Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.
статья на тему

теоретический материал с примерами использования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx15.07 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.

С большим желанием и увлечением более 12 лет  работаю по программе « Школа 2100». Кроме необходимых технологий предусмотренных программой использую и традиционные формы и методы обучения.

Большое внимание на уроках отвожу дидактическим играм. Ш.А.Амонашвили писал «… без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока».

Я думаю, одним из средств, содержащих в себе реальные возможности для решения вопросов формирования познавательных интересов, деятельностного отношения к учёбе и снижения психических и физических перегрузок  детей в школе является игра.

Необходимость использования дидактических игр как средства обучения, на мой взгляд,  определяется рядом причин:

- игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве ещё не потеряла своего значения. Л.С. Выгодский писал, что « в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет своё внутреннее продолжение в учёбе и труде». Отсюда следует, что опора на игровую деятельность это важный и наиболее адекватный путь включения детей учебную работу;

- освоение учебной деятельности идёт медленно (многие дети вообще не знают, что такое « учиться»);

- имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, развитием памяти, преобладанием наглядно-образного мышления;

- недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребёнок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе.

В своей работе использую разные виды дидактических игр, которые  разнообразны по содержанию и форме.

  • Игры- путешествия - призваны усилить впечатление, обостряют наблюдательность.
  • Игры- поручения, в основе которых лежат действия с предметами, словесные поручения.
  • Игры- предположения: « что было бы ...». Перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
  • Игры- загадки - развивают способность к анализу, обобщению, формируют умение рассуждать, делать выводы.
  • Игры- беседы, в основе которых лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность,   доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.

Исходя из содержания программного материала, я определяю место игры в структуре урока, её цель. Ведь вначале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать активность. В середине урока игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. Игры провожу на любом этапе урока и использую их на уроках разных типов. Стараюсь подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую. В этом мне помогают методические пособия программы «школа 2100», в которых содержится большое количество дидактических игр и рекомендации по их использованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"

Тема работы: "Дидактическая игра - как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики"...

«Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения: плюсы и минусы».

Рассмотреть значение дидактических игр в учебно-воспитательном процессе. Обсудить положительные и отрицательные стороны применения дидактических игр на уроках русского языка и чтения. Пополнить методи...

Дидактическая игра, как средство активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспит...

Занимательный дидактический материал как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка.

Презентация к работе "Занимательный дидактический материал как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка"...