к обучению, т.к. информация с экрана воспринимается учениками лучше;
- обучающий эффект усиливается, т.к. я могу использовать различные мультимедийные элементы: анимацию, видео, карты, звук;
- более рационально организована работа учителя;
- эстетика и структура урока изменяется;
- ученики могут работать в индивидуальном графике и ритме (возможность использования нескольких ПК и планшетных компьютеров).
2. Но есть и ряд отрицательных моментов:
- есть готовые интерактивные плакаты, но они не всегда удобны в применении конкретным педагогом;
- изготовление интерактивного плаката самостоятельно очень затратно по времени, которого, увы, всегда не хватает;
- не все школы имеют достаточную материально-техническую базу для создания и применения такого ресурса, как интерактивный плакат.
Учитывая, что большинство учителей пользуются в своей работе программами презентаций PowerPoint или OppenOffice, при подготовке интерактивного плаката очень важно соблюдение ряда правил:
1. Обязательно соберите все компоненты в одну папку.
2. Сначала соберите все файлы в одну папку, а затем задайте гиперссылки. Иначе снова вас ждет разочарование.
3. Дидактически более оправдано, если в качестве гиперссылки выступает не специально предназначенная в инструментах кнопка, а рисунок, иллюстрация, символ, надпись.
4. Не лишним будет соответствие надписей (символов, иллюстрацией) на плакате первого плана и название наших файлов (презентаций) в папке.
Это поможет нам избежать путаницы и случайных ошибок в ссылках. И удобнее будет навигация интерактивного плаката.
5. Обязательно предусмотрите возможность быстрого возврата к главному слайду. Это тоже является одним из главных условий качественной навигации интерактивного плаката. Причем следует предусмотреть возможность возврата с любого слайда.
6. Подготовьте интерактивный плакат так, чтобы им было удобно пользоваться и на интерактивной доске, т.к. такие ресурсы весьма полезны при организации фронтальных форм работы на уроке.
То есть, вовсе не обязательно ожидать окончания того или иного компонента, особенно если внутри него также предусмотрена сложная структура с несколькими уровнями и гиперссылками.
И не забудьте главные дидактические условия создания интерактивного плаката:
- меньше текста и больше наглядности;
- меньше линейности и больше интерактивности;
- вовлечение учащегося в активную познавательную деятельность;
- дидактическая и информационная законченность.
Таким образом, интерактивный плакат должен обеспечивать максимальное взаимодействие обучаемого с содержанием данного образовательного ресурса на всех этапах усвоения информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивный плакат "Учимся писать цифры"
Для удобного и неоднократного показа написания цифр....
Интерактивный плакат «Предлог»
Преподаватель: Грачева Ксения Владимировна, учитель начальных классов.Предмет: русский языкТема: «Предлог».Цели: закрепление знаний по теме «Предлог», формирование интереса к изучаемому пр...
Смысловое чтение. Методы и приемы смыслового чтения
Развитие смыслового чтения у учащикся младших классов....
Стратегия смыслового чтения. Прием технологии смыслового чтения "чтение в кружок".
Фрагмент урока по изобразительному искусству на тему:«Изображение природы в различных состояниях. Левитан картина «Март», в котором показано как применять прием смыслового чтения &qu...
технологическая карта Смысловое чтение. Освоение приёмов смыслового чтения.
технологическая карта урока чтения . Урок-треннинг. Город Бор Нижегородская область....
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕДИАСРЕДСТВ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В статье рассматривается проблема реализации работы по смысловому чтению в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к обучению младших школьников в рамках нормативно-правовых документо...
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения.
Технология смыслового чтения и работа с текстом. Формирование навыков смыслового чтения на уроках литературного чтения. Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять с...