Технология полного усвоения знаний как условие повышения эффективности урока
учебно-методический материал
Суть технологии “полного усвоения” выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить, и потому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной “хромающих” знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала. Выходит, что темп усвоения у каждого должен быть свой, что позволит устранить различия в знаниях и добиться полного усвоения у 95 % учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
guguchkina_m.v._gmo_-tpuz.docx | 25.24 КБ |
guguchkina.pptx | 319.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология полного усвоения знаний как условие повышения эффективности урока
Суть данного обучения состоит в создании системы таких условий, которые позволяют работать, ориентируясь не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом его индивидуальных возможностей.
Данная технология предполагает несколько условий для ее реализации:
- Разбивка учебного материала на отдельные единицы (блоки). Каждая единица представляет собой целостный раздел учебного материала; ориентиром при разбивке на разделы может служить также и продолжительность изучения материала (2 — 3 занятия т.д.).
- После выделения учебных единиц определяются результаты (критерии) (в соответствии с требованиями программы и стандарта), которые должны быть достигнуты в ходе их изучения.
- Подготовка проверочных тестов, которые позволяют убедиться в достижении целей изучения каждой учебной единицы. Основное назначение текущих тестов — выявить необходимость коррекционных учебных процедур.
- Дополнительный материал для коррекционной работы.
- Составление итоговой контрольной работы.
Этапы освоения изучаемого материала можно представить в виде следующей таблицы.
Этапы освоения изучаемого материала | Организационно-педагогическая направленность | Цели каждого этапа обучения | Формы оценивания |
1. Изучение нового материала. | Индивидуализация учебного процесса. | Введение учебного материала. Выделение уровня обязательной подготовки для всех учащихся. | Безотметочный метод. |
2. Диагностическое тестирование. | Проверка базового уровня. | Выявить пробелы в знаниях учащихся по изученной теме, классификация типичных ошибок. Используется система разноуровневых заданий, тестовые задания могут быть составлены по вариантам, чтобы у ребенка была альтернатива, возможность выбора. На данном этапе работы применяется метод взаимообучения: учащимся разрешается пользоваться учебниками, тетрадью, подсказкой одноклассника, сидящего рядом, разъяснением учителя. Результативность определяется по шкале зачет/ незачет. Этот этап работы выявляет усвоивших и не усвоивших определенный учебный материал. | Оценочные суждения “усвоил – не усвоил”. |
3. Уроки коррекции. | Дифференциация учебного процесса. | Цель коррекционных занятий: - обеспечение усвоения обязательного уровня всеми учащимися как основы для дифференциации в обучении. | Дифференцированный подход. |
После выполнения проверочной работы ученики делятся на две группы: достигших и не достигших полного усвоения знаний и умений. Достигшие полного усвоения на требуемом уровне могут изучать дополнительный материал, помогать отстающим одноклассникам. Основное же внимание учитель уделяет тем учащимся, которые не смогли продемонстрировать полное усвоение материала. С ними организуется вспомогательная учебная деятельность. По той части учебного материала, которая должным образом не усвоена большинством детей, проводятся занятия со всей группой; изложение материала повторяется заново, причем способ изложения изменяется, — например, с предъявлением материала посредством таких наглядных пособий или ТСО, которые не применялись при его первом изложении, с привлечением дополнительных видов учебных действий детей и т.д. Основной формой работы в этом случае является работа детей в малых подгруппах (по 2-3 человека), их взаимообучение, использование помощи тех учеников, которые успешно усвоили данный раздел (учебную единицу). Далее проводится повторное диагностирования знаний, умений и навыков ученика. Но ученик не переделывает, а доделывает работу, то есть выполняет только те задания, с которыми он не справился, выполняя диагностический тест №1. После выполнения теста №2 ученику выставляется отметка. | |||
4.Итоговый контроль. | Проверка результатов обучения. | Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. Самооценка учеником уровня усвоения способов учебно-познавательной деятельности и ее результатов. Ознакомление всех субъектов образовательного процесса в балльной форме с уровнем обученности учащихся | Мера конечного результата. |
Важным условием проверки и оценивания результатов обучения является ориентация на цели обучения.
Технология постановки целей в КОО предполагает формулировку целей через результаты обучения.
Цели должны быть конкретными - это своего рода перечисление определенных действий, которые должны выполнять учащиеся. Так, цель: «Уметь пользоваться планом местности» — может быть конкретизирована следующим образом: а) воспроизводить по памяти основные символы, используемые на плане местности; б) опознавать их; в) читать план местности с их помощью.
В соответствии с вышеперечисленными этапами изучения материала, ход учебного занятия предполагает такие этапы как:
- ознакомление с учебными целями;
- проведение обучения, при этом изложение нового материала осуществляется традиционно;
- организация текущей проверки; оценивание текущих результатов проверки и определение того, кем учебный элемент усвоен, а кем – нет;
- коррекционная работа с учащимися, не достигшими полного усвоения, организация малых групп, взаимопомощи;
- повторная проверка учащихся, которым была оказана помощь.
Рассмотрим на примере урока русского языка в 4 классе по теме ««Правописание –тся и –ться в глаголах»
ТЕМА: «Правописание –тся и –ться в глаголах»
Цель: формирование у обучающихся навыка правописания глаголов на ТСЯ и ТЬСЯ.
Задачи:
- Познакомить с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться и научить задавать вопросы к глаголам.
- Отработать алгоритм выбора написания –ться и - тся в глаголах.
- Научить самостоятельно находить орфограмму в словах и графически обозначать ее на письме.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Условия реализации Разбивка учебного материала на отдельные единицы (блоки). Определение эталона (критериев) усвоения учебного материала. Подготовка проверочных тестов. Дополнительный материал для коррекционной работы. Составление итоговой контрольной работы.
Три уровня усвоения Уровни усвоения Учебная цель (обобщенная ) Конкретизированные цели, выраженные в действиях учащихся Методы обучения Формы проверки Уровень знакомства представления (деятельность учащихся ) по узнаванию Учащиеся получают представление о чем-либо Учащиеся опознают, различают , классифицируют (при внешней опоре) Объяснительно- иллюстративные : рассказ , лекция, демонстрация , иллюстрация , работа с книгой, пробное выполнение практических действий при внешней опоре Тест-опознание , тест-различение; тест-классификация ; выполнение типовых заданий Алгоритмический уровень ( воспроизводящая деятельность учащихся ) Учащиеся усваивают факты, понятия , законы, умеют применять их в типовых ситуациях Учащиеся описывают, определяют , находят, составляют , выделяют, объясняют , вычисляют, демонстрируют , формулируют, воспроизводят (по памяти, без внешней опоры) Репродуктивные: решение типовых задач, выполнение тренировочных упражнений , проверочная беседа, практические, лабораторные работы , наблюдения Тест-подстановка , тест конструктивный , все виды практических ( репродуктивных ) работ Творческий уровень ( поисковая деятельность, «открытие» новых знаний , способов ) Применяют знания , умения и навыки в нестандартных (нетиповых) ситуациях Учащиеся видоизменяют, реорганизовывают, обобщают, систематизируют , упрощают, усложняют, находят причинно-следственные связи, выбирают, оценивают значимость данных, формируют новые цели, находят в объекте его составляющие Проблемное изложение , частично-поисковый , исследовательский , эвристическая беседа Задачи- проблемы , проблемные вопросы , творческие работы , моделирование
Этапы освоения изучаемого материала Этапы освоения изучаемого материала Организационно-педагогическая направленность Цели каждого этапа обучения Формы оценивания 1. Изучение нового материала. Индивидуализация учебного процесса. Введение учебного материала. Выделение уровня обязательной подготовки для всех учащихся. Безотметочный метод.
Этапы освоения изучаемого материала Организационно- педагогичес -кая направлен- ность Цели каждого этапа обучения Формы оценивания 2. Диагностичес кое тестирование Проверка базового уровня. Выявить пробелы в знаниях учащихся по изученной теме, классификация типичных ошибок. Система разноуровневых заданий. Метод взаимообучения . Результативность определяется по шкале зачет/ незачет. Этот этап работы выявляет усвоивших и не усвоивших определенный учебный материал. Оценочные суждения “усвоил – не усвоил”.
Этапы освоения изучаемого материала Организационно- педагогичес -кая направлен- ность Цели каждого этапа обучения Формы оценивания 3. Уроки коррекции . Дифференциация учебного процесса. Цель коррекционных занятий: - обеспечение усвоения обязательного уровня всеми учащимися как основы для дифференциации в обучении. Повторное диагностирование знаний, умений и навыков ученика . Дифференцированный подход. 4.Итоговый контроль . Проверка результатов обучения. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. Предоставление учащимся информации для самостоятельного планирования продвижения в усвоении учебного материала. Самооценка учеником уровня усвоения способов учебно-познавательной деятельности и ее результатов. Мера конечного результата. ЦЕЛИ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ход учебного занятия Определение темы и цели урока; Знакомство с новым материалом; Организация текущей проверки; Оценивание текущих результатов проверки и определение того, кем учебный элемент усвоен, а кем – нет; Коррекционная работа с учащимися, не достигшими полного усвоения, организация малых групп, взаимопомощи; Повторная проверка учащихся, которым была оказана помощь.
Урок русского языка по теме: «Правописание – тся и – ться в глаголах» Цель (общая ) : формирование у обучающихся навыка правописания глаголов на ТСЯ и ТЬСЯ . Задачи (критерии): Познакомить с правописанием глаголов, оканчивающихся на – тся и – ться и научить задавать вопросы к глаголам. Отработать алгоритм выбора написания – ться и - тся в глаголах. Научить самостоятельно находить орфограмму в словах и графически обозначать ее на письме.
1.Актуализация знаний Выявление места и причины затруднения Работа в группах Постановка проблемы: Вставьте пропущенные буквы в слова на месте пропусков. Молоди__ идёт по водицу, Что б цари__ могла напи ___. А царица всё молоди__ Не годится ей молоди___! Учитель: Что интересного заметили? Какие вопросы у вас возникли? Сверка с эталоном Учитель: Как бы вы сформулировали тему нашего урока? Какую орфограмму мы сегодня будем изучать? Какова цель нашего урока? ?
Этап изучения нового материала 2. Усвоение новых знаний и способов деятельности Самостоятельно делают вывод об орфограмме и формулируют правило. Сущ. Глагол I / \ ца н.ф . 3 л. I I ться тся Работа с опорной схемой. Пользуясь правилом в учебнике составить опорную схему на правописание орфограммы. Составление алгоритма рассуждения: 1. Определяем часть речи. Если сущ. – пишем ЦА. 2. Ставим вопрос к глаголу. 3.Определяем у глагола форму; 4.Если глагол неопределенной формы, то пишем Ь 5.Если глагол 3 лица, то «Ь» не пишем.
3.Первичное закрепление с комментировани -ем во внешней речи Выполнение по опоре с громким проговариванием– основная задача – научить грамотно объяснять орфограмму. Индивидуальные карточки. Распредели слова на группы. Прикаса __, прикасае __, лужи__, бои__, красави __, боя__, приклеи __, возгорди __, стучи__... Выполнение заданий в электронной тетради в парах с комментированием вслух. Этап изучения нового материала
4.Диагностичес-кое тестирование с самопроверкой по эталону – внутренняя речь про себя Данный этап отражает, насколько усвоена орфограмма на базовом уровне. Самостоятельная работа с самопроверкой для тех, кто получил результат работы по электронной тетради «отлично» или «хорошо». Дифференцированные задания с правом на выбор. 1 ур . – Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму Друзья(что делают?) познают… ся в беде. Трус своей тени(что делает?) боит … ся . Не стыдно не знать, стыдно(что делать?) не учит… ся . За всё (что делать?) брат… ся – ничего не сделать. 2 ур . Запишите пословицы, обозначая изученную орфограмму Кто на уроке старает … ся , У того всё получает… ся . Если не будешь стремит… ся , Нечем будет гордит … ся ! 3 ур . Спишите и подберите глаголы. Подчеркните ТСЯ, ТЬСЯ Проявлять стремление – стремит… ся Они испытывают волнение - волнуют… ся Допускать ошибки - ошибат … ся Он испытывает радость радует… ся Этап изучения нового материала
Этап изучения нового материала 5. Автоматические действия наизусть и контроль знаний Работа с интерактивным приложением Интерактивное задание «Нужен ли мягкий знак?» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/db8d5791-c8b2-4d3f-9bb6-a9f43d43f645/%5BNS-RUS_4-15%5D_% 5BQS_036%5D.html Игра «Услышь Ь» Выборочный диктант – система электронного голосования Двигаться, умница, смотрится, разговориться, водица, пробежаться, приближается, столица, спица, прогуляться, разболеться, крутится, сахарница, прислушаться Домашнее задание дифференцирован- ное : 1) Для тех, кто на этапе алгоритма, выполняют упражнение из учебника письменно. 2) Для тех, кто на этапе творческом, найти и записать пословицы на изученную орфограмму. Для всех: учить правило по алгоритму.
УСПЕХОВ В РАБОТЕ…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ (СЕРИЯ УРОКОВ) ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ВО ВТОРОМ КЛАССЕ ПО МОДЕЛИ ПОЛНОГО УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
Технология реализовывается в следующих этапах:Ø вводная часть - ориентация учащихся в работе по модели полного усвоения;Ø обучение по каждой из учебных единиц в направлении...
«Повышение эффективности урока через систему использования современного оборудования и ЭОР в образовательной деятельности учителя в условиях ФГОС» ( из опыта работы)
В статье описывается опыт использования ИКТ-технологий на уроках немецкого языка во 2 классе ...
«Контроль за усвоением знаний в условиях ФГОС»
Переход на новый Федеральный государственный образовательный стандарт требует внесения значительных изменений во всю систему начального образования. Безусловно, такой её компонент, как кон...
«Использование ИКТ - технологий на уроках в начальной школе как одно из условий повышения эффективности образовательного процесса»
В новом тысячелетии мы вступили в информационную эпоху. Новая эпоха ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, кото...
"Дидактические игры в начальной школе как условие повышения эффективности усвоения учебного материала"
В работе рассматриваются особенности детей младшего школьного возраста, значение игр для детей данной категории. Классификация игр, дидактическая игра на уроках в начальных классах, структура и функци...
Организация системы уроков по технологии полного усвоения
Описание системы уроков с использованием технологии полного усвоения...