«Формирование устойчивого навыка чтения у обучающихся начальных классов с овз»
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ustoychivogo_navyka_chteniya_u_obuchayushchihsya_nachalnyh_klassov_s_ovz.docx | 486.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение
Выступление на педагогическом совете
на тему:
«Формирование устойчивого навыка чтения у обучающихся начальных классов с овз»
Подготовила учитель начальных классов:
Самсонова Ж.А.
г. Кулебаки 2019 г.
«Уметь читать в широком
смысле этого слова– значит,
извлечь из мертвой
буквы живой смысл»
К.Д. Ушинский
Чтение играет большую роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Только при правильном взаимодействии всех анализаторов и связи двух сигнальных систем происходит процесс чтения. Поэтому важно в начальной школе уделять большое внимание процессу формирования навыка чтения каждого ученика.
Проблема заключается в том, что наблюдается резкое увеличение детей с различными интеллектуальными и речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространёнными у этих детей являются нарушения письма и чтения. Не секрет, что нарушение чтения оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребёнка.
Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу у педагогов. Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников.
Современные дети не просто не любят, но и не умеют читать, а чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ученику, но и тот, посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, познавать богатство окружающего мира и человеческих отношений, формировать в себе собственное отношение к действительности.
Чтение – это труд, и труд тяжелый. Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя.
Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов начальных, средних и старших классов, так как чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются в начальных классах.
Как помочь нашим детям справиться с трудностями при обучении чтению?
Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. И сидит ребёнок над книгой, обливаясь слезами и испытывая к ней тихую ненависть. Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребёнка больше читать, нужно выяснить, в чём исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймём, какую помощь ему необходимо оказать.
Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные.
Существует много причин, тормозящих скорость чтения.
Среди них:
- Природный темп деятельности
- Нарушения артикуляции
- Неправильное дыхание
- Малое поле зрения
- Уровень организации внимания
- Уровень развития памяти
Чтение является сложным актом, который включает в себя:
Технические навыки – правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между из зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными с другой.
Процесс понимания смысла читаемого – извлечение его смысла, содержания.
Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более лёгкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок.
Далее я приведу примеры упражнений, помогающих устранить причины, тормозящие развитие и совершенствование технической составляющей процесса чтения.
Упражнения для работы над артикуляцией
1.Артикуляционная гимнастика
2. Чтение чистоговорок.
Троекратное повторение слога в начале чистоговорки помогает правильно произнести этот же слог последним.
- Жа - жа - жа — есть иголки у ежа.
- Ло - ло - ло — на улице тепло.
- My - му - му — молоко кому?
- Ры - ры - ры — летают комары.
- Чи - чи - чи — у дома кирпичи.
Нужно использовать те слоги, произношение которых у ребенка вызывает трудности.
3. Чтение скороговорок.
Секрет скороговорки в том, что в ней встречаются слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу. В словах ритмически повторяются звуки, слоги.
- Утром присев на пригорке,
- Учат сороки скороговорки.
- Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.
- Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.
- Вез на горку Саня за собою сани.
- Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
- Шел Егор через двор
- С топором чинить забор.
4. Для развития правильного произношения, совершенствования навыка чтения я использую работу со структурными слоговыми таблицами.
5. Иногда беглость чтения не может быть сформирована из-за отрывистого чтения. В таком случае надо поработать над плавностью чтения. Для работы над плавным чтением используются таблицы следующего вида:
Работа над правильностью дыхания
«Задуйте свечу»
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.
Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.
Побрызгайте белье водой (в один прием, три, пять).
Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.
«Сдерживание дыхания»
Дети ставят полоски бумаги на уровне губ, набирают побольше воздуха и начинают выдыхать потихоньку так, чтобы полоска бумаги не шевелилась.
«В цветочном магазине»
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (2-3 раза).
«В лифте»
Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.
Малое поле зрения
Малое поле зрения – большой недостаток у многих читателей. Так как у детей поле зрения мало, их глаза делают много фиксаций. Необходимо расширить поле зрения, чтобы взгляд фиксировал не 1-3 буквы, а целое слово или несколько слов.
Упражнения, помогающие расширить поле зрения
1. На решение этой задачи направлено упражнение «Прирамида».
КОС*ТЕР
ПАТ * РОН
ПЛА * КАТ
ГНЕЗ * ДО
ПАШ * ТЕТ
ЛИ * ВЕНЬ
ЛО * ШАДЬ
МОР * КОВЬ
ТЕТ * РАДЬ
Глядя в центр на точку и не двигая глазами по горизонтали, надо постараться одновременно увидеть два слога одного слова. Опуститься на следующую строчку и т.д. Найти предельную строчку, которую ребенок видит, не двигая глазами. Опять начать с первой строчки, каждый раз опускаясь на одну строчку ниже. Если ребёнку трудно, можно прочитать слово по слогам, а затем, глядя в точку, увидеть это слово одномоментно.
МА * МА
ШИ * ЛО
КЕ * ДЫ
РЕ * КА
ВО * ДА
ОЧ * КИ
ДЫ * НЯ
ЮБ * КА
ПУ * ЛЯ
АР * ФА
БУ * СЫ
Значительно расширяют поле зрения широко известные у психологов цифровые и буквенные таблицы Шульте. При работе с ними для расширения поля зрения необходимо фиксировать глаза в центре.
«Словесная пирамида»
Пирамиду строим из слов произведения, которое читаем. Читаем слова в разном темпе:
кол
укол
уколол
уколоть
укололся
ма
мал
мама
марка
маркиз
знать
узнать
познать
опознать
опознанный
Распределение внимания
Задание: Найди среди букв слова и подчеркни их.
Оасолнцетиоьстолпои
Киноыаелмухаорлфсыропрмама
Рпмашина
Задание: Прочитай предложение, в котором все слова написаны слитно. Раздели предложение на слова.
СЕГОДНЯНАУРОКЕЧТЕНИЯ
МЫБУДЕМЗНАКОМИТЬСЯС
ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ
КОРНЕЯИВАНОВИЧАЧУКОВСКОГО
Память
Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может связать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.
Используются упражнения, в которых запись информации заключается в ее переводе в образную форму.(у детей со зрительной памятью высокая скорость чтения, высокий уровень грамотности)
1. «Представь себе» (мысленные образы и эмоции) – после каждого прочитанного предложения представить соответствующую картину.
2. «Вспомни картинки».
3. «Послушай и опиши» - представить то, что называет взрослый.
4. «Сочини рассказ» - слова, данные взрослым объединить одной темой и сочинить рассказ.
5. «Запомни слова» - запомнить слова не связанные между собой.
6. Зрительные диктанты, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.
Диктанты И.Т.Федоренко
В каждом из 18 диктантов, предложенных профессором, имеются шесть предложений. Особенность их такова: если первое предложение содержит всего два слова – “Тает снег” и 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание длины предложения происходит постепенно, по одной - две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно 2 месяца.
Упражнения для увеличения скорости
1. Многократное прочтение текста вслух
2. Упражнение «МОЛНИЯ».
Чередование чтения в комфортном темпе с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в максимальном темпе осуществляется по команде «МОЛНИЯ».
3. Чтение "Спринт".
Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав губы и зубы, а после прочтения отвечают на сформулированные перед чтением вопросы. Проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста.
4. "Жужжащее" чтение.
5. За одну минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.
6. Чтение за учителем (упражнение вырабатывает скорость произношения слов).
7. Многократное прочтение текста.
8. Чтение про себя.
Памятка
Учись читать правильно
- 1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке.
- 2. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
- 3. При чтении будь внимательным к каждому слову.
- 4. Старайся понять, о чем читаешь.
- 5. Читай ежедневно вслух и « про себя»
Заключение
Проводя занятие, педагог должен учитывать факторы читательского развития обучающегося с ОВЗ, тормозящие желание ребенка прочитать рекомендованные ему книги. Это, прежде всего, крайне слабая техника чтения и практически полное отсутствие читательской биографии.
Практика обучения свидетельствует: устойчивый навык самостоятельного чтения и интерес к художественной литературе проявляется у большинства обучающихся с ОВЗ только к концу третьего года обучения. Но и тогда адекватное понимание идейного смысла многих стихотворений и сказок, их трансформация в самостоятельном литературном творчестве остается недоступной для большинства детей с ОВЗ как дефициты интеллектуального и эмоционального развития. Малая подвижность нервных связей, бедный жизненный опыт мешают пониманию авторского замысла, морально-этической стороны произведения, а конкретное, сугубо ситуативное мышление такого читателя зачастую вступает в конфликт с логической структурой текста, что приводит к его фрагментарному восприятию.
У детей с ОВЗ отсутствует целостное восприятие о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не могут установить связи между эпизодами. Непосредственная эмоциональная реакция при чтении или слушании текста может быть яркой и точной, но дети затрудняются в словесном выражении своих чувств. Воображение развито слабо. Дети не всегда могут определить мотивы поведения персонажа. Отвечая на вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное (средний и низкий уровни).
Перечисленные выше приемы, на мой взгляд, способствуют преодолению дефицитов развития детей с ОВЗ, помогают вовлечь их в деятельность и способствую развитию и формированию читательских умений и навыков обучающихся с ОВЗ.
Список использованных источников
1. А.Ф.Ануфриев., С.Н.Костромина Как преодолеть трудности в обучении детей, - Издательство "Ось-89", Москва.,2009
2. Гилева Н. С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. – 2015. – №10.
3. Б.В.Пузанов Коррекционная педагогика Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Москва., 2010
4. У.В.Ульенкова Дети с задержкой психического развития Нижегородский государственный университет, 2006
5. Интернет-источники:
http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie
http://www.uchmet.ru/library/material/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Формирование устойчивого навыка чтения у младших школьников"
Чтобы ребенок был успешным, хорошо усваивал учебный материал, ему ,несомненно, необходимо владеть устойчивым навыком чтения. Чтение должно быть правильным, беглым, выразительным. Предлагаю вашему вним...
Формирование устойчивого навыка чтения у младших школьников.
Чтобы ребенок был успешным, хорошо усваивал учебный материал, ему ,несомненно, необходимо владеть устойчивым навыком чтения. Чтение должно быть правильным, беглым, выразительным. Предлагаю вашем...
Выступление "Лэпбуки – эффективное средство формирования устойчивых навыков чтения младших школьников на занимательном материале математического содержания"
Опыт работы по формированию устойчивых навыков чтения на основе математического материала, организованного на разных уровнях: в ходе учебной и внеклассной деятельности, с применением лэпбуков....
Упражнения для формирования навыка чтения у обучающихся 2 класса с ОВЗ
Предлагается 5 видов упражнений на развитие осознанного навыка чтения....
Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников.
Развитие внимательного чтения...
"Система упражнений для формирования устойчивого навыка чтения у младших школьников"
Чтение является сложным актом, который включает в себя:технические навыки – правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между из зрительными образами, с одной с...
Методы и приемы формирования устойчивого навыка чтения в 1 классе (педчтения)
Задача начального образования – научить детей правильному, осознанному, выразительному чтению. Такая задача актуальна в наши дни, так как чтение играет большую роль в образовании и развитии чело...