Дидактические игры как метод стимулирующий познавательную деятельность учащихся
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Андреева Дарья Ильинична

В мастер-классе представлены различные дидактические игры для применения на уроках русского языка в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс на тему: «Дидактические игры как метод стимулирующий познавательную деятельность учащихся».

                Мы все взрослые люди со своими заботами, но я, думаю, что вы согласитесь со мной, что иногда хочется вернуться в беззаботное детство и поиграть. Я хочу вам предложить мастер – класс на тему: «Дидактические игры как метод активизации познавательной деятельности обучающихся».  (1 слайд)

Надеюсь на вашу помощь и сотрудничество.

Начать мне хочется с высказывания Василия Александровича Сухомлинского. (слайд 2)

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

(слайд3) Игра является основным видом деятельности ребенка. Она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способностей ребенка. Игра помогает развивать память, мышление, воображение, внимание, помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает у учеников радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его — от проверки домашнего задания до выполнения проверочной работы и обобщения.

Начнем знакомство с играми для 1 класса.

  1. Расшифруй звук. Провести.

Цель: закрепить акустико-артикуляционных образов гласных звуков, закрепление звукобуквенных связей, развитие зрительного внимания.

Оборудование: зрительные символы гласных звуков, набор изученных гласных букв (а, о, у, и).

              Ход игры: Учитель в произвольном порядке выставляет на наборном полотне карточки-символы. Ученики, «расшифровывая», произносят соответствующий звук.

  1. «Найди картинке ее домик». Показать. (слайд 4)

Цель: активизировать знания детей о гласных и согласных звуках.

Для этой игры-соревнования потребуется два картонных домика с кармашками для картинок: один – с красным кружком – символом на крыше, другой – с синим и набор предметных картинок.

Детям предлагается, подходя по очереди к столу педагога, взять одну из картинок, назвать изображенный на ней предмет и, выделив в его названии первый звук, определить, гласный он или согласный. В зависимости от этого картинка помещается в один или другой домик. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам.

Игры для запоминания букв:

  1. Расшифруй слова. Провести. (слайд 5)

Цель: развитие навыка буквенного анализа и синтеза, развитие навыка чтения, развитие устойчивости зрительного внимания, развитие пространственных представлений.

Оборудование. Карточки с геометрическими фигурами и буквами.

Ход игры.

Расшифруйте слова, используя геометрические фигуры. В каждой фигуре записаны буквы, рассмотрите внимательно и напишите буквы в пустые фигуры, прочитайте слова и найдите лишнее слово.

2.Какая буква выглянула в окошко? Показать. (слайд 6)
                
Можно использовать любые крупные буквы из разрезной азбуки. Дополнительно приготовьте лист большего размера с "окошком" любой формы (круглое, квадратное, прямоугольное). Спрячьте за этим листом букву из азбуки. Попросите ребенка узнать букву "в окошке" (по ее фрагменту).


                                                                                      Одну и ту же букву можно загадывать

многократно, изменяя предъявляемый

 фрагмент "в окошке".
Игра развивает пространственное

 мышление и внимание.

4. Какая буква спряталась? Показать. (слайд 6)

Раскрась геометрические фигуры, на которых написана буква Н. Какая буква у тебя получилась?

 

Думая о букве Н,

дети получают букву М

3. «Тело - буква» Провести.  (слайд 7)

        Оригинальный способ запоминания букв - упражнение "Тело-буква": ребенок изображает букву с помощью всего тела. Можно загадывать такие "Тело-загадки" ребенку, или он сам будут придумывать их для вас.


        5. Сколько точек – столько букв. Провести. (слайд 7)

Оборудование: кубик, на гранях которого различное количество точек.

Описание игры. Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых количество букв равно количеству точек на верхней грани кубика. В конце игры дети вспоминают все слова и некоторые записывают в тетрадь, ставя в скобках цифру, соответствующую количеству букв.

Игры со слогами.

  1. Накорми зайчика. Показать. (слайд 8)

Цель. Формировать у учащихся навыки правильного чтения слов с изучаемой буквой.

Оборудование: рисунки с изображением зайчика и моркови, нарисованные на доске ступеньки.

Игровое действие. Зайчик очень голоден, но для того, чтобы получить морковь, ему нужна ваша помощь.

Правила игры: ученики по очереди читают столбики слов. Если столбик прочитан правильно, зайчик поднимается на одну ступеньку ближе к моркови. Ученики читают до тех пор, пока зайчик не дойдет до моркови.

  1.  Игра в «Паровозики» (слайд 9)

На рельсах, по которым поедут наши вагончики, написаны все согласные, а на самих вагончиках – гласные. Помещаем вагончик на рельсы так, чтобы в окошечко показалась согласная, и называем, какая станция у нас получилась (например, БА). Далее перемещаем вагончик вниз по рельсам – до следующей согласной и читаем появившийся слог.

Игры с предложениями.

  1.   Игра: «Живые слова» . Провести. (слайд 10)

Цель : научить детей составлять предложения, определять количество слов в предложении, составлять предложение в нужном порядке. У доски 5 учеников. Каждый из них обозначает определенное слово. Задача детей - составить предложение (т.е. расставить детей в нужном порядке)

На ветке сидит маленькая птица. (Можно изменить порядок слов.) Маленькая   птица сидит на ветке.  

  1. «Составь предложение из букв слова». Показать. (слайд 11)

Например, слово «КОТ». Предложение:

Катя отмерила ткань».

Игры для 2 - 4 классов.

  1. Игра « Клички» по теме: ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ. Провести устно с проектором. (слайд 12)

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).

  1. Игра «Раскрашивание». Провести. С проектором. (слайд 13)

Использую при подготовке к описанию природы (тема «Имя прилагательное»). Учащимся предлагаю две репродукции: сначала черно-белая, затем цветная. Ребята «раскрашивают» чёрно-белую репродукцию, затем сравнивают её с цветной.

  1. Домино «Словарные слова» Провести. (слайд 14)

О

С…БАКА

      Ученикам раздают карточки со словарными словами по количеству играющих. Лишние остаются на столе у учителя в стопке надписью вниз.  Ведущий берёт первую карточку, показывает ученикам. Дети читают слово с пропущенной буквой. К учителю выходит тот ученик, у которого на его карточке буква, которая пишется в предлагаемом слове. Класс проверяет правильность выбранной буквы. Если ответ верен, ученик берет из стопки новую карточку с буквой, садится на место. Игра продолжается.

Время продолжения игры 2-3 минуты. Можно провести как физ. минутку, т.к. игра проходит в темпе, дети в движении.

4.Упражнение «Мысль другими словами» Провести. Слайд 15

Берется фраза, сложность и содержание которой определяется возрастом участников и целью. Нужно предложить несколько вариантов передачи этой же мысли, выраженной, другими словами.

Например, «наступила осень». – Как можно сказать по-другому?

- Закончилось лето.

- За окном сентябрь.

- …

5. Упражнение в составлении загадки. Провести. Показать на экране. Слайд 16.

 Работой с противоречиями будут незаменимыми помощниками на уроке русского языка для развития речи, для подготовки к написанию сочинений.

Рассмотрим последовательность составления загадок.

Нужно составить загадку с отгадкой «новогодняя ёлка». Заполним таблицу с 2 столбиками.

- Какая?

- Что такое же?

У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем между правыми и левыми столбцами «как» или «но не». Например:

Какая?             Нарядная            

Сверкающая    Привлекающая внимание                Нарядная, как барышня,

Сверкающая, как звезда, Привлекающая внимание, но не модница.

Ответ: новогодняя елка.  

Кто такая же?

барышня

звезда

модница

     

6. Метод работы с противоречиями. Провести. Слайд 17

Цель: научить находить учащихся противоречивые свойства, а также учит оценивать полученные результаты и выбирать лучшее из конкретной ситуации.

Рассмотрим использование этого метода на примере стихотворения В. Берестова «Гололедица»: (экран)

Не идется и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато

Отлично падается!

Почему ж никто

          Не радуется?

- Давайте рассмотрим ситуацию:

Если  выйти на улицу в гололедицу, то «+» (кататься в удовольствие)

«-» (получить можно травму). Как же быть?

Способы работы с противоречиями:

   *экстремистский (не обращаем внимания на «-», увеличиваем «+»)

«Буду кататься, а вдруг не упаду».

 * компромиссный (уменьшаем «+», чтобы уменьшить «-»)

«Научиться падать»

 *изобретательский (оставляем «+»)

 «Кататься сидя, лежа»

Игры с фразеологизмами.

  1. Нужно собрать правильно рассыпанные фразеологизмы. Показать.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЕ ЛОТО Собери фразеологизмы на носу повесить совать водить за нос нос задирать нос с носом зарубить оставить нос

  1. Отдохни! Провести.

Я называю фразеологизм, а вы показываете ту часть тела, к которой он относится.

Покажите часть тела 1) Его задирают, зазнаваясь. 2) Не цветы, а вянут. 3) Ими машут, как мельница. 4) Он длинный и без костей. 5) Ими щелкают от голода. 6) Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. 7) Не белье, а их развешивают доверчивые люди. 8) С них сбиваются, когда что-то ищут.

Рефлексия.

В завершении мастер класса я предлагаю оформить анкету-газету, на которой вы можете выразить свое отношение, дать оценку в виде рисунков, шаржей, карикатур, стихотворных строк, пожеланий, замечаний, предложений и т.д. У вас на столах есть листочки и ручки. После того, как вы закончите, то нужно подойти в общему листу и приклеить. Можно приступать.

Спасибо за сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно – дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся.

Дидактические игры относятся к виду «игр по правилам», в число которых входят игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они являются ярким примером ...

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся

Эта презентация была использована на педсовете, посвященном учебно-дидактическим играм,которые нужно использовать на уроках и не надо относиться к ним как к устаревшим формам работы....

«Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения: плюсы и минусы».

Рассмотреть значение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Обсудить положительные и отрицательные стороны применения дидактических игр на уроках русского языка и чтения. Пополнить методи...

Дидактический процесс как система управления познавательной деятельностью учащихся (игра).

Основной формой учебно-воспитательной работы в начальной школе, как известно, является урок. Именно на уроке усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной рабо...

Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIIIвида на уроках в начальной школе

Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности  учащихся специальной (коррекционной) школы VIIIвида на уроках в начальной школе...