Дидактические игры как метод стимулирующий познавательную деятельность учащихся
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
В мастер-классе представлены различные дидактические игры для применения на уроках русского языка в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._master_-_klass_az_da_buki-_nachalo_vsey_nauki_avtosohranennyy.doc | 604 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс на тему: «Дидактические игры как метод стимулирующий познавательную деятельность учащихся».
Мы все взрослые люди со своими заботами, но я, думаю, что вы согласитесь со мной, что иногда хочется вернуться в беззаботное детство и поиграть. Я хочу вам предложить мастер – класс на тему: «Дидактические игры как метод активизации познавательной деятельности обучающихся». (1 слайд)
Надеюсь на вашу помощь и сотрудничество.
Начать мне хочется с высказывания Василия Александровича Сухомлинского. (слайд 2)
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский
(слайд3) Игра является основным видом деятельности ребенка. Она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способностей ребенка. Игра помогает развивать память, мышление, воображение, внимание, помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Не говоря уже о том, что дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает у учеников радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения.
Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом этапе его — от проверки домашнего задания до выполнения проверочной работы и обобщения.
Начнем знакомство с играми для 1 класса.
- Расшифруй звук. Провести.
Цель: закрепить акустико-артикуляционных образов гласных звуков, закрепление звукобуквенных связей, развитие зрительного внимания.
Оборудование: зрительные символы гласных звуков, набор изученных гласных букв (а, о, у, и).
Ход игры: Учитель в произвольном порядке выставляет на наборном полотне карточки-символы. Ученики, «расшифровывая», произносят соответствующий звук.
- «Найди картинке ее домик». Показать. (слайд 4)
Цель: активизировать знания детей о гласных и согласных звуках.
Для этой игры-соревнования потребуется два картонных домика с кармашками для картинок: один – с красным кружком – символом на крыше, другой – с синим и набор предметных картинок.
Детям предлагается, подходя по очереди к столу педагога, взять одну из картинок, назвать изображенный на ней предмет и, выделив в его названии первый звук, определить, гласный он или согласный. В зависимости от этого картинка помещается в один или другой домик. Игра продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по местам.
Игры для запоминания букв:
- Расшифруй слова. Провести. (слайд 5)
Цель: развитие навыка буквенного анализа и синтеза, развитие навыка чтения, развитие устойчивости зрительного внимания, развитие пространственных представлений.
Оборудование. Карточки с геометрическими фигурами и буквами.
Ход игры.
Расшифруйте слова, используя геометрические фигуры. В каждой фигуре записаны буквы, рассмотрите внимательно и напишите буквы в пустые фигуры, прочитайте слова и найдите лишнее слово.
2.Какая буква выглянула в окошко? Показать. (слайд 6)
Можно использовать любые крупные буквы из разрезной азбуки. Дополнительно приготовьте лист большего размера с "окошком" любой формы (круглое, квадратное, прямоугольное). Спрячьте за этим листом букву из азбуки. Попросите ребенка узнать букву "в окошке" (по ее фрагменту).
Одну и ту же букву можно загадывать
многократно, изменяя предъявляемый
фрагмент "в окошке".
Игра развивает пространственное
мышление и внимание.
4. Какая буква спряталась? Показать. (слайд 6)
Раскрась геометрические фигуры, на которых написана буква Н. Какая буква у тебя получилась?
Думая о букве Н,
дети получают букву М
3. «Тело - буква» Провести. (слайд 7)
Оригинальный способ запоминания букв - упражнение "Тело-буква": ребенок изображает букву с помощью всего тела. Можно загадывать такие "Тело-загадки" ребенку, или он сам будут придумывать их для вас.
5. Сколько точек – столько букв. Провести. (слайд 7)
Оборудование: кубик, на гранях которого различное количество точек.
Описание игры. Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых количество букв равно количеству точек на верхней грани кубика. В конце игры дети вспоминают все слова и некоторые записывают в тетрадь, ставя в скобках цифру, соответствующую количеству букв.
Игры со слогами.
- Накорми зайчика. Показать. (слайд 8)
Цель. Формировать у учащихся навыки правильного чтения слов с изучаемой буквой.
Оборудование: рисунки с изображением зайчика и моркови, нарисованные на доске ступеньки.
Игровое действие. Зайчик очень голоден, но для того, чтобы получить морковь, ему нужна ваша помощь.
Правила игры: ученики по очереди читают столбики слов. Если столбик прочитан правильно, зайчик поднимается на одну ступеньку ближе к моркови. Ученики читают до тех пор, пока зайчик не дойдет до моркови.
- Игра в «Паровозики» (слайд 9)
На рельсах, по которым поедут наши вагончики, написаны все согласные, а на самих вагончиках – гласные. Помещаем вагончик на рельсы так, чтобы в окошечко показалась согласная, и называем, какая станция у нас получилась (например, БА). Далее перемещаем вагончик вниз по рельсам – до следующей согласной и читаем появившийся слог.
Игры с предложениями.
- Игра: «Живые слова» . Провести. (слайд 10)
Цель : научить детей составлять предложения, определять количество слов в предложении, составлять предложение в нужном порядке. У доски 5 учеников. Каждый из них обозначает определенное слово. Задача детей - составить предложение (т.е. расставить детей в нужном порядке)
На ветке сидит маленькая птица. (Можно изменить порядок слов.) Маленькая птица сидит на ветке.
- «Составь предложение из букв слова». Показать. (слайд 11)
Например, слово «КОТ». Предложение:
Катя отмерила ткань».
Игры для 2 - 4 классов.
- Игра « Клички» по теме: ПРАВОПИСАНИЕ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ. Провести устно с проектором. (слайд 12)
Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.
Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:
ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА
ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА
Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении кличек (суффикс, окончание).
- Игра «Раскрашивание». Провести. С проектором. (слайд 13)
Использую при подготовке к описанию природы (тема «Имя прилагательное»). Учащимся предлагаю две репродукции: сначала черно-белая, затем цветная. Ребята «раскрашивают» чёрно-белую репродукцию, затем сравнивают её с цветной.
- Домино «Словарные слова» Провести. (слайд 14)
О | С…БАКА |
Ученикам раздают карточки со словарными словами по количеству играющих. Лишние остаются на столе у учителя в стопке надписью вниз. Ведущий берёт первую карточку, показывает ученикам. Дети читают слово с пропущенной буквой. К учителю выходит тот ученик, у которого на его карточке буква, которая пишется в предлагаемом слове. Класс проверяет правильность выбранной буквы. Если ответ верен, ученик берет из стопки новую карточку с буквой, садится на место. Игра продолжается.
Время продолжения игры 2-3 минуты. Можно провести как физ. минутку, т.к. игра проходит в темпе, дети в движении.
4.Упражнение «Мысль другими словами» Провести. Слайд 15
Берется фраза, сложность и содержание которой определяется возрастом участников и целью. Нужно предложить несколько вариантов передачи этой же мысли, выраженной, другими словами.
Например, «наступила осень». – Как можно сказать по-другому?
- Закончилось лето.
- За окном сентябрь.
- …
5. Упражнение в составлении загадки. Провести. Показать на экране. Слайд 16.
Работой с противоречиями будут незаменимыми помощниками на уроке русского языка для развития речи, для подготовки к написанию сочинений.
Рассмотрим последовательность составления загадок.
Нужно составить загадку с отгадкой «новогодняя ёлка». Заполним таблицу с 2 столбиками.
- Какая?
- Что такое же?
У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. После заполнения таблицы вставляем между правыми и левыми столбцами «как» или «но не». Например:
Какая? Нарядная Сверкающая Привлекающая внимание Нарядная, как барышня, Сверкающая, как звезда, Привлекающая внимание, но не модница. Ответ: новогодняя елка. | Кто такая же? барышня звезда модница |
6. Метод работы с противоречиями. Провести. Слайд 17
Цель: научить находить учащихся противоречивые свойства, а также учит оценивать полученные результаты и выбирать лучшее из конкретной ситуации.
Рассмотрим использование этого метода на примере стихотворения В. Берестова «Гололедица»: (экран)
Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?
- Давайте рассмотрим ситуацию:
Если выйти на улицу в гололедицу, то «+» (кататься в удовольствие)
«-» (получить можно травму). Как же быть?
Способы работы с противоречиями:
*экстремистский (не обращаем внимания на «-», увеличиваем «+»)
«Буду кататься, а вдруг не упаду».
* компромиссный (уменьшаем «+», чтобы уменьшить «-»)
«Научиться падать»
*изобретательский (оставляем «+»)
«Кататься сидя, лежа»
Игры с фразеологизмами.
- Нужно собрать правильно рассыпанные фразеологизмы. Показать.
- Отдохни! Провести.
Я называю фразеологизм, а вы показываете ту часть тела, к которой он относится.
Покажите часть тела 1) Его задирают, зазнаваясь. 2) Не цветы, а вянут. 3) Ими машут, как мельница. 4) Он длинный и без костей. 5) Ими щелкают от голода. 6) Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. 7) Не белье, а их развешивают доверчивые люди. 8) С них сбиваются, когда что-то ищут.
Рефлексия.
В завершении мастер класса я предлагаю оформить анкету-газету, на которой вы можете выразить свое отношение, дать оценку в виде рисунков, шаржей, карикатур, стихотворных строк, пожеланий, замечаний, предложений и т.д. У вас на столах есть листочки и ручки. После того, как вы закончите, то нужно подойти в общему листу и приклеить. Можно приступать.
Спасибо за сотрудничество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно – дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся.
Дидактические игры относятся к виду «игр по правилам», в число которых входят игры подвижные и связанные с музыкой. Именно они являются ярким примером ...
Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся
Эта презентация была использована на педсовете, посвященном учебно-дидактическим играм,которые нужно использовать на уроках и не надо относиться к ним как к устаревшим формам работы....
«Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения: плюсы и минусы».
Рассмотреть значение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Обсудить положительные и отрицательные стороны применения дидактических игр на уроках русского языка и чтения. Пополнить методи...
Презентация «Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения: плюсы и минусы».
Осмысление роли учебно-дидактических игр в учебно-воспитательном процессе....
Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.
теоретический материал с примерами использования...
Дидактический процесс как система управления познавательной деятельностью учащихся (игра).
Основной формой учебно-воспитательной работы в начальной школе, как известно, является урок. Именно на уроке усваивают учащиеся знания и приобретают навыки использования их в практической учебной рабо...
Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIIIвида на уроках в начальной школе
Дидактическая игра как способ активизации познавательной деятельности учащихся специальной (коррекционной) школы VIIIвида на уроках в начальной школе...