«Диагностика и развитие творческих способностей младших школьников».
учебно-методический материал
Общеизвестно, что ребёнок рождается талантливым исследователем, а важнейшие черты детского поведения – это неутомимая жажда знаний и новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать.
- Почему к старшим классам пропадает интерес к творчеству?
- Отвечает ли школьная система конкретным нуждам ребёнка?почему скучающий взгляд, потухшие глаза?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_-_karimova_r._s.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Автореферат на тему: «Диагностика и развитие творческих способностей младших школьников».
Общеизвестно, что ребёнок рождается талантливым исследователем, а важнейшие черты детского поведения – это неутомимая жажда знаний и новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать.
- Почему к старшим классам пропадает интерес к творчеству?
- Отвечает ли школьная система конкретным нуждам ребёнка?почему скучающий взгляд, потухшие глаза?
Проблема «качественного» образования и обусловила актуальность темы моего исследования,
Где предметом исследования является: условия диагностики и развития творческих способностей младших школьников,
А объектом исследования: процесс диагностики и развития творческих способностей младших школьников
Цель моего исследования:
повысить уровень качества знаний обучающихся и активную личностную позицию через создание условий, способствующих развитию и совершенствованию творческих способностей на уроках и во внеурочной деятельности
фгос Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность широкого выбора спектра занятий, направленных на развитие школьника .
Изучение психолого – педагогической литературы по теме исследования позволило выдвинуть следующую гипотезу: предполагается, что если организовать учебный и воспитательный процесс младшего школьника опираясь на области его интересов, можно развить его творческие способности и исследовательские умения, а это поможет ему не только успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины, но и обеспечит его успешную социализацию в обществе.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1) изучить опыт работы педагогов и психолого-педагогическую литературу по теме.
2) выявить педагогические условия создания и эффективной реализации развивающего характера обучения;
3) осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по развитию творческих способностей школьников;
4) экспериментально апробировать эффективность предложенных средств на практике;
5) провести анализ и обобщить результаты.
По словам американского психологи Маслоу: Творческий потенциал — это «не только способность к созданию нового в науке или искусстве, но и нестандартность отношения к себе, своему труду, общению, взаимодействию с другими людьми, решению самых различных проблемных ситуаций и вообще к жизни в целом».
Великие деятели и педагоги России К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и другие имели огромное значение в теоретическом обосновании проблемы…
О необходимости веры в безграничность каждого ребёнка и вдохновления детей на творчество говорит и современный исследователь и педагог Шалва Александрович Амонашвили.
Если ученик в школе сам не научился ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать.
Основой творчества является дивиргентное мышление, которое впервые было выделено на базе известной модели структуры интеллекта Джона Гилфорда, а наиболее эффективными сегодня признаны развивающие программы Дж. Рензулли. Важно отметить, что способности, навыки и умения, приобретаемые на занятиях по развитию творчества, дети успешно переносят на другие учебные предметы и в повседневную жизнь.
Почти каждый родитель, с которыми я встречалась уверен, что их ребёнок умён и талантлив. Однако когда этот ребёнок дорастает до школы, то его природный талант куда-то прячется. Уже в наше время, тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить чему либо, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования.
Сегодня, в условиях массовой школы, ко мне как к учителю предъявляются различные требования:
- я сопровождаю
- я создаю условия (для развития)
- я думаю, рассуждаю (как сделать лучше, комфортнее, позитивнее)
- я знаю (сильные и слабые стороны, чем он интересуется)
- я руковожу и направляю (во время учебно-воспитательного процесса)
В нашей совместной работе роль родителя не только быть пассивным наблюдателем, но и стать активным участником.
Мой проект предполагает следующие этапы:
- Подготовительный этап -1 класс
- Этап реализации-2-3 класс
- Этап обобщения результатов-4 класс
В первом классе на подготовительном этапе, я провела творческие работы учащихся (рисунок и устный рассказ « Моя семья» …), это было не достаточно.
Насколько же креативны мои ученики? Нет, не то что о них думают родители, а то, что есть на самом деле. Хотя я не сомневалась ни на секунду, что в моём классе только самые хорошие, талантливые и творческие дети, но все же решила проверить себя. Многие психологи и педагоги в настоящее время все чаще говорят о необходимости развития творческого мышления учащихся, среди огромного количества методик психологии творчества больше всего запал в душу тест Торренса. Его исследования показали, что творческое обучение повышает креативность учащихся, они начинают активнее участвовать в делах, требующих новаторства, постепенно меняя свое отношение к школьному обучению в целом.
Задания предполагаемого теста предназначены для развития следующих творческих мыслительных способностей:
- Беглость - способность быстро генерировать поток идей, возможных решений, подходящих объектов.
- Гибкость - применять разнообразные подходы и стратегии при решении проблем, готовность и умение рассматривать имеющуюся информацию с разных точек зрения.
- Оригинальность - способность придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения.
- Разработанность - способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.
Остановилась на двух: оригинальность - способность придумывать нестандартные, уникальные, необычные идеи и решения, и разработанность - способность расширять, развивать, приукрашивать и подробно разрабатывать какие-либо идеи, сюжеты и рисунки.
Результаты насторожили. Тест «5 геометрических фигур» позволил определить склонности детей в других областях - математика, актерское мастерство, художественные, коммуникативные способности. Оказалось, что в моем классе нет ни 1 математика, а художники и артисты, профессии конечно в современном мире востребованы, но обучаться им в школе и достигнуть результатов трудновато.
2 -3 класс - этап реализации. Сверяя результаты тестов, анкетирования родителей и детей, я пришла к выводу, что начинать следует с работы с родителями. Привычные собрания и индивидуальные беседы я сохранила в своей деятельности. Первые результаты дали праздники с родителями, где родилась мысль провести не обычное собрание, а праздник семьи. Дети совместно с родителями готовили презентацию своей семьи – родословная, герб, девиз семьи, значение фамилии. Защита проекта помогла, прежде всего, родителям посмотреть на своего ребёнка как на исследователя, оратора, пробуждала гордость, желание не только похвалить своё чадо, но продолжить совместную работу. А также приучает самостоятельно добывать знания, искать информацию, развивает желание творить и делиться этим с другими.
Дальнейшая работа распределилась по направлениям:
-Исследовательская работа-подготовка к НПК школьным и городским, где смогли проявить себя не все дети.
-Кружковая работа: начала с посещения центра творчества, посетили различные кружки, например, заинтересовались бисероплетением даже мальчики, итог-1 место в городском конкурсе поделок ко дню 8 марта .Если в начале 2 класса-посещаемость кружков минимальная, то вот какую картину мы имели к концу 3 класса.
Отдельно хочу остановиться на работе « Клуба почемучек» -было предложено посещать всем ребятам, время занятий подбирали так, чтоб каждому было удобно. Работа в группах позволила увидеть способности одних и раскрыться другим. Иногда проводили уроки сочинительства, дети так ждали поэтических взлетов: кто-то скажет 1-ю строчку, за ней и 2-я просится, и слагается стихотворение, в котором скрыта любовь каждого из нас. В нашем сборнике «Творческих работ» собраны стихи, сказки, рассказы собственного сочинения.
- Участие во Всероссийских конкурсах. На диаграмме видно, что увеличилось кол-во участников интеллектуальных конкурсов. Первый результат - одни из первых подхватили движение «Старт» в 2009-2010 учебном году.
Из опыта работы вижу, что обычное участие в конкурсе не стимулирует ребят к достижению высшего результата - поэтому особое место в моей практике занимает этап презентации успеха. Презентация успеха – ребята сами ищут конкурсы и принимают в них участие, после чего устраивают творческий отчет: рассказывают о себе, о конкурсе, результате. Весь класс аплодировал, высказывал пожелания, интересовался. Эту акцию мы назвали «Искупаем в овациях». Для наглядности в конце года выпускалась газета успеха – каждый ученик представлял собой цветок-лепесток-достижение в любой области.
4 класс – заключительный- этап обобщение результатов.
Обобщив опыт исследования, условия развития творческих способностей можно представить в виде модели.
Класс по отношению к учёбе работоспособный, но, что самое главное, они быстро адаптировались в 5 классе и уже имеются результаты за участие в конкурсах.
Гипотеза, что если у младшего школьника правильно диагностировать области интересов, можно развить его творческие способности и исследовательские умения, что поможет ему не только успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины, но обеспечит успешную социализацию , полностью подтвердилась. Но мне хочется остановиться на рисках:
Риски | Минимизация рисков |
при диагностике можно допустить ошибку | Готовность учителя постоянно быть в поиске. Он не бог.. |
интересы ученика меняются и меняются постоянно. | Следует проводить корректировку. |
Родитель может отказаться от взаимодействия | Постепенное привлечение к участию родителей в родительской конференции, во всех классных праздниках, в стартах, круглых столах, лекториях |
…….Ребёнок, а особенно ученик начальной школы, не кукла, следовательно интересы его постоянно меняются, поэтому следует проводить корректировку. Готовность учителя-быть постоянно в творческом поиске..
Работа с родителями не должна останавливаться после одного праздничного мероприятия.
Свой опыт я обобщила в брошюре «Методические рекомендации по теме: «Развитие творческих способностей младших школьников».
Вывод творческий
Зачем нужно развивать творческие способности
Если у ребенка есть хоть малейшие творческие способности, то ему будет гораздо легче учиться, трудиться, строить отношения с окружающими людьми, справляться с трудностями, что станет гарантией будущего профессионального успеха.
Творящий бедности не знает.
Далекий от мирских щедрот,
Добычею богатств не занят,-
Он из души их достает.
Л.Болеславский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей младших школьников
В статье описан опыт работы по развитию литературных творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках и в проектной деятельности....
Развитие творческих способностей младших школьников
Программа начальных классов включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Возникает необходимость в проведении интегрированных уроков (литературного чтения и...
Презентация "Развитие творческих способностей младших школьников"
Презентация подготовлена к статье "Развитие творческих способностей младших школьников"....
Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.
Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...
Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики
Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...
Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе
Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....
исследовательский педагогический проект "Разработка системы творческих заданий, ориентированных на повышение уровня развития творческих способностей младших школьников"
Цель исследования: развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся начальной...