Обучающий семинар на тему «Контрольно-оценочная деятельность в условиях ФГОС НОО»
методическая разработка

На семинаре будет обсуждаться вопрос об инновационном методе оценивания – критериальном методе. Проблема оценивания учебной деятельности школьников весьма остро стоит перед педагогами. Затронуты разные аспекты преподавания в школе, рассмотрены критериальный и безотметочный методы оценивания, выявлены их положительные стороны и возможные недостатки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchayushchiy_seminar.docx48.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №8»

Обучающий семинар на тему

 «Контрольно-оценочная деятельность в условиях ФГОС НОО»


Аннотация

На данном семинаре будет обсуждаться вопрос об инновационном методе оценивания – критериальном методе. Проблема оценивания учебной деятельности школьников весьма остро стоит перед педагогами. Затронуты разные аспекты преподавания в школе, рассмотрены критериальный и безотметочный методы оценивания, выявлены их положительные стороны и возможные недостатки.

  1. Приветствие. Определение целей и задач обучающего семинара

Участники семинара заходят в аудиторию, рассаживаются.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех собравшихся в этой аудитории. Сегодня мы пообщаемся друг с другом, и, надеюсь, каждый из нас откроет для себя что-то новое и полезное.

Тренинг «Приветствие на сегодня»

- обратите внимание на мяч. Он не просто так здесь лежит. Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким – желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Уважаемые коллеги, на доске вы видите несколько чисел, из которых составлен шифр. Данный шифр будет отражать тему нашего сегодняшнего семинара.

16

24

6

15

10

3

1

15

10

6

О

Ц

Е

Н

И

В

А

Н

И

Е

 

- Что же такое оценивание? Что такое оценка?

Итак, тема нашего семинара звучит так: «Контрольно-оценочная деятельность в рамках ФГОС НОО»

Актуальность семинара

Одной из актуальных проблем в педагогической теории и практике является проблема оценивания деятельности ученика и ее результатов. На сегодняшний день в России перед учителем стоит задача изменения традиционных подходов к оцениванию и расширению оценочного инструментария. Педагог должен оценивать предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты. Причем эта оценка должна послужить мотивацией для хорошей учебы ребенка и достижения высоких результатов.

Острая проблема стоит в видении значимости оценки учеников. По убеждению Шалвы Александровича, «отметка – это обобщенная оценка. Она выражена в баллах и выставляется в тетрадях и дневниках школьников, в классном журнале. Затем отметка в журнале как бы отделяется от ее носителя (конкретного ученика) и становится предметом учета, статистики, выяснения процента успеваемости. Но главная особенность отметки даже не в этом, а в том, что она приобретает признак нравственной оценки носителя отметки, т.е. того, кто эту отметку получил. Отличник по учебе, значит, это хороший человек, мыслят дети. А если кто-то плохо учится, он и человек плохой и с ним дружить не надо. Это серьезный недостаток школьных отметок, по крайней мере, в начальных классах».

В данной связи педагог приходит к убеждению, что «надо взращивать в детях оценочные суждения и поступки, то есть качества личности. Не бывает среднего балла в знаниях. Человек либо знает, либо нет. Отметка – тромб в познавательной деятельности ребенка, это стресс. Если мы сможем освободить хотя бы начальную ступень школы от града отметок, которые ведут к искажению нравственности человека, то мы все только выиграем, потому что жизнь ребенка без отметки есть чистая устремленность к познанию от природы».

Новый образовательный стандарт диктует требования к результатам освоения образовательной программы. Эти требования заключаются в умении детей соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлении контроля своей деятельности, умении оценивать правильность выполнения учебной задачи, владении основами самоконтроля.

На данном этапе возникает еще одна острая проблема: для практической реализации вышесказанного ученику необходим доступ к оцениванию. Иными словами, учитель, который всегда был контролёром, должен поделиться с учеником инструментами оценивания.

Целью семинара является изучение и анализ инновационных методов оценивания в начальной школе.

Задачи:

  1. Знакомство с критериальным подходом к оцениванию учебной деятельности детей в начальной школе.
  2. Изучение видов и форм безотметочного обучение в 1 классе в условиях реализации ФГОС.
  3. Применение приемов критериального оценивания на практике.

План семинара:

  • Сообщение на тему «Критериальный подход к оцениванию деятельности детей в начальной школе»
  • Безотметочное обучение в 1 классе в условиях реализации ФГОС
  • Мастер-класс по теме «Педагогические приемы формирования контрольно-оценочной деятельности учащихся начальной школы».

Как уже отмечалось выше, для ученика начальной школы отметка до сих пор является «идолом». Вследствие этого ребенок начинает постепенно учиться для отметки в дневнике, а не для личной радости и тяги к познанию.

Традиционный подход к оценочной деятельности в начальной школе направлен на внешний контроль, а не на улучшение качества образования.

Предлагаю вашему вниманию сообщение по теме: «Критериальный подход к оцениванию детей в начальной школе»

  1. Сообщение «Критериальный подход к оцениванию детей в начальной школе»

Мы знаем, что от оценки зависит эмоциональное состояние ученика. Ш. А. Амонашвили писал: «Отметка, которой приписывается лишь невинная роль простого отражения и фиксатора результата оценки, на практике становится для ребенка источником радости или горя». Таким образом, от выбора учителем системы оценивания зависят образовательные и личностные качества учащихся. Оценка на уроке может порадовать ученика, но также может сильно огорчить. Сегодня человек подвержен стрессовым ситуациям очень часто, так диктуют условия жизни. И как же быть учителю в современной школе, чтобы не ввести ученика в стрессовую ситуацию посредством оценивания?

Если посмотреть на полку книг в библиотеке. На ней можно найти разные книги разных жанров: научная литература, бестселлеры, фантастика, художественная литература и т.д. представьте, что на вашей домашней полке  стоят новые книги, но можно найти и «потрепанные»…

Не каждому по вкусу данный набор книг, но можно ли с уверенностью считать эту полку непригодной для пользования и потребления?

Если мы незаурядные романтики, мы, скорее всего, оставим комплект художественной литературы, но научную, например, можно посоветовать друзьям или знакомым, увлекающимся науками. Наверняка в вашем кругу общения есть люди, любящие бестселлеры и фантастику. Да и самим не помешает попробовать почитать разные жанры, так как «плохих» книг, по моему убеждению, нет. Новые и красивые книги могут украсить ваш домашний интерьер и подчеркнуть вашу увлеченность литературой, что является одним из показателей образованности и культурной составляющей вашей жизни. Но и старые книги могут послужить неплохую службу. Потрепанные, старые, некрасивые книги могут являться памятниками и источниками прошлых лет, в будущем их ценность только лишь возрастет. Можно поместить их изолированно от других, и будет смотреться как коллекция редких книг, что было и есть очень модно и актуально.

Таким образом, мы определили, что проведенная нами оценка всех книг привела нас к тому, что любой книге мы нашли применение. Вот так и каждый класс похож на такую полку книг. Следовательно, очень важно правильно оценить каждого учащегося. Главное – знать, что нет детей более интересных или менее, они все одинаковы.

Работа в группах по оцениванию книг:

А) оцените по пятибалльной шкале книги на полке

- сложно, т.к. нет четких критериев.

Б) составьте критерии оценивания этих книг и оцените по ним.

В настоящее время существует острая проблема в оценивании учебной деятельности. Дети зачастую не понимают, за что ему учитель поставил ту или иную отметку.

В новых образовательных стандартах прописано, что Государство ждет гражданина критически мыслящего, а не просто исполнителя. Человека, который будет предлагать, который может адекватно оценивать возникшую ситуацию, который может ставить перед собой цель и достигать ее. Не останавливаться на достигнутом, постоянно повышать уровень своих знаний. И фундамент этот должны заложить мы, учителя начальных классов.

Для того, чтобы представить подобные результаты, требуется новый подход к оцениванию, который предполагает переход на критериальную, содержательную оценку.

Актуальность нового вида оценивания

Если обратиться к истории, мы помним, что было время, когда фигурировала словесная форма оценки. Потом она трансформировалась в цифровую пятибалльную систему. Это произошло в 1944 году. С этих пор ничего не изменилось, мы до сих пор пользуемся этой системой.

Но действительно ли это так? Пользуемся ли мы пятибалльной системой? – Формально да, но фактически у нас работает трехбалльная система. Почему? - Отметок «1» и «2» не существует, они служат лишь маркером неудовлетворительного результата. При текущем оценивании, без сомнения, мы пользуемся ими, но при итоговом едва ли можно заметить их наличие, что и говорит о их номинальном существовании.

Что касается отметки «5». Если ранее данная оценка, действительно, имела ценность, то сейчас она потускнела на фоне ЕГЭ. Мы все понимаем, что намного важнее результат сдачи Единого Государственного Экзамена по сравнению с оценкой в аттестате, выставленной учителем.

Несомненно, у стандартной системы оценивания учебной деятельности школьника есть достоинства. Пятибалльная система – это жесткий инструмент, одновременно с этим универсальный и действенный.

Но есть и недостатки. Ученику очень сложно проследить динамику своего роста в учебе, в то время как учитель это видит. Ребенок не может понять, как и почему он получил ту или иную оценку. Рассмотрим один пример: ученик совершил в диктанте 14 ошибок, получил «2». Но в следующий раз он подготовился лучше и совершил уже 7 ошибок, то есть улучшил свой результат в два раза, но опять получил «2». Как в такой ситуации поддержать ученика, его мотивацию, даже не говоря о ее повышении? Это очень сложно.

В научном журнале «Учитель» в 2012 году вышла статья под названием «Научить ребенка учиться». Авторы статьи, Г. Прочинева и Г. Горлова  уверенно утверждают, что школьники учатся ради оценки, но никак не для собственного удовлетворения и желания получить новые знания. Для ученика учитель – контролер, даже надзиратель. И каково же учиться, когда учитель постоянно контролирует? Это не повышает авторитет учителя, не повышает мотивацию учиться. А страх перед двойкой? Причем, можно заметить, что не перед плохо усвоенным материалом, а именно перед плохой отметкой. Образование надо «лечить»!

Авторы статьи также утверждают, что ученики самоконтролю и самооценке не учатся сами, их нужно этому учить, и желательно это делать с самых начальных этапов образования.

По мнению педагогов, успешность ребенка должна определяться не наличием «5» и «4», а личной динамикой развития и желанием учиться. Мы, взрослые, должны сравнивать вчерашние результаты своих детей с сегодняшними, а не самих детей с детьми. В этой проблеме может помочь найти решение система критериального оценивания.

Что такое критериальное оценивание?

Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формирующая оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это итоговая оценка. Иными словами, формирующая оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как итоговая оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мире.

Многие годы мы подвергались такой оценке, теперь сами так оцениваем, используя метод вычитания. Что это значит? – когда ребенок приносит сделанную им работу, мы уже поставили ему «5», а потом эта «5» подвергается «переоценке», то есть баллы за допущенные ошибки вычитаются из этой самой «5» (в случае, если ошибки есть). В новом стандарте образования оговаривается, что оценивание должно осуществляться методом противоположным данному – методом сложения, т.е. к базовому уровню достижения прибавляются. И это принципиально новый подход и очень важная вещь. На этом строится критериальное оценивание.

Выработка критериев оценивания – обязательный компонент системы оценивания. Поэтому данную систему называют критериальной.

В рамках системы критериального оценивания принципиально важно отличать два его вида: формирующее и констатирующее.

Основная цель формирующего оценивания – осуществление оперативной взаимосвязи между учителем и учениками в процессе обучения. Оно позволяет школьникам понимать, насколько правильно они выполняют учебные задания в период изучения нового материала. Никакого непосредственного влияния на итоговые отметки формирующие оценки не имеют. Это сделано для того, чтобы снять у учащихся страх перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном освоении учебного материала.

Одно из основных требований к такому оцениванию – его органичность, слитность с процессом обучения. Совсем не обязательно оно должно выражаться какими-то формальными баллами. Скорее надо стремиться к тому, чтобы оно было как можно более словесно-описательным, то есть максимально информативным для учеников.

Желательно, чтобы школьники сами участвовали в процессе оценивания во всех четырех доступных для этого формах: самооценивания, взаимного оценивания, участия в разработке критериев оценки и рефлексивного разбора результатов выполненных учебных действий.

Формирующее оценивание не повышает успеваемость учащихся само по себе, также как и взвешивание не помогает поросенку набирать вес. Учащиеся увеличивают свои знания, если информация, полученная в ходе формирующего оценивания, используется конструктивно, с целью учесть индивидуальные потребности и помочь ученикам стать независимыми в обучении.

Формирующее оценивание помогает учителям учитывать индивидуальные потребности учащихся через дифференцированное обучение.

В современной школе приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миров, к самообразованию и саморазвитию, актуальной задачей для начального общего образования является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Поэтому важное значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.

Критериальный подход к оцениванию работ учащихся помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Чем более содержательной будет обратная связь, тем конструктивнее может быть реакция на нее.

Как показывает практика, оценивание деятельности учащихся на уроке становится демократичным тогда, когда ученик четко видит, за что ему выставлена та или иная оценка. Этого можно достичь путем применения критериального оценивания. В этом случае ответственность за свое обучение ученик берет на себя. И учитель не является «судьей» при выставлении оценок. Критериальная система оценивания дает возможность определять, на каком уровне усвоения материала находится ученик. Система совершенно прозрачна и для родителей, что позволяет избежать конфликта между школой и родителями. При критериальном оценивании оценка ставится за каждое задание. Осуществляется функция обратной связи, когда ученик знает о своих успехах и пробелах. В этом случае отрицательный результат – тоже результат, так как он определяет, куда, в каком направлении двигаться дальше и как его улучшить. В критериальном оценивании важно, что шкала начинается с нуля. Таким образом, оценивается не личность ученика, а его достижения. То есть решается проблема объективного оценивания учебных достижений учащегося.

Приемы, формы и методы критериального оценивания.

При деятельностном подходе к обучению оценивание должно быть использовано для того, чтобы

  • Стимулировать ответственность учащихся за свои образовательные результаты;
  • Помогать учиться на своих ошибках;
  • Помогать понять, что не получается и в какой степени;
  • Определять наличие тех или иных умений;
  • Устанавливать степень овладения умением;
  • Оценивать продвижение учащихся относительно самих себя, относительно своих прежних успехов и неудач;
  • Мотивировать учащихся на достижение успеха;
  • Формировать действие контроля и оценки на основе выделенных критериев.

В этих условиях оценка должна отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения.

Основной функцией контроля и оценки становится определение учеником границ своего знаний/незнания, своих потенциальных возможностей, а также осознания проблем, возникших в учебной деятельности, и способов их преодоления. Перспективная цель такого оценивания заключается в достижении полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.

Принципы критериального оценивания.

Основными принципами критериального оценивания являются:

  • Критериальность (содержательный контроль и оценка строится на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно точными).
  • Приоритет самооценки (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся: прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы));
  • Гибкость и вариативность (содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности);
  • Естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение);

При критериальном оценивании образовательный процесс должен быть простроен таким образом, чтобы у учащегося формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т.е. самооценка.

Констатирующее (итоговое) оценивание представляет собой набор контрольных мероприятий, как правило, завершающих изучение более или менее объемных учебных тем. Содержание контрольных заданий подбирается таким образом, чтобы охватить все принципиально значимые блоки знаний, умений и навыков, отработанные в процессе изучения материала. Именно оценки  за констатирующие работы служат для формального определения уровня подготовки учащихся. По ним выставляются четвертные и годовые результаты. Какие же критерии существуют для оценки письменных работ в начальной школе. Предлагаю познакомиться с  критериями оценки письменных работ (Критерии представлены в памятках)

Памятки представлены в приложении 1

    Практическая значимость критериального оценивания:

Оценивается только работа учащегося. Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее.

Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;

Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.

 Критериальное оценивание позволяет:

Учителям:

Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;

Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;

Улучшить качество преподавания;

Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;

Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;

Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.

 Учащимся:

Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;

Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;

Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;

Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить

Родителям:

Получать доказательства уровня обученности ребенка;

Отслеживать прогресс в обучении ребенка;

Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.

Такая система оценивания исключает неудовлетворительные оценки.

Итак, уважаемые коллеги! Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания. Особенно это важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного процессе к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет. При условии соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и издержки адаптационного периода окупаются повышением качества знаний у учащихся.

  1. Безотметочное обучение в 1 классе в условиях реализации ФГОС

В первом классе система оценивания является безотметочной, но учитель же постоянно отслеживает и контролирует учебные достижения ученика.

Безотметочное обучение – это иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого.

Такое обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.  

Организация оценивания в условиях безотметочного обучения базируется на следующих требованиях:

1) оценивание должно начинаться с первого дня обучения;

2) при оценивании необходимо опираться на успехи ребёнка;

3) оценивание нужно осуществлять последовательно от оценки  организационной стороны деятельности к оценке её содержания;

4) оценка обязательно должна показывать ребёнку перспективы;

5) оценка должна осуществляться на основе чётких, понятных ребёнку критериев

6) оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные знания, умения, навыки, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребёнка, его прилежание и старание;

7) оценивание должно проводиться в системе.

Сегодня существует целый набор хорошо зарекомендовавших себя форм и способов оценки, позволяющий реализовать все требования к оцениванию. Я остановлюсь на тех, которые непосредственно применяю в своей работе.

Приём – «Словесное оценивание».  В период первых школьных шагов детей  нельзя  скупиться  на похвалу, одобрение и  поддержку. Положительные эмоции должны сопутствовать  формированию  правильных  познавательных  и учебных действий.  Ребенок учится, прилагает огромные усилия, чтобы овладеть новым для него способом деятельности.         В  оценочных  суждениях  необходимо   придерживаться   некоторых  правил  и   не  забывать   о них, какой  бы  ребёнок  не  был перед нами:     - Нужно оценивать успехи ученика словами, интонацией, жестом, мимикой.  - Чаще хвалить детей и поддерживать их улыбкой.  - Хвалить самого ребёнка, а не его работу.  - Стараться  в  любой,  даже  в  самой   неудачной   работе,  найти   маленький  успех и искренне порадоваться ему вместе с ребёнком.                Слова,  которые  позволяют  учителю создать хорошую эмоциональную атмосферу на уроке:   «Умница!»,   « Молодец!»,   «Отлично поработал!»,  «Прекрасный ответ!»,      «Хороший вопрос!»,      «Тебя было приятно слушать!», «Замечательно!» и др.        

Хочу отметить, что в силу разного характера, темперамента, психических и психологических особенностей детей, одних я хвалю в начале урока, других же ребят хвалю в конце урока, а на уроке создаю условия для спокойной, ровной работы. Одного ребенка похвала побуждает к добросовестной дальнейшей работе на уроке, настраивает на положительный лад.  Другого - сбивает с ритма. Эмоции его настолько сильны, что внимание рассеивается, работоспособность снижается.

      Но всегда  недопустимо использование при неверном ответе таких фраз и слов:  « Неправильно»,  « Не думал», « Не старался»,  « Неверно».

       Лучше сказать: «Ты так думаешь», «Это твоё мнение», «Давай послушаем других»  

       Следование этим принципам содействует формированию таких качеств

личности ребенка, как уверенность в своих силах, адекватная оценка возможностей, вырабатывается истинный познавательный интерес к учению.

Оценочные листы.

«Лист учебных достижений» - таблица учета определенных знаний учащихся по разным предметам, который заведен на каждого ученика.

 Это позволяет учителю и родителям прослеживать динамику учебной успешности. Заглянув в эту таблицу, хорошо видны пробелы, на которые нужно обратить внимание.

Для оценки самостоятельной работы на уроках я  применяю ещё один инструмент, автором которого является Г. Цукерман -  «волшебные линеечки».  Волшебные  линеечки»  являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка  позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как «успешного»); удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании; помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке). Оценка при помощи линеечек организуется следующим образом. Сначала учитель задает критерии оценки - названия линеечек. Они должны быть четкими, однозначными и понятными детям. Каждый критерий обязательно обсуждается с детьми, чтобы всем было понятно, как оценивать по этому критерию.

Линеечка - это пятиуровневая шкала, на которой дети отмечают уровень выполнения работы: высокий, средний и низкий. Для оценивания ученик рисует шкалу на полях тетради напротив выполненной работы и ставит на ней крестик на том уровне, которого, по его мнению, он достиг. Сразу же после самооценивания я провожу беседу, в ходе  которой ребёнок пытается обосновать свой выбор на линеечке; выясняем, что ему удалось выполнить, что не удалось, над чем еще необходимо поработать. После самооценки наступает очередь оценки учителя. Собрав тетради, я ставлю свои крестики на линеечках. Получив тетрадь, ученик смотрит, где находится крестик учителя, есть расхождения в оценке, завысил или занизил он свою оценку, адекватно или неадекватно оценил себя. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». Несовпадение оценок будет  поводом для рефлексии, которая влечет за собой вывод, какое умение требует доработки.  

Решение проблемы оценивания учащихся начальной школы тесно связано с формированием контроля и самоконтроля, с обучением самооценке. Именно с самооценки, со способности понять «это я уже умею и знаю», «этого я совсем не знаю, надо узнать», «это я немного знаю, но надо еще разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников, переход от просто старательного ученика к постоянно совершенствующемуся, умеющему учиться».

Еще один прием, который я использую - «Аплодисменты».  Очень нравится ребятам в начале учебного года и  направлен на формирование взаимооценки, на умение слушать и слышать своего товарища, ждать реакции на свои ответы. Если  согласны с ответом - хлопаем в ладошки, если не согласны - не аплодируем.

Что же даёт безотметочное обучение? Самое главное - это отсутствие страха получить плохую отметку и показать её родителям, неправильно ответить. Никто из детей не чувствует себя ущербным, не боится признаться в незнании, в непонимании. Они поняли, что можно открыто сказать о своих затруднениях, не стесняться допустить ошибки и делать их предметом коллективного обсуждения.    

Становление контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников связана с формированием индивидуального учебного действия. Индивидуальное учебное действие инициативное и ответственное учебное действие. Это действие, в котором существует или осуществляется собственное отношение ребенка к средствам и способам понимания учебного содержания.

Общий принцип, задающий способ работы с детьми, есть переходность в действиях учителя и учащихся.

В связи с этим, одна из задач учителя организовать в классе деятельность так, чтобы учащиеся могли работать в разных образовательных пространствах и свободно переходить из одного в другое.

  1. Мастер-класс «Педагогические приемы формирования контрольно – оценочной деятельности учащихся начальной школы»

Ход мастер-класса

- Уважаемые коллеги, поговорим о формировании контрольно- оценочной деятельности  в начальной школе и о том, какие педагогические приемы можно использовать для её обеспечения.

- Тема мастер-класса: «Педагогические приемы формирования контрольно – оценочной деятельности учащихся начальной школы»

- Внимание на экран

(Ролик « К/ж. Ералаш» Робот – учитель)

- Робот- учитель проводит урок в классе. Все дети дурачатся, балуются, а один мальчик спокойно сидит и ему за это ставят двойку, т.к. робот считает, что он бездействует.

- Скажите, возможно, ли обучение без оценивания результатов действий или поступков ребенка? («Оценка деятельности и поведения ребёнка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от оценки личности ребёнка» Ш.А. Амоношвили )

- Всегда ли наши дети понимают за что и почему им ставят ту или иную оценку? Как в ролике Мухин не понял.

- Необходимо определить критерии оценивания.

- Я предлагаю вашему вниманию видеофрагмент приема критериального оценивания на  уроке литературного чтения во 2 классе «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин  

Видеофрагмент.

На видео был показан прием критериального оценивания. Показан этап проверки домашнего задания, вводятся критерии для оценивания чтения на высокий бал. Критерии оценивания вырабатываются в совместной деятельности учителя с обучающимися. 

Важно, чтобы учащийся сознавал, почему получена та или иная отметка, чтобы у него не опускались руки, и появлялось стремление добиться успеха.
           Как быть учителю в современной школе, чтобы не ввести ученика в стрессовую ситуацию посредством оценивания и сориентировать школьников на достижение успеха в процессе урока? Как это сделать? 
В этом плане на уроках помогают некоторые приемы контрольно- оценочной деятельности

Предлагаю вашему вниманию небольшой тест (тест раздаётся в группах)

1. Программа развития универсальных учебных действий представлена группой ученых под руководством…
А) В. Левченко
Б) П.Я. Гальперина
В) Л.С. Выготского
Г) А.Г. Асмолова 
2. В каком виде универсальных учебных действий в основе лежат самоопределение, смыслообразование, действие нравственно-этического оценивания?
А) личностном
Б) регулятивном
В) познавательном
Г) коммуникативном
3. Этот вид УУД обеспечивает социальную компетентность.
А) регулятивный
Б) коммуникативный
В) личностный
Г) познавательный
4. Эти УУД обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по ее этапам: от осознания цели – через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
А) регулятивные
Б) личностные
В) познавательные
Г) коммуникативные
         Поднимите, пожалуйста, руку те, кто уверен в том, что все задания выполнены верны.
            Прежде чем вам сдать свою работу на проверку, возьмите цветные карандаши и отчертите поля:
Красные поля - «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошибки», зелёные поля – «Отметьте, пожалуйста, все ошибки, я сам хочу их исправить», синие поля – «Укажите количество ошибок, я их сам найду и исправлю». Желтые поля «Я уверен(а), что у меня в работе все правильно».

Этот приём называется "Цветные поля". Он используется с целью создания психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик, выполняя письменную проверочную работу, отчёркивает поля цветными карандашами. Каждый цвет имеет свое значение, но каждый раз это обращение к учителю. Этот прием удобен и детям, и учителю.  Как вы думаете почему?
Во-первых, учитель видит мотивацию каждого ребенка на улучшение собственного результата труда.
Во-вторых, какие бы поля ученики не начертили, при проверке работы я понимаю, на каком уровне сформировано то умение, которое проверяется. Таким образом, у обучающихся формируется контрольно-оценочная деятельность.

Прием «Оценочный поезд»

Предлагаю Вам выполнить небольшое задание - вставить пропущенные буквы

           Чуть со_нце пригрел_    откосы

           И стал_    в л_су пот_плей,

           Б_рёза з_лёные косы

           Развесила с тонк_    ветвей.

            Вся в бел_   платье одета,

           В с_рёжках, в л_стве кружевной

           Ст_ит, ярким со_цем согрета,

           Она на опушк_   л_сной

Участники семинара выполняют работу

 - Уважаемые участники, давайте договоримся по какому критерию будем оценивать работу (правильность)

 - Давайте решим, что будет считаться абсолютно правильная работа (отсутствие ошибок)

Итак, отсутствие ошибок – высокий уровень

Средний уровень 1-4 ошибки

Низкий уровень – более 4 ошибок

- Сравните свои ответы с образцом и сейчас мы с вами образуем оценочный поезд.

Учителям раздаются шапочки с фразами «Нет ошибок», «Допустил 1-2 ошибки», «Допустил более 2 ошибок». Остальные педагоги образуют состав.

- Далее выясняется почему были допущены те или иные ошибки и что нужно сделать чтобы потом их не допускать.

Прием Внутренний и внешний круг

Цель приёма: возможность учащимся провести рефлексию вновь приобретённых знаний и сформировать вопросы о том, что им неясно.

Уважаемые педагоги я предлагаю Вам  образовать два круга: внутренний и внешний. Встать  лицом друг к другу и задать друг другу вопросы по теме «Оценивание». Педагоги из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами. 

Я передаю слово своей коллеге, учителю начальных классов, Татаровой Светлане Алексеевне.

- Предлагаю вашему вниманию  мастер - класс по применению приёмов формирующего оценивания, используемых в 4 классе.

 Прогностическая оценка

 Участникам  даются карточки со словами и карандаши двух цветов – зелёного и синего.

Задание: поставьте верно, ударение в словах. (Слова из задания ЕГЭ)

Баловать,  дремота, жалюзи, донельзя, закупорить, зубчатый, исчерпать, ломота, ненецкий, насорит, принудить, пуловер

Правильные ответы:   БаловАть , дремОта, жалюзИ, донЕльзя, закУпорить, зубчАтый, исчЕрпать, ломОта, нЕнецкий, насорИт, принУдить, пулОвер

-На карточке написаны слова. Нужно поставить ударение, соответствующее орфоэпическим нормам русского языка.

-Перед выполнением задания спрогнозируйте, насколько успешно вы справитесь. На листочках шкала, нужно указать уровень предполагаемой успешности выполнения задания.

-Критерии : ударения поставлены  верно во всех словах - наивысший уровень, ошибки в 1-2 словах- высокий уровень, 3-5 ошибок- средний, более 5 ошибок- низкий.

 Выполните прогностическую самооценку зелёным карандашом.

-Расставьте ударение.

-Сравните свои варианты с орфоэпическими нормами русского языка. На слайде - верные ответы.

-Отметьте на шкале реальный  уровень успешности выполнения этого задания синим цветом.

-У кого совпала прогностическая самооценка с реальной? У кого выше? Ниже?

 Прогностическая оценка  является наиболее важной и сложной, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя. Ребёнок работает со шкалой непосредственно перед выполнением работы. Чаще всего этот способ оценивания применяется на самостоятельных, проверочных работах

Получая работу, ученик смотрит, где находится крестик учителя, есть ли расхождения в оценке, завысил или занизил он свою оценку, адекватно или неадекватно оценил себя. Анализ результатов этой работы позволяет  понять направление дальнейшей работы, как над предметными навыками учеников, так и над способностями к адекватной самооценке.

Кластер (карты понятий)

Кластер — это графическая форма представления  информации. Он  способствует систематизации и обобщению учебного материала.

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками.

В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями или стрелочками.

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания.

Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке в паре, группе, индивидуально, а также в качестве домашнего задания.

Данный приём позволяет формировать и развивать у учащихся следующие умения:

- выделять главное;

- устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

- переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;

- сравнивать и анализировать;

- проводить аналогии.

-На слайде представлены фото  несколько кластеров, составленных детьми на уроках.

- Предлагаю,  составить карту понятий по теме  «География России»   на листах бумаги А-3 с последующим представлением работ. (Групповая работа)

Листы самооценки – это метод, который обеспечивает обратную связь не только между учителем и учеником, но и родителями. Такое оценивание не только включается в процесс урока, но и может использоваться во  время выполнения домашнего задания. В этом случае у родителей есть возможность увидеть уровень усвоения ребёнком темы и вопросы, которые вызывают у него затруднения. Лист самооценки может заполняться как по результатам конкретного урока, так и в конце изучения раздела.

Мастер-класс:

-Пожалуйста, выполните самооценку осведомлённости  и уровня готовности применять на практике методов формирующего оценивания.  Участникам раздаются листы самооценки, предлагается заполнить.

                    Лист самооценки  по теме семинара

Знаю хорошо, уже использовала в работе

Было знакомо,

но на практике не использовалось

Открыла новое для себя, применю на практике

Не вижу пользы, использовать не буду

Светофор

Волшебные линеечки

Прогностическая оценка

Карты понятий

Листы самооценки

Электронное письмо

Цветные поля

Сделать вывод об осведомлённости по теме семинара и готовности педагогов использовать методы  формирующего оценивания.

7. Подведение итогов семинара

- Уважаемые коллеги, психологический прогноз подтвердился? Удовлетворены ли вы выбранным цветом и своей позицией на семинаре?

Удачи вам, 
Уважаемые учителя!
Добрые, скромные и деловые.
Капитаны на мостике корабля.
Удачи вам, дебютанты и асы,
Удачи! Особенно по утрам,
Когда вы входите 
в школьные классы,
Одни — как в клетку, 
другие — как в храм.

- Спасибо всем за работу. До новых встреч.

Приложение 1

Критерии оценивания в начальной школе

Письменные работы

Русский язык. 
Диктант. 
«5» – ставится. если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера). 
«4» – ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм. 
«3» – ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно. 
«2» – ставится, если допущено более 6 орфографических ошибок, работа написана неряшливо. 

Ошибкой в диктанте следует считать: 
• нарушение правил орфографии при написании слов; 
• пропуск и искажение букв в словах; 
• замену слов; 
• отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; 
• неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса). 

За ошибку не считаются: 
• ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались; 
• единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы; 
• единичный случай замены одного слова без искажения смысла. 

За одну ошибку в диктанте считаются: 
- два исправления; 
- две пунктуационные ошибки; 
- повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы». Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку. 

Негрубыми ошибками считаются следующие: 
- повторение одной и той же буквы в слове; 
- недописанное слово; 
- перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена; 
- дважды записанное одно и то же слово в предложении. 

Грамматическое задание. 
«5» – ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы; 
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий; 
«3» – ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий; 
«2» – ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий; 

Списывание текста. 
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы; 
«4» – ставится, если в работе 1 – 2 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 1 ошибка и 
1 исправление (2 и 3 кл.); 
«3» – ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки и 1 исправление (1 кл.); 
2 ошибки и 1 исправление (2 и 3 кл.); 
«2» – ставится, если в работе допущены 4 орфографические ошибки (1 кл.); 3 ошибки (2 и 3 кл.); 

Контрольный диктант. 
1. Объём соответствует количеству слов по нормам чтения (за 1 минуту). 
2. Негрубые ошибки: исключения из правил; повторение одной и той же буквы (букварь); 
перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова;. 
3. Однотипные ошибки: первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку. 
4 При трёх поправках оценка снижается на 1 балл. 

Оценки за контрольный диктант
«5» – не ставится при трёх исправлениях, но при одной негрубой ошибке можно ставить; 
«4» – 2 орфограф. и 2 пунктуац. ошибки или 1 орфограф. и 3 пунктуац.; 
«3» – 3 – 4 орфограф. и 4 пунктуац. ошибки, а также при 5 орфограф. ошибках; 
«2» - более 5 – 8 орфограф. ошибок; 

Оценки за грамматические задания.
 
«5» – всё верно; 
«4» – не менее 3/4 верно; 
«3» – не менее 1/2 верно; 
«2» – не выполнено больше половины общего объёма заданий; 

Словарный диктант Количество слов 
(оценивается строже контрольного диктанта). для словарного диктанта. 
«5» – нет ошибок; 1 класс – 7 – 8 слов; 
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление; 2 класс – 10 – 12 слов; 
«3» – 3 – 4 ошибки (если 15 – 20 слов); 3 класс – 12 – 15 слов; 
«2» – 5 – 7 ошибок; 4 класс – до 20 слов. 

Контрольное списывание. 
«5» – нет ошибок; 
«4» – 1 – 2 ошибки или 1 исправление (1 кл.), 1 ошибка или 1 исправление (2 – 4 кл.); 
«3» – 3 ошибки и 1 исправление (1 кл.), 2 ошибки и 1 исправление (2 – 4 кл.); 
«2» – 4 ошибки (1 кл.), 3 ошибки (2 – 4 кл.); 

Математика.

Контрольная работа. 
Примеры. Задачи. 
«5» – без ошибок; «5» – без ошибок; 
«4» – 1 – 2 ошибки; «4» – 1 – 2 негрубые ошибки; 
«3» – 2 – 3 ошибки; «3» – 2 – 3 ошибки (более половины работы сделано верно).
«2» – 4 и более ошибок. «2» – 4 и более ошибок.


Комбинированная. 
«5» – нет ошибок; 
«4» – 1 – 2 ошибки, но не в задаче; 
«3» – 2 – 3 ошибки, 3 – 4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен; 
«2» – не решена задача или более 4 грубых ошибок. 

Грубые ошибки: вычислительные ошибки в примерах и задачах; порядок действий, неправильное решение задачи; не доведение до конца решения задачи, примера; невыполненное задание. 
Негрубые ошибки: нерациональные приёмы вычисления; неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи; неверно оформленный ответ задачи; неправильное списывание данных; не доведение до конца преобразований.


За грамматические ошибки, допущенные в работе по математике, оценка не снижается.


За небрежно оформленную работу, несоблюдение правил и каллиграфии оценка снижается на один балл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме: "Основные подходы к организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО".

Статья содержит материал о наиболее эффективных структурах уроков используемых для организации познавательной деятельности в условиях ФГОС НОО....

Подготовка к проектной деятельности в условиях ФГОС

Основные теоретические положения...

"Роль классного руководителя во внеурочной деятельности в условиях ФГОС"

В данной презентации содержатся цели и задачи классного руководителя по ФГОС.Дан портрет выпускника начальных классов.Представлена модель внеурочной деятельности в первых и вторых классах.Реализация д...

Презентация к выступлению на ГМО по теме Контрольно-оценочная деятельность младших школьников на уроках русского языка

Контрольно-оценочная деятельность младших школьниковкак основа формирования учебной самостоятельности на уроках русского языка...

Муниципальный семинар " Урок как форма организации обучения в условиях ФГОС .....

Муниципальный семинар "Урок как форма организации обучения в условиях ФГОС......"...

Выступление на МО МБОУ "Средняя школа №34" 2023 год Тема: Контрольно-оценочная деятельность педагогов в условиях реализации ФГОС.

Важным условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности учащихся. Э...