Педагогическая диагностика по выявлению особенностей познавательной деятельности детей с ОВЗ, обучающихся в 1 классе
рабочая программа

Адиатулина Юлия Юрьевна

В последнее время отмечается рост численности детей с особыми образовательными потребностями, возникающими в силу различных нарушений развития, которые,  в свою очередь, препятствуют освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Неоднородность группы младших школьников  с ограниченными возможностями здоровья определяется видом и степенью дефектов: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм; задержкой и комплексными нарушениями развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_daignosticheskoy_programmy_2017.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Специальная школа № 53»

Педагогическая диагностика по выявлению особенностей познавательной деятельности детей с ОВЗ,

обучающихся в 1 классе

Адиатулина Юлия Юрьевна

учитель начальных классов

Новокузнецк, 2017

Педагогическая диагностика по выявлению особенностей познавательной деятельности детей с ОВЗ, обучающихся в 1 классе

В последнее время отмечается рост численности детей с особыми образовательными потребностями, возникающими в силу различных нарушений развития, которые,  в свою очередь, препятствуют освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Неоднородность группы младших школьников  с ограниченными возможностями здоровья определяется видом и степенью дефектов: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм; задержкой и комплексными нарушениями развития.[2] Наиболее  многочисленную группу составляют дети с интеллектуальными нарушениями.

Младшие школьники с нарушениями интеллектуальной деятельности испытывают многочисленные трудности в усвоении общеобразовательной программы, которые обусловлены несформированностью высших корковых функций. (М.В. Ипполитова, Э.С. Калижнюк, Е.И. Кириченко, С.В. Коноваленко, И.Ю. Левченко).[1] Наиболее типичными трудностями являются:  недостаточность пространственных и временных представлений, конструктивного и бытового праксиса, стереогноза, оптического гнозиса, операций счета, письма, чтения и пр. Дети данной категории нуждаются в специальных условиях обучения и воспитания.[4]

Планируя диагностическую работу, учитель сталкивается с проблемой подбора диагностических методик, способных  отразить актуальный уровень развития  и особенности познавательной деятельности обучающихся 1 класса. Представленная программа диагностической работы позволяет разрешить указанную проблему.

Целью программы является выявление особенностей познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в 1 классе.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

  1. Изучить анкетные и анамнестические данные ребенка.
  2. Исследовать познавательную деятельность и выявить ее особенности, степень выраженности нарушений общей и мелкой моторики.
  3. Определить комплексную программу работы по развитию и коррекции специфических нарушений в познавательной деятельности.
  4. Изучить динамику развития и степень эффективности коррекционно-развивающей работы.

Таблица 1 . Этапы, цели  диагностической работы.

Диагностика познавательной сферы проводится в 3 этапа:

Этап

Продолжительность диагностического периода

Цель диагностической работы

Результат

1 этап

(первичное обследование)

1,2 неделя сентября

Выявление  уровня познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся 1 класса на момент обследования. Определение

«зоны актуального развития» каждого ребенка, предпосылок к формированию «зоны ближайшего развития».

Определение индивидуальной траектории развития.

Индивидуальный план  коррекционной работы.

2 этап (промежуточное обследование)

3,4 неделя января

Изучение динамики развития познавательной деятельности и выявления трудностей в реализации индивидуального плана.

Корректировка индивидуального плана коррекционной работы. Возможно изменение образовательного маршрута

3 этап

(итоговое обследование)

2,3 неделя мая

Определение динамики развития ребенка и эффективность коррекционно-развивающей работы

Планирование коррекционной работы на следующий учебный год.

Опыт работы с детьми с ОВЗ позволяет раскрыть специфику организации диагностической работы. Обследование проходит в индивидуальной форме. Последовательность предъявления диагностических заданий и количество времени, отведенное на обследование, может варьироваться с учетом индивидуальных особенностей ребенка.[3]

В качестве диагностического инструментария, раскрывающего уровень познавательной деятельности, рекомендуем использовать всем знакомые и апробированные методики, перечисленные в таблице 2.

Таблица 2. Перечень используемых диагностических методик

Критерии и показатели развития познавательной деятельности

Используемые методики

Исследование зрительно-моторной координации

Методика «Домик» Н.И. Гуткиной

Штриховка силуэта рисунка (слева направо, сверху вниз, снизу вверх), обведение контуров, линий

Целостное восприятие предмета

Методика Т.Н. Головиной.

Особенности  сенсорно-перцептивного восприятия

Методика «Чудесный мешочек»

Особенности конструктивной деятельности.

«Разрезная картинка», подставь недостающий элемент, сложить предмет из деталей, знание основных цветов и геометрических фигур

Исследования опосредованного запоминания

«Заучивание 10 слов», А.Р. Лурия

Исследование особенностей внимания

Методика «Расставь значки»

Методика Когана В.М.

Логическое мышление.

Разрезные картинки «Мальчик», «Бабочка», «Петух».

Рисование по инструкции (пространственное расположение изображений относительно друг друга)

Сформированность пространственно – временных представлений

Ориентировка в пространстве (схеме собственного тела, на другом человеке), временные представления

Классификация и обобщение понятий

Методика У.В. Ульенковой

Общая осведомленность и социально – бытовая ориентация

Вопросы в соответствии с возрастом ребенка (1-5 класс)

Письмо

Списывание текста, письмо под диктовку, грамматические задания

Математика

Сформированность понятия числа, числовой последовательности, знания геометрических фигур, вычислительные навыки и навыки решения задач

Чтение и развитие речи

Чтение текста, смысловое понимание содержания, ответы на вопросы, составление рассказа по картинке

Методика проведения диагностического обследования:

1. Изучение  педагогической характеристики на ребенка, медицинской карты, наблюдение за ребенком (в процессе учебной деятельности), анализ  его письменных работ и продуктов деятельности, предварительная беседа с родителями, уточнение анамнестических данных.

  1. Определение необходимых и достаточных методик и последовательность их предъявления в ходе обследования ребенка;
  2. Проведение собственно обследования, внесение полученных данных в протокол, заполнение карты  индивидуального развития ребенка;
  3. Количественный и качественный анализ полученных результатов, формулирование заключения и составление дефектологического представления по результатам диагностики, разработка рекомендаций для педагогов;  определение индивидуального плана работы;
  4. Обсуждение результатов диагностики на совещании отдела психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ; участие в заседаниях методического отдела учителей начальных классов, выступление на педагогическом совете школы, консультирование родителей.[3]

Структура программы. Программа диагностики состоит из трех блоков: общие данные о ребенке, анамнестические сведения, данные дефектологического обследования. Результаты диагностики отображаются в  карте индивидуального развития ребенка.

      I блок. Общие данные.

Ф.И. ребенка, дата рождения

Посещает ДОУ № / школу №

Возрастная группа / класс

Когда и в каком возрасте поступил в ДОУ (школу)

    II блок. Сбор анкетных и анамнестических данных

а) Сведения о семье

б) Биологический анамнез

г) Сведения о состоянии здоровья ребенка по данным медицинских обследований

в) Условия развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте (ребенок     воспитывался дома)

  III блок. Данные дефектологического обследования

1. Обследование психических процессов

а) Особенности внимания

б) Особенности памяти

в) Развитие некоторых сенсорных функций

г) Показатели развития мыслительной деятельности

д) Овладение различными видами деятельности

е)Развитие способности к творческой деятельности (ленка, рисование, аппликация, конструирование, словесное творчество

2. Работоспособность на занятиях (по результатам наблюдений)

После проведения диагностического обследования составляется индивидуальный план работы по развитию познавательной сферы.

Адресат. Данная диагностическая программа адресована учителям-дефектологам, работающим с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста.

Литература

  1. Логопедия [Текст] : Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» /Л.С.Волкова [и др.] // Под ред. Л.С.Волковой. – М.: Просвещение, 1989.- 528 с.: ил., С. 421.
  2. Левченко, И.Ю., Приходько, О.Г., Гусейнова, А. А. Современные проблемы организации обучения и воспитания детей с церебральными параличами [Текст]  / И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2007 г. – №3 (21). – С. 5-14.
  3. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] : метод. пособие / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.; под ред. Е.А. Стребелевой. —— 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 2004. — 164 с.
  4. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога [Текст] / Е.А.Стребелева – М.: «ВЛАДОС», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические диагностики для отслеживания сформированности познавательных ууд на уроках математики в начальной школе.

Педагогические диагностики для отслеживания сформированности познавательных ууд на уроках математики 1- 4 класс....

Педагогические диагностики для отслеживания сформированности познавательных ууд на уроках математики в начальной школе.

Педагогические диагностики для отслеживания сформированности познавательных ууд на уроках математики 1- 4 класс....

Статья "Особенности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста с легкой степенью отсталости"

Познавательная деятельность - одна из ведущих форм деятельности младшего школьника, которая осуществляется в учебном процессе, и таким образом стимулирует учебную деятельность. Содержанием познаватель...

Доклад "«Особенности познавательной деятельности обучающихся с ТНР и возможные пути их компенсации».

            Учащиеся с речевыми нарушениями имеют сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны особенности познавательной деятельнос...

Доклад "«Особенности познавательной деятельности обучающихся с ТНР и возможные пути их компенсации».

            Учащиеся с речевыми нарушениями имеют сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны особенности познавательной деятельнос...

Статья «Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ»

В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности учебной деятельности обучающихся с ОВЗ...

Доклад на тему: «Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ»

Доклад на тему: «Психолого-педагогические особенности учебной деятельности детей с ОВЗ» подготовлен для выступления на методическом объединении учителей....