Рабочая программа и КТП по предмету Литературное чтение на родном (русском) языке
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа и КТП по предмету Литературное чтение на родном (русском) языке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_litera_4kl.docx | 76.87 КБ |
Предварительный просмотр:
2. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по учебным предметам начального общего образования (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5–е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2015. – 400с. – (Стандарты второго поколения), учебного плана МБОУ « СШ №5» на 2018/2019 учебный год и с учетом авторской программы по литературному чтению Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской (Сборник учебных программ «Перспективная начальная школа», Научный руководитель, кандидат педагогических наук, профессор Р.Г. Чуракова), в 2-х ч. – М.: Издательство Академкнига/учебник, 2015г. Программа «Литературное чтение на родном языке» является составляющей предметной области «Филология».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Перспективная начальная школа»: Н.А.Чуракова Литературное чтение Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 4 класс в 2 ч.,– М.Издательство «Академкнига/учебник», 2014;
Программа курса «Литературное чтение» адресована обучающимся 4 класса с разным уровнем мотивации к обучению.
Цели изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»:
- формирование первоначальных представлений о единстве языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка;
- воспитание гражданина и патриота своей страны России, ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка
Задачи изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»:
- формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре;
- формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к родному (русскому) языку и речевому творчеству;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи на родном языке, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты языка;
- пробуждение познавательного интереса к родному языку, стремления совершенствовать свою речь;.
Общая характеристика учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» в начальной школе в контексте УМК «Перспективная начальная школа»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России, основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе. Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нѐм. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
Литературное чтение является одним из базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение, которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область, как никакая другая, способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.
Учебный предмет «Литературное чтение на родном языке» является органической частью предмета «Литературное чтение». В содержании курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Основные содержательные линии программы учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»
Как курс, имеющий частный характер, курс родного (русского) языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями начального курса литературного чтения в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
«Язык и культура» – даѐт представление о сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; о компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет). Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень еѐ успешной реализации в общении.
«Речь. Речевая деятельность. Текст» – даѐт сведения о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях; о типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении); о речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определѐнной коммуникативной направленности. В текстах изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д. Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даѐт возможность обучить тем видам
высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).
Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения читать); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызвать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учётом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определённую нравственную и эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырёх лет обучения; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца 20 – начала 21 века
Описание места учебного предмета «Литературное чтение» в учебном плане
В соответствии с учебным планом и примерной программой предмет «Литературное чтение» изучается в 4 классе 0,5 часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 17 часов(34 учебные недели)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которые формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-
нравственного воспитания и развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» в 4 классе
Личностными результатами изучения литературного чтения на родном языке в начальной школе являются:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
- восприятие русского языка как явление национальной культуры;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- осознание языка как основного средства человеческого общения;
- понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- способность к итоговому и пооперационному самоконтролю;
- овладение словами речевого этикета;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
Метапредметными результатами изучения предмета «Литературное чтение на родном языке» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- уметь принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учиться определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формировать умение самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;
Познавательные УУД:
- использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в овладении логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений; находить аналогии в повседневной жизни;
- уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные УУД:
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- определение общей цели и путей ее достижения;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Предметными результатами изучения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» в 4 классе являются формирование следующих умений:
Обучающийся научится:
- отличать подготовленную и неподготовленную речь;
- осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
- знать и реализовывать жанры комплимента, поздравления с учѐтом коммуникативной ситуации;
- знать особенности диалога и монолога;
- знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);
- создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;
- восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;
- составлять устный рассказ по репродукциям картин художников или на основе личного опыта;
- составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).
Обучающийся получит возможность научиться:
- называть свои речевые роли в разных ситуациях общения;
- приводить примеры успешного общения в жизни людей и в литературных произведениях;
- устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;
- приводить примеры ситуаций, когда следует говорить подробно, а когда – кратко;
- оценивать похвалу с точки зрения еѐ правдивости и отобранных средств выражения;
- определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста;
- вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;
- создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения; работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта
В результате изучения курса « Литературное чтение на родном языке» в 4 классе
Обучающийся научится:
- овладению учебными действиями с языковыми единицами и умению использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- овладению первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирования базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
- обогащению активного и потенциального словарного запаса, культуре владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
Обучающийся получит возможность научиться:
- обогащать активный и потенциальный словарный запаса, развивать культуру владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
- ценностному отношению к родному языку как хранителю культуры, включится в культурно-языковое поле своего народа,
- умениям ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формированию базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач;
- позитивному отношению правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
- формированию первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
4. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном языке»
4 класс (проект)
Язык и культура.
Значение речи в жизни человека, общества. Что такое успешное общение. Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит– кому (адресат) – что – с какой целью. Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).
Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь. Особенности употребления несловесных средств. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь. Общение для контакта и общение для получения информации
Говорение. Голос, его окраска, темп устной речи. Основной тон, смысловое ударение, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче. Правила для собеседников Неподготовленная и подготовленная устная речь. Нормы – что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари. Толковый словарь. синонимов. Словарь языка писателей.
Речь. Речевая деятельность. Текст
Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении. Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности. Вторичные речевые жанры. Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче. Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста. Цитата в пересказах, еѐ роль. Цитата в пересказах, еѐ роль. Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации. Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении). Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения. Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении. Описание в учебной речи, его цель, основные части. Невыдуманный рассказ (о себе). Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. Словарные статьи в толковом и в других словарях.
Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.
Круг чтения
Русские народные волшебные сказки
«Морской царь и Василиса Премудрая»
Классики русской литературы XIX – первой половины XX веков
А.С. Пушкин «Везувий зев открыл…», отрывки из «Евгения ОнегинаВ. Хлебников «Кузнечик»; Л. Андреев «Петька на даче»; М. Волошин «Зелёный вал отпрянул…»; В. Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею…», «Обида»; А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители» (в сокращении)*.
Классики русской литературы второй половины XX века
А. Кушнер «Сирень»; В. Соколов «О умножении листвы…», «Все чернила вышли…»; Д. Кедрин «Всё мне мерещиться поле с гречихою…»; К. Паустовский «Тёплый хлеб»*; С. Козлов «Не улетай, пой, птица!», «Давно бы так, заяц», «Лисичка»;
Зарубежная литература
Авторские волшебные сказки: Г. Андерсен «Снежная королева»* (в отрывках), «Русалочка» (в сокращении); С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках); А. Сент-Экзюпери «Маленький принц
5. Тематическое планирование курса «Литературное чтение на родном языке»
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся |
Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире | 2 | Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми .с людьми разного возраста. Анализировать нормы речевого этикета, оценивать собственную речевую культуру Наблюдать: находить в тексте повествовательные/ побудительные/ вопросительные предложения. Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога, диалога. Объяснять смысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса. Составлять план текста: делить текст на части, выделять опорные слова ,составлять план, определять главную мысль произведения. Пересказывать текст художественного произведения: подробно, кратко, выборочно. Сравнивать темы произведений авторов-представителей разных народов России Анализировать нравственно-этические стороны и особенности фольклорных и художественных произведений разных народов. Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета Характеризовать особенности прослушанного произведения, раскрывать последовательность развития сюжета Сравнивать: Различные фольклорные жанры, характеризовать их особенности Объяснять: смысл заглавия произведения; выбирать заголовок из предложенных учителем, учащимися класса. | |
Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре | 2 | ||
Учимся у поэтов, писателей и художников видеть красоту природы и красоту человека | 1 | ||
Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас | 3 | ||
Пытаемся понять, как на нас влияет красота | 1 | ||
Приближаемся к разгадке тайны особого зрения | 2 | ||
Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда | 2 | ||
Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество | 3 | ||
Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее | 1 | ||
Итого | 17 |
6. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция
- Сборник рабочих программ «Перспективная начальная школа», авторская программа по систематическому курсу литературного чтения Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской(Научный руководитель, кандидат педагогических наук, профессор Р.Г. Чуракова), в 2-х ч. -М.Издательство «Академкнига/учебник», 2015;
- Учебники
1. Н.А.Чуракова Литературное чтение. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, 4 класс в 2 ч.,– М.Издательство «Акадекни
га/учебник», 2014;
Методические пособия для учителя
1. Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская. Литературное чтение. Методическое пособие - М.Издательство «Академкнига/учебник», 2014;
Компьютерные и информационно - коммуникативные средства
- Электронные учебные пособия:
- Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение», 4 класс (Диск CD-ROM), автор Н.А.Чуракова
Технические средства и ИКТ
- АРМ учителя.
- Интерактивная доска «SMARTBOARD»
- Мобильный класс Classmate PC. (25 нетбуков ISTiEC 10II2, 1 ноутбук учителя)
- WiFi с доступом к сети Интернет
- Документ-камера
- Мультимедиа
- Электронная библиотека
Интернет-ресурсы:
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа :http://school-collection.edu.ru
- Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа :http://nachalka.info/about/193
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа :www.festival.1september.ru
- Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа :www.km.ru/education
- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.uroki.ru
- Нацпроект «Образование» – Режим доступа: http://mon.gov.ru./proekt/ideology
- Проект «Информатизация системы образования» – Режим доступа: http://www.ural-chel.ru/guon/inform.htm.
- Сайт «Все для учителей начальной школы»– Режим доступа:http://www.nsc.1september.ru
- Сайт «Государственные образовательные стандарты второго поколения» – Режим доступа: http://www.standart.edu.ru
- Сайт журнала «Вестник образования» – Режим доступа: http://www.vestnik.edu.ru
- Сайт журнала «Начальная школа» – Режим доступа: http://www.n-shkola.ru
- Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации– Режим доступа: http://www.mon.gou..ru
Календарно-тематическое планирование
учебного предмета «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ»
4 класс
УМК «Перспективная начальная школа» (17 часов)
№ п/п | Тема урока | Кол- во часов | Тип урока | Элементы содержания | ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (Формирование УУД в соответствии с ФГОС) | Вид контроля. | Стр. учебника | Дата проведения | |||||||||
Предметные результаты | Метапредметные результаты | ||||||||||||||||
Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире | |||||||||||||||||
Русская народ ная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» | 1 | Комби нированный | Уметь: объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики, которые соответствуют понятию «герой волшебной сказки»; называть волшебных помощников в сказке (тотемное животное, тотемное растение); | Л: Самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей); Р: Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка процесса и результата деятельности П: Поиск и выделение необходимой информации в словарях; работа с музыкальным произведением; перечитывание текста с разными задачами К: Уметь оценивать характер героя, понимать авторское отношение к герою произведения, уметь взаимодействовать в парах
| Ответы на вопросы | Ч.1 С. 45–51 | |||||||||||
Обобщение по теме «Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире» | 1 | Обобщение | Сказки разных народов мира. Произведения устного народного творчества | Уметь: создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы по прочитанному произведению | Ответы на вопросы | Обзор всей главы | |||||||||||
Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре | |||||||||||||||||
Г.Х. Андерсен «Русалочка» | 1 | Комбинированный | Зарубежные авторские сказки. Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Знать, что самое главное в народной сказке – способность героя выдержать испытания и восстановить нарушенную справедливость, а в авторской сказке – мир чувств и переживаний героя. Уметь: сравнивать описание подводного царства Г.-Х. Андерсена с описанием подводного царства в русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» и в былине «Садко»; давать характеристику главному герою | Л: Самоопределение (учет чужой точки зрения, помощь сквозным героям); смыслообразование (формирование базовых нравственно-этических ценностей) Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной целиП: Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и т.д.). К: Вести устный диалог, слушать собеседника. | Пересказ текста | Ч.1 С.71–89 | ||||||||||
Г.Х. Андерсен «Снежная королева». «История седьмая. Что случилось в чертогах Снежной королевы и потом». Слушаем музыку. Музыкальная пьеса «В пещере горного короля» Э. Грига | 1 | Комбинированный | Произведения зарубежной литературы.. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: анализировать описание царства Снежной королевы; подтверждать свои ответы цитатами из текста; доказывать, что героине помогают не только люди, но и природные явления; называть авторские сказки, в которых любовь оказывается сильнее волшебства; делиться своими впечатлениями при прослушивании музыкального произведения | Пересказ текста | С.86–91 | |||||||||||
Учимся у поэтов, писателей и художников видеть красоту природы и красоту человека | |||||||||||||||||
Владимир Набоков «Обида». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Эмили Шанкс «Наём гувернантки» | 3 | Комбинированный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. | Уметь: работать с толковым словарем; анализировать содержание литературного произведения; сравнивать поступки детей; зачитывать отрывки из текста; давать характеристику герою; сравнивать характеры героев, изображенных на картине | Л: Восприятие литературного произведения как особого вида искусства. Навыки сотрудничества в разных ситуациях Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и т.д.). К: Вести устный диалог, слушать собеседника. | Выразительное чтение Отвечать на вопросы | Ч.1 С.113–127 | ||||||||||
Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас | |||||||||||||||||
Леонид Андреев «Петька на даче» | 3 | Комбинированный | Произведения о детях. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний Характер героя, его поступки и их мотивы | Уметь: работать с толковым словарем; высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения; анализировать поступки героев | Л: Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. Р: Использовать речь для регуляции своего действия. П: Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию. К: Владеть основами коммуникативной деятельности, на практиче ском уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы. | Выразительное чтение Пересказ текста | Ч.1 С. 137–152 | ||||||||||
Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» | 7 | Комбинированный | Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях Высказывание оценочных суждений. Определение жанра литературного произведения | Уметь: работать с толковым словарем; выделять важные события в жизни героя подтверждать ответы строчками из текста; находить в тексте конкретно-исторические приметы времени; выражать свое отношение к герою произведения; доказывать свою точку зрения, опираясь на текст | Л: Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи Р: учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других. П: Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию, обобщение и систематизация. К:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Пересказ текста | С. 112–117 | ||||||||||
Обобщение по теме «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас» | 1 | Обобщение | Произведения классиков дет ской литературы. Произведения о детях | Л:Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. Р: самостоятельно формулировать тему и цели урока. П: строить рассуждения. К: Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; учиться связно отвечать по плану. | Отвечать на вопросы | Обзор всей главы | |||||||||||
Пытаемся понять, как на нас влияет красота | |||||||||||||||||
Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!» Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Ван Гога «Огороженное поле» | 1 | Комбинированный | Восприятие и понимание переживаний персонажей. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Знать: произведения Сергея Козлова для детей; что красота способна творить чудеса – преображать душу, делать ее свободной и красивой. Уметь: выразительно читать; работать с иллюстрацией; выделять средства художественной выразительности; сравнивать сказки С. Козлова; выделять | Л:Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении. Р: работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. К: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Выразительное чтение | Ч.2 С. 33–36 | ||||||||||
Приближаемся к разгадке тайны особого зрения | |||||||||||||||||
Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 1 | Комбинированный | Связь названия с темой текста, мысль текста Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Уметь: анализировать содержание текста; объяснять прозвище героя; высказывать свое отношение к героям; определять жанр произведения; описывать внешний вид героев; объяснять слова героев в переносном значении; делить текст на части | Л:Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. Р: работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П:вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную. К:слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. | Выразительное чтение | Ч.2 С. 44–54 | ||||||||||
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | 1 | Комбинированный | Произведения о детях. Герои произведения Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения | Уметь: объяснять выделенные в тексте слова; ориентироваться в тексте; подтверждать, что автор использует приемы олицетворения, сравнения и повтора, чтобы описание было выразительным; давать характеристику цветка; объяснять, что такое «настоящее богатство»; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; выразительно читать; пересказывать текст по плану | Л: Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии Р: Использовать речь для регуляции своего действия. П: Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа, составлять план. К: Формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания | План-пересказ | Ч.2 С. 75–81 | ||||||||||
Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда | |||||||||||||||||
В. Хлебников «Кузнечик» Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины Франца Марка «Птицы». | 1 | Комбинированный | Эмоционально нравственные переживания героев и автора произведения. | Уметь: анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; сравнивать стихотворные произведения; работать с иллюстрациями | Л: Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи Р: учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других. П: Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию, обобщение и систематизация. К:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Отвечать на вопросы | Ч.2 С. 101–104 | ||||||||||
Афанасий Фет «Это утро, радость эта…» | 1 | Комбинированный | Восприятие и понимание их переживаний | Знать понятие «рифма». Иметь представление о кольцевой и охватной рифме. Уметь: выразительно читать; определять рифму в стихотворении; выделять средства художественной выразительности | Л: Восприятие литературного произведения как особого вида искусства. Навыки сотрудничества в разных ситуациях Р: Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. П: Владеть алгоритмом основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художественной выразительности и т.д.). К: Вести устный диалог, слушать собеседника. | Чтение наизусть | Ч.2 С. 115–118 | ||||||||||
Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество | |||||||||||||||||
Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины П. Пикассо «Герника» | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: анализировать произведения живописи; доказывать свое мнение; выбирать приемы и средства художественной выразительности | Л: Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Р: Составлять план и последовательность действий. П: Строить рассуждения в форме простых суждений. К: Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | ||||||||||||||
Дмитрий Кедрин «Все мне мерещится поле с гречихою…». Поход в «Музейный Дом». Репродукция картины В. Попкова «Моя бабушка и ее ковер» | 1 | Комбинированный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: определять главную мысль стихотворения; анализировать переживания героя; анализировать произведение живописи; определять главного героя стихотворения | Л: Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи Р: учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других. П: Владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию, обобщение и систематизация. К:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Чтение наизусть | Ч.2 С. 156–159 | ||||||||||
Обобщение по теме «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество» | 1 | Обобщение | Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение. Произведения классиков детской литературы | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | Л: Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Р: Составлять план и последовательность действий. П: Строить рассуждения в форме простых суждений. К: Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Отвечать на вопросы | Обзор всей главы | ||||||||||
Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее | |||||||||||||||||
Обобщение по теме «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее» | 1 | Обобщение | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях) | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | Л: Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Р: Составлять план и последовательность действий. П: Строить рассуждения в форме простых суждений. К: Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь и сотрудничество. | Выразительное чтение | Ч.2 С. 170–176 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном русском языке», 1 класс, УМК "Перспективная начальная школа"2018 – 2019 учебный год
Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку, соответствующей Фе...
Рабочая программа по учебному предмету "Литературное чтение на родном (русском) языке.
Предлагаю для работы рабочую программу для 1 класса....
Рабочая программа предмета Литературное чтение на родном русском языке, 1-4 классы
В рабочей программе представлены планируемые результаты, содержание и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по учебному предмету Литературное чтение на родном (русском) языке (1-4 классы)
Рабочая программа по учебному предмету Литературное чтение на родном (русском) языке (1-4 классы) cоставлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ (вариант 6.2)на основе Адаптированной основной о...
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном (русском) языке" 1-4 класс
Рабочая программа учебного предмета "Литературное чтение на родном (русском) языке" 1-4 класс...
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение». Рабочая программа по предмету «Литературное чтение на родном (русском) языке»
образовательная программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4739956) учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 2 класса начального общего образования
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» разработана для организаций, реализующих программы начального общего образования. Программа направлена н...